Субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:39, доклад

Описание

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти. Административно право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Содержание

Введение 3
Субъекты административного права РФ 4
Граждане как субъекты административного права 8
Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты административного права 12
Государственные служащие как субъекты административного права 23
Заключение 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

реферат по административному праву.docx

— 93.04 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение  высшего  пРофессионального  образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева 
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

 
 
 

Учетно-финансовый факультет 
 
 

Дисциплина  «Административное право» 
 
 
 

Реферат

На  тему: «Субъекты административного права » 
 
 
 

                Выполнила: студентка 306  группы
                Учетно-финансового  факультета
                Юшкова  К.С.
                Руководитель:
                к.э.н., доцент Нурбагандова К. А.
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011 г.

Оглавление

Введение 3

Субъекты административного права РФ 4

Граждане как субъекты административного права 8

Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты административного права 12

Государственные служащие как субъекты административного права 23

Заключение 27

Список литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви  государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти. Административно право –  важнейшая отрасль правовой системы  любой страны. Особенно велика его  роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный  состав населения, традиционно большой  объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной  администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права  закрепляет права и обязанности  граждан и иных невластных субъектов  в отношениях с представителями  исполнительной власти, организационные  основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего массива административно – правовых норм. В 90 - х годах ХХ века Российской Федерации пришлось полностью обновлять и быстро расширять систему административно – правового регулирования. Были закреплены демократические начала, организации и функционирования исполнительной власти, расширены права граждан, значительно повышена роль закона в регулировании властей отношений. 
 
 

Субъекты административного права РФ

 

     Субъект права в любой отрасли права  – это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен  в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве  нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в  этом случае субъектами административного  права, носителями конкретных прав и  обязанностей. Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности  по своему характеру, объему, формам выражения. Полномочия субъектов административного  права могут выражать право гражданина на получение высшего образования  или занятия предпринимательской  деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и  организаций блюсти правила общественного  порядка, благоустройства, являться в  правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие  из правообязанностей, например, право  обучаться в образовательном  учреждении обязанность получить там  определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного  права, предоставляются ему в  одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с  заявлением в государственный орган, в другом случае – вопреки его  желанию, например, лицо при привлечении  его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить  меру административного взыскания, имея при этом определенные права  и обязанности, в том числе  по принудительному исполнению. Права  и обязанности субъекта административного  права образуют его правовой статус. Правовой статус-категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды. Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации. Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ - третий. Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других. Граждане как субъекты административного права. В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих. Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений- это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

     1. Административно-правовая норма,  предусматривающая права, обязанности  субъекта.

     2. Административная правоспособность  и дееспособность субъекта.

     3. Основание возникновения изменения  и прекращения правоотношений (юридический)  факт. Главной особенностью граждан  как участников административных  правоотношений является то, что  оно выступают в качестве частных  лиц, то есть реализуют свои  личные общегражданские права  и обязанности в сфере исполнительной  власти а не права государственных  или не государственных организациях  их должностных лиц поэтому  административные правоотношения  между гражданами и соответствующего  органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут  складываться в связи: 

  1. С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти;
  2. С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
  3. С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

Граждане как субъекты административного права

 

     В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства  правовое регулирование положения  личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право  и государство в лице своих  органов и должностных лиц  призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права как средства реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих. Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения.

     Субъекты  административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

     1. Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности субъекта:

     2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:

     3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношении юридический факт. Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями , могут складываться в связи:

     1. С реализацией гражданами принадлежащим  им по закону прав в сфере исполнительной власти;

     2. С выполнением возложенных на  граждан обязанностей в сфере  исполнительной власти;

     3. С нарушением гражданами своих  правовых обязанностей в этой  сфере;

     4. С нарушением органами исполнительной  власти или их должностными  лицами прав и законных интересов  граждан.

     Основные  права и обязанности граждан  России в сфере исполнительной власти составляют часть прав свобод и обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Например, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей.(ст. 32 ). Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27).Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей, которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти.

     Административная  правоспособность является необходимым  условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

     Административная  дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет. Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью, однако по состоянию здоровья некоторые из них могут быть признаны частично или полностью не дееспособными. Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или стороной, реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями. Ст. 18 Конституции определено, что права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается. Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русскоязычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предприятия, учреждения, общественные объединения как  субъекты административного  права

 

     Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, подчеркнем: это один из фундаментальных  конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая  характеристика общественных объединений  как субъекта российского права.

Информация о работе Субъекты административного права