Религиозные организации как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:25, доклад

Описание

Реализация гражданами свободы совести, гарантированной Конституцией России, предполагает существование и деятельность различных религиозных образований - религиозных объединений, представляющих собой более или менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.

Работа состоит из  1 файл

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.docx

— 15.18 Кб (Скачать документ)

 РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК  СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

 Реализация  гражданами свободы совести, гарантированной  Конституцией России, предполагает существование  и деятельность различных религиозных  образований - религиозных объединений, представляющих собой более или  менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.

 Построение  религиозного объединения, взаимоотношения  их высших и низших органов, система  внутреннего управления, порядок  отправления религиозного культа и  другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависят преимущественно  от вероучения. В то же время законодательство, исходя из необходимости охраны интересов  личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает  их права и обязанности. Эффективность  контроля за соблюдением законодательства о религиозных объединениях, совершенствование  форм и методов научной работы в немалой степени зависит  от правильного понимания социального  и правового характера религиозных  объединений.

 Религиозные объединения являются специфической  разновидностью коллективных субъектов  административного права России.

 Правовое  положение религиозных организаций  определено Федеральным законом  «О свободе совести и о религиозных  объединениях» от 26 сентября 1997 г., постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных  религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми  актами.

 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести  и свободу вероисповедания, а  также правовое положение религиозных  объединений. Содержание Закона соответствует  Конституции России, иным российским законам и общепризнанным принципам  и нормам по вопросам защиты прав и  свобод человека, а также взаимоотношений  государства и религиозных организаций.

 В Законе подтверждаются конституционные положения  о том, что никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но и они  в свою очередь не имеют права  вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и, в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

 Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

 В Законе дается четкое юридическое определение  религиозным объединениям, группам  и организациям. Так, религиозным  объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания  и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и  церемоний; обучение религии и религиозное  воспитание своих последователей.

 Религиозные организации подлежат государственной  регистрации федеральным органом  юстиции и органами юстиции субъектов  Федерации. Отказано в государственной  регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной  организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

 Религиозные организации могут быть ликвидированы  по решению их учредителей или  суда.

 Иностранные религиозные организации обязаны  получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.

 Некоторые иностранные религиозные деятели  нередко нарушают нормы российского  законодательства о статусе иностранных  граждан, порядке их регистрации  и передвижения по стране. Поэтому  постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение  о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российский Федерации  представительств иностранных религиозных  организаций. Министерство юстиции  РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в РФ. Свидетельство о  регистрации представительства  является основанием для обращения  открывшей его иностранной религиозной  организации в дипломатические  представительства или консульские  учреждения РФ за получением визы на въезд  в Россию иностранных граждан  для работы в представительстве  и в органы внутренних дел РФ для  оформления регистрации этих граждан  и членов их семей в РФ.

 Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления  надзора и контроля за исполнением  ими законодательства в данной сфере.

 Надзор  за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

 Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением  ею устава относительно целей и порядка  ее деятельности.

 В нашем  законодательстве закреплены положения, касающиеся права военнослужащих на свободу совести и свободу  вероисповедания. В Федеральном  законе «О статусе военнослужащих»  от 27 мая 1998 г. указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные  обряды на территории воинской части  могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с  разрешения командира. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях  и религиозных церемониях как  частные лица. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам  отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к  религии.

 Таким образом, органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных  организаций, прежде всего уставов. Так же исполнительная власть взаимодействует  с конфессиональными объединениями  при определении статуса учреждений религиозного образования. Религиозное  образование или его основы могут  быть получены не только в учреждениях  конфессионального образования, но и в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях.

Информация о работе Религиозные организации как субъекты административного права