Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:32, контрольная работа

Описание

Субъект административного права – это физическое или юридическое лицо, которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти в соответствии с административно-правовыми нормами.

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

 

Задание 1

1.      Законы РФ: «О выборах народных депутатов», «Об образовании», «О статусе судей».

2.      Указы Президента РФ: «о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ», «О присвоении почётных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области».

3.      Постановление Главы администрации области «О мерах по укреплению».

 

Задание 2

Субъект административного права – это физическое или юридическое лицо, которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти в соответствии с административно-правовыми нормами.

Субъект административно-правовых отношений – это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений – это два равно взаимосвязанных по значению понятия. Субъект административного права – это конкретный участник административно-правовых отношений.

Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это:

        наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

        наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений;

        административная правоспособность и административная дееспособность.

Субъекты административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (например, государственные служащие или должностные лица).

К коллективным субъектам – это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельности регламентирован специальными нормативными правовыми актами.  К коллективным субъектам относятся:

1. Государственные организации: (государственные органы, учреждения, предприятия. Государственные органы обладают государственными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий; предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность; учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера).

2. Негосударственные организации:

      общественные объединения (партии, союзы, общественные организации, общественные движения, общественные фонды и др.);

      некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.);

      муниципальные образования;

      коммерческие организации (в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов).

 

Задание 3

Схема 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий и четвёртый элементы административно-правового статуса Д.Н. Бахрах объединяет вместе и называет «специальным» статусом.

 

 

 

Задание 4

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

 

Схема 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты – административный коллектив.

Необходимо отметить, что, став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта – организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

3) военнослужащих;

4) государственных гражданских служащих.

 

Административная опека. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором развивается «система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Одним из ярких проявлений социальной политики государства выступает институт административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека заключается в выдаче денежных сумм, организационном содействии в трудоустройстве, оказании медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты – безработные, чернобыльцы, беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Великой Отечественной войны, афганцы и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом, и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы.

Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.

 

Субъекты разрешительной системы. В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Специальные административно-правовые режимы территорий могут быть постоянными и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного, чрезвычайного положения, карантина и др.

Среди постоянных – административно-правовые режимы территорий пограничных зон, закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Такого рода статус чаще всего предполагает особые правила въезда и выезда, передвижения, деятельности, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

 

Государственные служащие

              Административное право обслуживает,  прежде  всего,  государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус  главным  образом государственных служащих системы государственного управления.

       Специфическая  концепция  государственной  службы  положена   основу

Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах  государственной службы  Российской  Федерации» (далее  Закон  Российской   Федерации   о государственной службе).

В трактовке этого Закона под  государственной службой понимается профессиональная деятельность по  обеспечению  исполнения полномочий  государственных  органов.  При  этом  к  государственной  службе относится   исполнение   должностных   обязанностей   лицами,    замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в  самом законе. То  есть,  не  все  лица,  занимающие  должности  в  государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к  государственной  службе.  Под этим углом зрения должности  в  государственных  органах  подразделяются  на государственные    и     негосударственные     должности.     Разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.

       Государственные  должности  делятся  на  три  категории:  «А»,  «Б»,

«В»:

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской  Федерации,  федеральными  законами,  конституциями, уставами субъектов Российской  Федерации  для  непосредственного  исполнения полномочий государственных органов Президент  и  Председатель  Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся государственные должности,  учреждаемые  в соответствии с законодательством Российской  Федерации  для  посредственного обеспечения  исполнения  полномочий  лицами,   замещающими   государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся  должности,  учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

              Должности категорий «Б» и  «В»  образуют  государственные  должности

государственной  службы,  с  понятием  которой   и   связывается   служебная

деятельность лиц,  замещающих  такие  должности.  Государственные  должности категории «А» не  признаются  государственными  должностями  государственной службы, следовательно, деятельность лиц,  занимающих  их,  по  осуществлению полномочий    соответствующих    органов,    не    охватывается     понятием государственной службы.

              К  негосударственным  относятся  должности,  включаемые  в   штатные

расписания государственных  органов  в  целях  технического  обеспечения  их

деятельности.

Административно-правовой статус лиц, совершивших правонарушения

Статус указанных лиц не случайно выделен в отдельный параграф, так как он требует более детального рассмотрения.

Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для лиц, совершивших преступления. Эти ограничения непосредственно не связаны с уголовным наказанием. Часть из них распространяется на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, часть – на лиц, отбывающих наказания, часть – на лиц, имеющих судимость.

Соответствующие нормы являются специальными в отношении общей нормы: ч. 6 ст. 86 УК РФ устанавливает, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью».

К лицам, совершившим тяжкие преступления, может быть применена такая мера административного принуждения, как административный надзор органов милиции, что уже само по себе означает установление специального административно-правового статуса поднадзорного.

Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными. Учредителем средства массовой информации не может выступать гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы.

Право гражданина России на выезд за границу может быть временно ограничено, если он:

      задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

      осужден за преступление – до отбытия наказания или освобождения от него.

Ряд установленных федеральным законодательством ограничений касается не только лиц, совершивших преступления, но и лиц, совершивших административные проступки. Например, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам России, если они имеют судимости за совершение умышленных преступлений, отбывают наказание за совершенное преступление, а также совершившим в течение года повторно административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления и др.

Специфика названных и ряда других административно-правовых ограничений статусов правонарушителей состоит в том, что они не являются наказаниями, а связаны с ними, обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения правонарушения. Но главное их назначение – не усиление кары, а предупреждение рецидива, новых правонарушений, а значит, и обеспечение безопасности окружающих. Совершение лицом административного проступка вносит соответствующие коррективы в его общий статус. К нарушителю могут быть применены установленные законами меры процессуального принуждения (задержание, личный досмотр, изъятие имущества и документов и др.), административные наказания, временно лишающие его определенных прав, и виновный обязан претерпевать осуществляемое законно принудительное воздействие. У гражданина, привлеченного к административной ответственности, возникает на срок не менее года состояние наказанности, а это может повлечь иные неблагоприятные последствия:

      признание второго нарушения повторным, а значит, влекущим применение более суровых санкций;

      лишение права получить лицензию на приобретение газового оружия;

      задержку присвоения очередного звания.

 

Задание 5

 

Карта сравнительного анализа видов юридической ответственности

 

Признаки

Виды ответственности

административная

дисциплинарная

уголовная

Фактическое основание

вид юридической ответственности, который заключается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение

дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил поведения, установленных различными положениями, уставами, правилами, и заключается в наложении на лицо, совершившее проступок, мер дисциплинарного взыскания властью руководителя, начальника

совершение преступления

Нормативное основание

Устанавливается  законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях

Устанавливается законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников

Устанавливается только законами

Процессуальное основание

КоАП РФ

Трудовой кодекс РФ и др.

Уголовный кодекс РФ

Субъект, налагающий взыскание

Физические лица, коллективные образования

вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Государство, физические лица

Виды взысканий

Административные взыскания (ст. 3.2 КоАП)

Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение (является крайней мерой дисциплинарной ответственности) – ст. 192 Трудового кодекса РФ

Уголовные наказания

 

Информация о работе Субъекты административного права