Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:49, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование такого объекта правового регулирования, как культурные ценности, подробное изучение порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу, выявление сложности в применении законодательства, связанного с перемещением культурных ценностей.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определения понятия культурных ценностей, изучение их основных признаков;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных и иных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу;
- исследование института экспертизы в данной области.

Содержание

Введение………………………………………………...…………..……….………4
Глава I. Общие положения о порядке перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу……………….……..................6
§1. Понятие и перечень культурных ценностей.………..….………............…..6
§2. Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей……………….……..………....…………...15
Глава II. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей.…. …..…....................21
§1. Таможенное декларирование и регулирование вывоза (и временного вывоза) культурных ценностей………...……………………….………….21
§2. Таможенное декларирование и регулирование ввоза (и временного ввоза) культурных ценностей.………………………..………………………..…..37
Глава III. Проведение экспертизы культурных ценностей ..………..…….......…46
Заключение…………………………………………………...……………….…….55
Библиографический список ………………...………………………….………….57
«Приложение 1»…………………….……………….………………….……..…62
«Приложение 2»……………………….…………………………………….…..63
«Приложение 3»……………………….……………………………………..….64
«Приложение 4»…………………………………………………………………65

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 3.46 Мб (Скачать документ)
  1. Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и библиотечных фондов;
  2. Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники;
  3. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, культуры, литературы и искусства;
  4. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, военного, производственного и иного назначения, созданные более 50 лет назад
  5. антикварное оружие (огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленного до 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами центрального боя), холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года включительно)
  6. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование военного, научного, производственного и бытового назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад
  7. предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок (как санкционированных, так и несанкционированных) и археологических открытий независимо от времени их выявления
  8. Художественные ценности (за исключением созданных менее 50 лет назад живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства и отправления религиозных культов различных конфессий, дизайнерских проектов, инсталляций, сувенирных изделий, предметов детского творчества, а также предметов быта независимо от времени их создания)
    1. произведения живописи, скульптуры;
    2. произведения графики и оригинальные графические печатные формы;
    3. предметы отправления религиозных культов различных;
    4. предметы декоративно-прикладного искусства;
    5. авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи;
  9. Печатные издания, созданные более 100 лет назад;
  10. Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад
  11. Ордена, медали (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным), а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, значки, созданные более 50 лет назад
  12. Уникальные и редкие музыкальные инструменты (за исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) и массового изготовления, в том числе народных музыкальных инструментов, не находящихся на государственном учете);
  13. Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 100 лет назад (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания);
  14. Редкие коллекции, предметы и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и палеонтологии независимо от времени возникновения или создания;
  15. Ранее ввезенные на таможенную территорию стран - участниц таможенного союза культурные ценности старше 100 лет
  16. Культурные ценности, представляющие историческую, художественную, научную, документальную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством стран - участниц таможенного союза к особо ценным объектам культурного наследия народов независимо от времени их создания;
  17. Культурные ценности, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством стран - участниц таможенного союза.

Приведенным вышестоящим актом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Независимо от того, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия «культурные ценности», общая специфика остается неизменной: каждый предмет культурного и природного наследия является уникальным и каждая страна, на территории которой находятся предметы культурного и природного наследия, обязана сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям.

Отмечено отсутствие единообразного определения понятия «культурные ценности». Применение такого разнообразия терминов объясняется той сложностью, что трудно провести грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу. Так же трудностью является отграничение культурной ценности от ценности материальной.

С 1 января 2010 года на основании Решения  Межгосударственного совета Евразийского экономичесого сообщества № 18 от 27.11.09 «О едином таможенно-тарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»12, вступила в силу Единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности (далее – ЕТН ВЭД), в которой, как и в предшествующей ей ТН ВЭД Таможенного союза, культурным ценностям отведен отдельный раздел, куда входит группа 97  «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат». В «Приложении 1» представлен подробный перечень классификации культурных ценностей по шести товарным позициям. Однако следует отметить, что такие товары классифицируются в других товарных позициях ЕТН ВЭД, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстов примечаний или товарных позиций данной группы. Изделия, относящиеся к товарным позициям 9701 - 9705, остаются в этих товарных позициях, даже если их возраст превышает 100 лет.

Источником для понимания понятия могут служить работы научных деятелей. Так,  например, Братанов В. В. анализируя преступления связанные с хищением культурных ценностей, пришел к выводу, что предметом данных преступлений выступает движимое имущество и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.13

Способствовать незаконному вывозу культурных ценностей, так же как  и проявлению некомпетентности со стороны работников таможенных органов, недопустимо, но и с другой стороны нельзя обременять излишним подозрением граждан, замедляя процедуры таможенного контроля и оформления. Следовательно, для повышения эффективности борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей имеет большое значение хорошее знание своей работы, образованность работников таможни, точное знание предмета, и соответственно, представление о том, что стоит за формулировкой понятия «культурные ценности».

Отсутствие единого подхода  к определению понятия культурная ценность не способствует их охране и защите. В литературе отмечается, что в современных условиях список охраняемых культурных ценностей все время расширяется14. Следует подчеркнуть, что на данный момент в нормативных актах содержится несколько различных типов описания культурных ценностей, что ведет либо к расширительному, либо, наоборот, к ограничительному толкованию предмета правовой охраны. В связи с этим, на наш взгляд, законодателю следует разграничить понятие «культурная ценность» и определения «культурное наследие», «предметы культурного назначения», «культурное достояние», «памятники истории и культуры», «антиквариат» и т.д. Потребность в унификации понятий и терминологии в законодательстве о культуре отмечается всеми без исключения учеными, изучающими данную проблематику15.

 

 

 

  1. Органы государственнго регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей.

 

Сохранить и приумножить ценности национальной культуры является важной задачей любого государства. Поэтому контроль за перемещением культурных ценностей через границы многих стран, как с целью экспонирования, так и с целью продажи, должно осуществлять государство. В России сохранением культурного наследия занимаются разные государственные органы власти, правоохранительные и силовые структуры, общественные и неправительственные организации по охране культурного наследия, такие как:

  1. Министерство культуры Российской Федерации. В качестве одного из «базового» нормативного акта Министерством культуры используется федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» 16. Данный закон относит к одной из функций Министерства культуры создание нормативно – правовых актов по вопросам сохранения объектов культурного наследия, а так же возлагает на министерство обязанность по их государственной охране. В состав Министерства для осуществления этой функции входит департамент культурного наследия и изобразительного искусства.

Ранее в ведении Министерства культуры  находился орган исполнительной власти, осуществляющий охрану культурных ценностей -  Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее – Росохранкультура)17.  Но Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2011 №155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» 18 она упразднена.

В настоящее время функции по государственному контролю за вывозом  из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию культурных ценностей осуществляются Министерством  культуры Российской Федерации в  соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №59019.

В рамках реализации указанных функций  центральным аппаратом Минкультуры  России оформляются и заверяются гербовой печатью следующие виды разрешительных и подтверждающих документов:

- свидетельство на право вывоза  культурных ценностей с территории  Российской Федерации;

- извещение  о продлении срока временного вывоза культурных ценностей (для таможенных органов, производивших таможенное оформление при временном вывозе культурных ценностей);

- письмо – подтверждение об  отнесении предметов, ввозимых  в Российскую Федерацию физическими  лицами для личного пользования,  к категории культурных ценностей;

- справка установленного образца,  подтверждающая, что вывозимые предметы не являются культурными ценностями, подпадающими под действие закона Российской Федерации от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», на государственном учёте не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. 20

    Следует обратить внимание  на то, что вышеперечисленные  разрешительные и подтверждающие  документы не имеют срока действия. Подобные документы, выданные  до 01.09.2011 Росохранкультурой, являются  действительными.

Также, в связи с упразднением Росохранкультуры, к полномочиям  Министерства культуры Российской Федерации, и ее территориальных органов  относятся:

  • осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;
  • составление перечня культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации;
  • принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей;
  • выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;
  • регистрация культурных ценностей, ввозимых и временно ввозимых на территорию РФ;
  • заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;
  • обеспечение проведения экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза.

    В Екатеринбурге и Свердловской области Управление Министерства культуры по Уральскому федеральному округу находится по адресу: город Екатеринбург, улица Карла Либкнехта, дом 41а. Именно этот территориальный орган занимается регулированием перемещения культурных ценностей на территории Уральского федерального округа, и производит государственную экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу.

  1. Архивный фонд Российской Федерации. Данный орган осуществляет свою деятельность на основании закона Российской Федерации об архивном деле в Российской Федерации от 22.10.2004г21. На него возлагается ведение архивного дела. В систему Архивного фонда Российской Федерации входят:

а) государственные органы управления архивным делом республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;

б) архивные учреждения: федеральные  государственные архивы и центры хранения документации, центральные  государственные архивы и центры хранения документации республик в  составе Российской Федерации, государственные  архивы и центры хранения документации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов;

в) научно-исследовательские учреждения и другие организации и предприятия, обеспечивающие ее деятельность.

  Органы государственной власти, государственные учреждения, организации и предприятия обеспечивают соответствующие государственные архивы зданиями и помещениями, отвечающими установленным требованиям сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации.

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Деятельность данного органа осуществляется на основании положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2011 г22. В целях предотвращения незаконного вывоза за рубеж культурных ценностей Министерство внутренних дел разрабатывает и реализует государственную политику в сфере перемещения культурных ценностей, обеспечивает защиту культурных ценностей, определяет основные направления деятельности органов внутренних дел, организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации розыск лиц и похищенных культурных ценностей, организует и осуществляет  дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам связанным с незаконным оборотом культурных ценностей.
  2. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Федеральной таможенной службе Российской Федерации, региональным таможенным управлениям, таможням, таможенным постам отведена важная роль в регулировании и обеспечении соблюдения законодательства. В частности, они осуществляют контроль за перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с Министерством культуры РФ, ее территориальными управлениями по охране культурных ценностей. В компетенцию таможенных органов входит выявление, предупреждение и пресечение незаконного оборота культурных ценностей через Таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Российской федерации23.   

Информация о работе Порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу