Статистика перемещения физических лиц через границу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством и им необходимо знать и соблюдать правила провоза товаров и денежных средств. Никто не может быть лишен или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров. Исключения составляют случаи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1.Изучить основные правила провоза товаров физическими лицами;

2.Проанализировать перемещение физических лиц через таможни и таможенные посты РФ;

3.Рассмотреть какие возникают проблемы при недостоверном декларировании и пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Особенности перемещения товаров, валюты и транспортных средств физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации.
1.1.Перемещение товаров физическим лицом через таможенную
границу 4
1.1.1.Декларирование товаров 5
1.1.2.Формы декларирования 6
1.1.3.Временный ввоз (вывоз) товаров 13
1.2.Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг 14
1.3.Перемещение транспортных средств физическим лицом для личного пользования 16
1.4.Оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых физическим лицом 19
Глава II. Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Проблемы и пути их решения.
2.1.Статистика перемещения товаров, валюты, транспортных средств физическими лицами 21
2.2. Незаконное перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ 31
2.3. Способы борьбы с незаконным перемещение товаров, транспортных средств и валюты физическими лицами через таможенную границу 34
Заключение. 37
Список литературы. 38
Приложение 39

Работа состоит из  1 файл

Статистика перемещения физических лиц через границу.docx

— 68.08 Кб (Скачать документ)

«Статистика перемещения физических лиц через границу» 
 
 
 
                            
 
                     
 
    Выполнила: 
 
 Студентка гр. 
                            Проверил: преподаватель 
 
Дорожкин А.В. 
Нижний Новгород 
 
2008  г.

 

 
Содержание 
Введение                                                                                                           3 
 
Глава I. Особенности перемещения товаров, валюты и транспортных средств физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации. 
 
1.1.Перемещение товаров физическим лицом через таможенную 
 
 границу                                                                                                             4 
 
1.1.1.Декларирование товаров                                                                    5 
 
1.1.2.Формы декларирования                                                                      6 
 
1.1.3.Временный ввоз (вывоз) товаров                                                     13 
 
1.2.Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг                                                                           14 
 
1.3.Перемещение транспортных средств физическим лицом для личного пользования                                                                                                      16 
 
1.4.Оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых физическим лицом                                                                                          19 
 
Глава II. Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу Российской  Федерации. Проблемы и пути их решения. 
 
2.1.Статистика перемещения товаров, валюты, транспортных средств физическими лицами                                                                                      21 
 
2.2. Незаконное перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ                                                                               31 
 
2.3. Способы борьбы с незаконным перемещение товаров, транспортных средств и валюты физическими лицами через таможенную границу       34 
 
Заключение.                                                                                                   37 
 
Список литературы.                                                                                     38 
 
Приложение                                                                                                   39

 

 
Введение. 
 
Выбранная мной тема является актуальной в связи с частым перемещением физических лиц через таможенную границу Российской Федерации. 
 
Цель данной работы состоит в том, что пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством и им необходимо знать и соблюдать правила провоза товаров и денежных средств. Никто не может быть лишен или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров. Исключения составляют случаи, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.  
 
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:  
 
1.Изучить основные правила провоза товаров физическими лицами; 
 
2.Проанализировать перемещение физических лиц через таможни и таможенные посты РФ; 
 
3.Рассмотреть какие возникают проблемы при недостоверном декларировании и пути их решения. 
 
В I Главе я рассмотрела особенности  перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, декларирование товаров, а так же что нужно знать физическим лицам при пересечении таможенной границы на транспортном средстве, предназначенном для личного пользования. 
 
Во II Главе представлены статистические данные по перемещению валюты, товаров, а так же транспортных средств физическими лицами. В этой же главе рассказывается о незаконном перемещении товаров, о привлечении к  административной или уголовной ответственности лиц, совершивших нелегальный провоз товаров и способах борьбы с ним. 
 
При написании работы я использовала нормативные документы, постановления Правительства, Таможенный Кодекс Российской Федерации, а так же учебные пособия по данной теме.

 

 
Глава I. Особенности  перемещения товаров, валюты и транспортных средств физическим лицом через  таможенную границу Российской Федерации. 
 
1.1.Перемещение товаров физическим лицом через таможенную границу. 
 
Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу РФ в соответствии с особым, упрошенным порядком, установленным Таможенным Кодексом РФ.  
 
Такой порядок включает в себя: 
 
-полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов или взимание таможенных платежей в виде СТП  
 
-неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (лицензирование, квотирование и др.)  
 
-неприменение обязательного подтверждения соответствия товаров (Сертификата соответствия)  
 
-упрощенный порядок таможенного оформления  
 
К товарам, ввозимым физическими лицами не для личного пользования, применяется общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для организаций. 
 
Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. 
1.1.1.Декларирование товаров 
 
Любые товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, подлежат декларированию. 
 
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным Кодексом РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. 
 
Декларирование  товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем)(глава 15 ТК РФ)по выбору декларанта. 
 
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде): 
 
1)заявленный таможенный режим; 
 
2)сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 ТК РФ, об отправителе и о получателе товаров; 
 
3)сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации  под таможенным контролем; 
 
4)сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код  
 
товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; 
 
5)сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенный пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей; 
 
6)сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 
 
7)сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; 
 
8)сведения о производителе товаров; 
 
9)сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим; 
 
10)сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (ст.131 ТК РФ); 
 
11)сведения о лице, составившем таможенную декларацию; 
 
12)место и дата составления таможенной декларации. 
 
ФТС России вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категорий лиц, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.[1] 
 
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. 
1.1.2.Формы декларирования 
 
Существуют различные формы декларирования: письменная, устная,  
 
электронная и конклюдентная форма. 
 
Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с ТК и иными правовыми актами РФ. 
 
Перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу РФ для личного пользования в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже (приведен в Письме ФТС РФ от 03 мая 2006 года № 01-06/15085): 
 
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг. 
 
2. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно; вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней)  
 
3. Вывозимые государственные награды Российской Федерации. 
 
4. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция. 
 
5. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.  
 
6. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака). 
 
7. Транспортные средства и др. 
 
Также письменно могут декларироваться любые товары, помимо подлежащих обязательному письменному декларированию, по желанию физического лица, ввозящего их в сопровождаемом багаже. 
 
Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже, а также пересылаемые в адрес физических лиц, декларируются путем подачи Заявления, в котором указываются сведения о лице, пересылающем товары, товаросопроводительном документе, наименовании, количестве и стоимости товаров, а также их предназначении. 
 
Декларирование в письменной форме осуществляется на бланках таможенной декларации. 
 
Процедура декларирования товаров в письменной форме завершается оформлением принятия должностным лицом таможни к рассмотрению декларации и документов, необходимых для таможенных целей. С момента принятия декларации к рассмотрению она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение в части соблюдения физическим лицом норм таможенного законодательства.  
 
Должностное лицо таможни имеет право требовать предъявления письменно декларируемых товаров, а также осуществлять таможенный контроль в установленных законодательством формах в отношении таких товаров только после оформления принятия декларации к рассмотрению. 
 
Декларирование в устной форме может быть произведено только в отношении товаров, не подлежащих письменному декларированию, а также товаров, перемещаемых главами дипломатических представительств иностранных государств, членами дипломатического персонала представительства, членами их семей, сотрудниками административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства иностранного государства, членами их семей и иными лицами, которым в соответствии с законодательством и международными договорами предоставлены таможенные льготы, за исключением транспортных средств и товаров, условием перемещения которых является представление разовых разрешений уполномоченных государственных органов, а также алкогольных напитков и табачных изделий, ввозимых с превышением установленных законодательством количественных ограничений. 
 
Процедура устного декларирования товаров, перемещаемых физическим лицом, начинается с опроса такого лица должностным лицом таможни об избранной форме декларирования товаров (устной либо письменной). Если физическое лицо заявило о желании произвести декларирование перемещаемых товаров в устной форме, должностное лицо таможни обязано провести опрос о перемещаемых товарах. Процедура устного декларирования перемещаемых товаров завершается сообщением физического лица о том, что заявленные сведения являются исчерпывающими и товары, подлежащие письменному декларированию, отсутствуют. 
 
Должностное лицо таможни обязано потребовать, а физическое лицо обязано произвести письменное декларирование любых декларируемых в устной форме товаров при: 
 
- выявлении до завершения процедуры устного декларирования товаров наличия товаров, подлежащих письменному декларированию; 
 
- наличии обоснованных сомнений в достоверности заявленных сведений о декларируемых в устной форме товарах;  
 
- наличии дополнительной оперативной информации; 
 
- в иных случаях, определенных законодательством  
 
Физическое лицо обязано выполнить требование должностного лица таможни о письменном декларировании в течение 20 минут с момента вручения требования. 
 
Одной из форм устного декларирования товаров является конклюдентная форма декларирования. 
 
Конклюдентное декларирование - это совершение действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Т.о. незаявление о наличии товаров в письменной или устной форме рассматривается как заявление о том, что у физического лица таких товаров нет. 
 
Именно для целей такого декларирования и оборудуются на таможнях системы "красного" и "зеленого" каналов. "Красный" и "зеленый" каналы обозначаются надписью "таможня" ("Customs") на русском и английском языках и располагаются за пределами места сдачи или выдачи багажа так, чтобы при выборе канала физическое лицо имело при себе сопровождаемый багаж. Расположение каналов должно по возможности обеспечивать прямое движение потока физических лиц от места сдачи или выдачи багажа и до выхода из каналов после прохождения таможенного оформления и таможенного контроля. 
 
Место входа в "зеленый" канал и выхода обозначается зелеными (белыми) линиями шириной до 50 см. Перемещение товаров через линию при входе рассматривается как заявление о том, что перемещаемые товары не относятся к подлежащим обязательному декларированию в письменной форме. Таможенная декларация не заполняется и не подается. Таможенный контроль проводится выборочно. 
 
Перемещение физическим лицом товаров за линию при выходе означает завершение таможенного оформления товаров. Проведение таможенного контроля с использованием в "зеленом" канале выбранных таможенным органом форм таможенного контроля не означает, что лицо освобождается от обязанности соблюдать таможенное законодательство Российской Федерации. 
 
"Красный" канал предназначен для декларирования товаров в сопровождаемом багаже, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления несопровождаемого багажа. Оформляется таможенная декларация и представляется таможенному органу вместе с документами, необходимыми для таможенных целей. 
 
В 2002 году в России начался эксперимент по внедрению технологии электронного декларирования. Более того, планируется, что к 2010 году вообще будут забыты бумажные носители и таможня перейдет на электронное декларирование. В настоящее время декларирование товаров в электронной форме осуществляется на основании пункта 8 ст.63 ТК РФ и пункта 1 мт.124 ТК РФ, а так же в соответствии с приказом ГТК России т 30 марта 2004 г. №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме». 
 
Система электронного декларирования представляет собой комплекс программных средств, объединяющий подсистемы декларанта (брокера) и таможенного органа. Обмен информацией между ними происходит исключительно в электронном виде. Участник ВЭД заполняет таможенную декларацию, снабжает ее электронно-цифровой подписью, вводит другие необходимые данные и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес таможни. Получив ее, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара.  
 
Внедрение электронного декларирования приводит к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимализации субъективного фактора при проведении таможенных операций. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров может составлять около 30 минут. 
 
Обязанность таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическим лицом возникает с шестнадцатилетнего возраста. Согласно пункту 5 ст. 286 ТК РФ товары несовершеннолетнего лица в возрасте до шестнадцати лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей руководителем такой группы.  
 
Подача неполной таможенной декларации (ст.135 ТК РФ) возможна как на ввозимые иностранные товары, так и на вывозимые российские товары. 
Декларант вправе рассчитывать на применение данного способа таможенного декларирования только в том случае, если по причинам, от него не зависящим, заявление всех необходимых для таможенного декларирования сведений не представляется возможным.[2]  
 
Неполная ГТД может быть принята таможенным органом только в том случае, если на день ее подачи декларант не может точно указать сведения о транспортных средствах, перевозящих товары, стране назначения товаров или их получателе.Неполная ГТД подается в таможенный орган до начала отгрузки товаров. 
 
Периодическое таможенное декларирование (ст.136 ТК РФ) позволяет подавать одну таможенную декларацию на все товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом, в течение определенного периода времени. 
 
На основании пункта 3 статьи 68 ТК РФ периодическое таможенное декларирование ввозимых в РФ иностранных товаров отнесено к упрощенным процедурам таможенного оформления. 
 
Данный способ таможенного декларирования предусмотрен исключительно для вывоза российских товаров (в течение определенного периода времени) в случаях, когда декларантом не могут быть представлены точные сведения, для целей таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли. 
 
Полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация подается на все российские товары, вывезенные за определенный период времени. Срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации заявляется декларантом, но окончательно устанавливается таможенным органом. 
 
При этом как заявление, так и установление конкретных сроков подачи полной декларации возможно только в пределах сроков, предусмотренных в ТК РФ (90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров).

Предварительное декларирование товаров.  
 
Предварительное таможенное декларирование позволяет подавать таможенную декларацию на иностранные товары в одном из следующих случаев:  
 
- до прибытия товаров на таможенную территорию РФ;  
 
- до завершения внутреннего таможенного транзита товаров

1.1.3.Временный  ввоз (вывоз) товаров 
 
Иностранные физические лица могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), необходимые им для личного пользования на территории РФ в течение срока их временного пребывания(приложение 1). 
 
Если временно ввозимые товары входят в Перечень товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, срок их временного ввоза устанавливается таможенным органом по месту временного проживания этого лица, исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания в РФ. Временно ввезенные товары, могут быть вывезены обратно через любой таможенный орган. При обратном вывозе таможенные пошлины, налоги не взимаются, запреты и ограничения экономического характера не применяются (лицензирование, квотирование и т.п.). 
 
Временно ввезенные товары не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам. 
 
Российские физические лица вправе временно вывозить из РФ товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. 
 
Декларируются товары российским лицом, которое их перемещает. Декларировать товары можно устно (если они не подлежат обязательному письменному декларированию) или письменно. При письменном декларировании заполняется пассажирская таможенная декларация ТД-6 в двух экземплярах, один из которых остается в таможенном органе, а другой с отметками таможенного органа о выпуске товара возвращается физическому лицу. 
 
Физические лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ из иностранных государств, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ. 
 
Льготы предоставляются только при предоставлении документов, подтверждающие намерения или соответствующий статус лиц. 
 
Статус беженца подтверждается удостоверением беженца, выданным в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 N 1227 "Об удостоверении беженца". 
 
Статус вынужденного переселенца подтверждается удостоверением вынужденного переселенца, выданным в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 N 199. 
 
Ввозиться товары должны с территории государства, где эти лица постоянно проживали. 
 
Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, могут воспользоваться таможенными льготами, в течение 3 лет со дня получения такого статуса. 
 
Лица, переселяющиеся на постоянное место жительства, могут воспользоваться льготами в течение 3 лет со дня первого въезда в РФ с целью переселения или получения вида на жительство, либо постоянной регистрации по месту жительства. 
1.2.Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг  
 
Порядок и нормы ввоза и вывоза иностранной валюты и валюты РФ физическими лицами определен Законом РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ( в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ). 
 
Ввоз валюты 
 
Физические лица должны декларировать в письменной форме ввозимую в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, если их общая сумма в эквиваленте превышает 10 тысяч долларов США. При этом количественных ограничений на ввоз этих ценностей физическими лицами нет.  
 
При ввозе валюты, рублей и ценных бумаг на сумму меньше 10 тысяч долларов декларирование не требуется, но может осуществляться по желанию лица - например, для подтверждения права вывоза валюты и рублей сверх нормы при последующем выезде из России.  
 
Вывоз валюты 
 
Вывоз денежной наличности (иностранной валюты и рублей) на общую сумму свыше 10 тысяч долларов допускается лишь в том случае, когда ранее валюта и рубли ввозились в Россию данным физическим лицом и лишь на величину суммы ранее ввезенных рублей и иностранной валюты при подтверждении факта ввоза соответствующей таможенной декларацией.  
 
Для вывоза валюты и рублей в сумме от 3000 до 10000 долларов в эквиваленте необходимо подать письменную таможенную декларацию. Вывозимые наличные денежные средства (иностранная валюта и рубли), не превышающие в общей сумме 3 тысяч долларов (это колеблющаяся сумма до 85-87 тысяч рублей.), обязательному письменному декларированию физическими лицами не подлежат.  
 
Ввоз и вывоз ценных бумаг 
 
При вывозе ценные бумаги в документарной форме декларируются независимо от суммы. Ограничений на вывоз нет.  
 
Ввоз и вывоз дорожных чеков 
 
При ввозе в Российскую Федерацию дорожные чеки подлежат обязательному письменному декларированию в случае, если сумма ввозимых ценностей (включая сумму единовременно ввозимых наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) превышает 10 тысяч долларов.  
 
При вывозе из Российской Федерации дорожные чеки подлежат декларированию физическими лицами в письменной форме, в случае если их сумма превышает в эквиваленте 10 000 долларов (без учета суммы других вывозимых ценностей). В остальных случаях вывозимые дорожные чеки письменно декларируются физическими лицами по желанию.  
1.3.Перемещение транспортных средств физическим лицом для личного пользования.  
 
Ввозимые в РФ транспортные средства для целей применения единых ставок таможенных пошлин, налогов разделены на:транспортные средства и автомобили. 
 
К транспортным средствам, например, относятся микрогрузовики, прицепы, морские(речные)          суда,           воздушные          суда. 
 
Под понятие автомобилей подпадают легковые транспортные средства (с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием), классифицируемые в товарной позиции 8702 и 8703 ТН ВЭД, если они предназначены для перевозки не более 12 человек, включая водителя. 
 
Ввоз физическими лицами на таможенную территорию РФ транспортных средств осуществляется с уплатой таможенного платежа по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости. 
 
Ввоз в РФ автомобилей без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов предусмотрен только в нескольких случаях, а именно: 
а) Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, могут ввозить любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов транспортное средство, страной происхождения которого является Российская Федерация или другое государство участник СНГ и которое было приобретено указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.  
 
б) Физические лица, переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, могут ввозить любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов транспортное средство, страной происхождения которого является Российская Федерация или другое государство участник СНГ и которое было приобретено указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.  
 
в) Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут ввозить любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов транспортные средства, происходящие с территории бывшего СССР либо выпущенные в свободное обращение на его территории и находящиеся в собственности данных лиц либо членов их семей с даты не позднее 31 декабря 1991 года включительно. 
 
Временно ввозимые на таможенную территорию РФ иностранными физическими лицами транспортные средства освобождаются от уплаты таможенных платежей на период временного пребывания в России, но не более чем на один год, причем, когда транспортное средство ввозится в связи с перемещением физического лица через таможенную границу. 
 
При невывозе транспортного средства за пределы таможенной территории РФ по истечении установленного срока, в отношении такого временно ввезенного транспортного средства взимаются таможенные пошлины, налоги по единым ставкам (применительно к транспортным средствам и автомобилям). 
 
Для российских физических лиц также предусмотрена возможность временного ввоза на таможенную территорию транспортных средств, но при одновременном выполнении следующих условий (в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства): 
 
-временно ввозимое транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства; 
 
-совокупный срок временного ввоза транспортного средства не превышает шести месяцев в течение одного календарного кода; 
 
-приняты меры по обеспечению уплаты таможенных платежей. 
 
Физические лица, постоянно проживающие в Калининградской области, могут временно, на срок до двух месяцев, ввозить с освобождением от уплаты таможенных платежей на остальную часть таможенной территории РФ автомобили, ранее ввезенные в режиме свободной таможенной зоны и зарегистрированные на территории Калининградской области (при условии обеспечения уплаты таможенных платежей).Обратный вывоз временно ввезенных транспортных средств допускается через любой таможенный орган (пункт 5 ст. 283 ТК РФ).  
 
Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут временно вывозить при следовании через таможенную границу Российской Федерации одно транспортное средство, зарегистрированное на территории Российской Федерации, необходимое для личного пользования иностранных государствах, на срок временного пребывания в этих государствах без уплаты таможенных пошлин и налогов.  
 
При обратном ввозе физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, ранее временно вывезенных за пределы Российской Федерации, таможенные пошлины и налоги не взимаются, если такой ввоз осуществляется не позднее 1 года с даты принятия таможенным органом таможенной декларации в отношении транспортного средства при временном вывозе.  
1.4.Оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых физическим лицом 
 
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации 
 
Местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы Российской Федерации железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства). 
 
Физические лица, пересекающие таможенную границу на своих автотранспортных средствах, а также на автотранспортном средстве коммерческого назначения или в поезде, могут совершать таможенные операции, как правило, не покидая транспортных средств. 
 
Товары, включая транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, подлежат помещению на склад временного хранения по просьбе указанных лиц либо в случаях, когда немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов. 
 
Таможенные пошлины, налоги на товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже, уплачивают эти физические лица на основании таможенного приходного органа. 
 
В случае проведения таможенного оформления товаров физическое лицо уплачивает таможенные пошлины, налоги, как правило, не покидая транспортного средства.  
 
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в несопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых постоянно проживают или временно пребывают эти лица. 
 
Перевозка товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, от места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места таможенного оформления производится в соответствии с таможенной  
 
процедурой внутреннего таможенного транзита.  
 
Если по причинам, не зависящим от таможенных органов, не представляется возможным произвести таможенное оформление товаров, перемещаемых в несопровождаемых багаже, и (или) уплату таможенных пошлин, налогов в день поступления товаров в установленное место при внутреннем таможенном транзите, такие товары подлежат помещению на склад временного хранения. 
 
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами в несопровождаемом багаже, завершается путем проставления должностным лицом таможенного органа в соответствии с принятым им решением оттисков штампа и личной номерной печати в заявлении (грузовой таможенной декларации), транспортных и иных документов, представленных для таможенного оформления. 

 

 
Глава II. Перемещение  товаров физическими лицами через  таможенную границу Российской  Федерации. Проблемы и пути их решения . 
 
2.1.Статистика перемещения товаров, валюты, транспортных средств физическими лицами. 
 
Ежедневно, сотни, тысячи физических лиц пересекают таможенную границу через таможни и таможенные посты РФ. Данные представленные ниже, дают представления о том, сколько человек пропущено через государственную границу, объем перемещаемой физическими лицами наличной валюты, количество оформленных пассажирских и грузовых таможенных деклараций, а так же информацию о ввозимых (вывозимых) транспортных средствах физическими лицами для личного пользования. 
 
Данные взяты по таможням и таможенным постам Российской Федерации: 
 
По России  в 2007 г.  увеличение ввоза легковых автомобилей составило 34 процента по сравнению с 2006 г. Так, в 2007 году юридическими лицами было ввезено автомобилей 83 процента (более 1,5 миллиона штук) и только 17 процентов ввезено физическими лицами (в 2006 г. Данные показатели составляли 79 и 21 процент соответственно). 
 
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 1. 
 
Таблица1. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля

 
Показатель, млрд. долл. США

 
2005

 
2006

 
Объем экспортных операций с расчетами  денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

 
220,5

 
278,0

 
Объем импортных операций с расчетами  денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

 
80,0

 
117,3

 
Объем ввезенной валюты физическими  лицами

 
1,6

 
2,4

 
Объем вывезенной валюты физическими  лицами

 
3,8

 
5,0

 
Объем ввезенной валюты юридическими лицами

 
12,9

 
12,6

 
Объем вывезенной валюты юридическими лицами

 
2,7

 
12,8


 
В неторговом обороте таможенные органы  осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 1. Для визуального анализа структуры данные таблицы 1 представим в виде диаграммы (рис.1). 
 
 
 
Рис.1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США[3] 
 
Таможни непосредственно подчиненные ФТС: 
 
В федеральный бюджет  Шереметьевской таможней  за 2007 год было перечислено более 60 млрд. рублей; общее количество деклараций выросло на 6,6% и составило более 136 тыс.; на 4,9% выросло количество оформленных самолетов; на 7,8% увеличился пассажиропоток. По ряду показателей значительно выросли результаты правоохранительной деятельности: в 2007 году было возбуждено 1251 дело об административных правонарушениях и 165 уголовных дел.  
 
Через таможенную границу в аэропорту Домодедово в 2007 году проследовало 10 787 908 человек, что на 26 % больше, чем в 2006 году. Тенденция роста сохраняется уже несколько лет подряд. 
 
Таможни Дальневосточного ТУ: 
 
Только за первые десять месяцев 2007 года через таможни Дальневосточного таможенного управления было ввезено более 350 тысяч транспортных средств физическими лицами. Из них почти 330 тысяч – легковые автомобили, по большей части подержанные японские трех-семи лет.  А за первые десять месяцев 2006 г. количество ввезенных транспортных средств превысило аналогичный показатель 2005г. на 8 процентов. В 2007 году тот же самый показатель возрос на 36 процентов по отношению к уровню 2005 года. Однако в  ходе увеличения объемов импорта в 2007 году резко сократился импорт грузовых автомобилей. Так, если с января по октябрь 2005,2006 годов ввозилось по 34-35 тысяч грузовиков, то в сопоставимом периоде 2007 года таких автомобилей было ввезено практически вдвое меньше (около 17 тысяч). Это в первую очередь связано со вступлением в силу 1 января 2007 года постановления Правительства РФ №567 от 16.09.2006 г., которым выровнены ставки таможенных пошлин и налогов для физических лиц и участников ВЭД. С эти же связан тот факт, что в 2007 году доля грузовых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, резко снизилась по сравнению с количеством грузовиков, ввезенных по грузовой таможенной декларации. За январь 2006 года физическими лицами для личного пользования было ввезено 31 400 грузовиков или 89 процентов от общего объема, а за аналогичный период 2007 года они ввезли 6 600 грузовиков или 38 процентов от общего объема. 
 
С января по сентябрь 2007 года внешнеторговый оборот Амурской таможни составил 4 млрд. 665 миллионов долларов, что на 106 % больше, чем за аналогичный период 2006 года. В федеральный бюджет Российской Федерации перечислено 1 млрд. 272 миллиона рублей. Таким образом, таможня выполнила утвержденный план на 133 %. 
 
Оформлено 5796 грузовых таможенных деклараций (рост на 14 %), в том числе на экспорт оформлено 5059 деклараций, на ввоз 737. 
 
Всего за этот период оформлено 2759 транспортных средств, в том числе 349 морских судов (рост на 4 %), 2161 вагон, 246 грузовых автомобилей. 
 
Общее количество пропущенных грузов составило 9 млн. 980 тысяч тонн, что на 58 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. 
 
Таможенную границу пересекло 6765 физических лиц (рост на 10%). 
 
В апреле 2007 года два поста Владивостокской таможни – Первомайский таможенный пост и таможенный пост Морской порт Владивосток - оформили 31 517 автомобилей. Это на 28, 5 процентов больше чем в апреле прошлого года (22 565 автомобилей) и несравнимо больше, чем апрельские результаты в предыдущие годы (2006 г. – 15 671, 2005 г. – 11 663, 2004 г. – 8 817).  
 
Через таможенную границу пропущено: физических лиц – 117,0 тыс. человек (на 6,4% больше); самолетов 733 единицы (на 4,0% больше); морских судов 1 854 единицы (на 13,3% больше).  
 
Сахалинская таможня подвела итоги работы за 9 месяцев 2008 года. За этот период собрано и перечислено в федеральный бюджет более 2,5 млрд. рублей, это на 8 проц. больше запланированных показателей. 
 
В пресс-службе сахалинской таможни сообщили, что за три квартала оформлено 2502 морских судна, 1645 самолетов, 72 вертолета. Таможенную границу пересекли 137940 физических лиц, в область ввезено 2919 автомобилей. 
 
Уссурийская таможня при девятимесячном плане в 5 млрд.337 млн. рублей в федеральный бюджет страны было перечислено 6 млрд. 36 млн. рублей, что почти на 118 процентов больше установленного планового задания, и на 2 млрд. 463 млн. рублей больше, чем было перечислено за аналогичный период 2007 года.  
 
Через пункты пропуска, расположенные в зоне деятельности Уссурийской таможни, было пропущено 58 300 единиц автотранспорта и 607 500 физических лиц.  
 
Приволжское  РТУ: 
 
Объем внешней торговли в регионе деятельности Кировской таможни в июне 2008 года составил 74,9 млн. долларов США, уменьшившись на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее уменьшение стоимостного объема внешнеторгового оборота произошло за счет уменьшения экспорта товаров на 23,6%. В отчетном периоде сальдо внешнеторгового баланса региона сложилось положительное и составило 41,2 млн. долларов США. Внешнеэкономическую деятельность в июне 2008 года осуществляли 149 участников внешнеэкономической деятельности, в том числе 125 юридических и 24 физических лица. 
 
Количество участников  внешнеэкономической деятельности Мордовии, осуществлявших   торгово-экономические связи в первом полугодии 2008 года, увеличилось по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года (АППГ) на 8% и составило 93 участника (83 - юридические лица и 16 - физические лица) 
 
С каждым годом объем внешнеторговых операций в зоне деятельности таможни увеличивается и сегодня он составляет 5 млрд. 177 млн. 559 тыс. дол. США (данные отдела таможенной статистики на 10 ноября). Внешнеторговые операции осуществляют 1113 участника внешнеэкономической деятельности: 812 юридических и 301 физическое лицо. В регионе деятельности Татарстанской таможни находятся два международных аэропорта: "Казань" и "Бегишево". За 6 месяцев через эти пункты пропуска проследовало около 160 тысяч пассажиров (в прошлом году за аналогичный период эта цифра была значительно меньше - 105 тысяч пассажиров). Общий объем перемещаемой физическими лицами наличной валюты также вырос и составил 37,73 млн. дол.США: из них сумма вывозимой валюты составила 36,61 млн.дол. США (28,78 млн. долларов в первом полугодии прошлого года), ввозимой 1,15 млн.дол. США (500 тысяч долларов в первом полугодие прошлого года) 
 
Через таможенную границу пропущено: физических лиц – 117,0 тыс. человек (на 6,4% больше); самолетов – 733 единицы (на 4,0% больше); морских судов – 1 854 единицы (на 13,3% больше). Всего оформлено в таможенном отношении 98,5 тыс. ввезенных автомобилей иностранного производства (на 28,4% больше). Татарстанскими таможенниками оформлено около 40 тысяч грузовых таможенных деклараций. 99,9 процентов от общего количества ГТД проходят таможенное оформление в течение одного дня. [4] 
 
За 6 месяцев 2008 года количество отправителей - получателей (в том числе из других регионов), проводивших оформление товаров в зоне деятельности Ульяновской таможни, составило 227 участников ВЭД. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года (237) количество участников ВЭД уменьшилось на 4%. 
 
Объем внешней торговли за 6 месяцев 2008 года в регионе деятельности Удмуртской таможни составил 434 млн.484 тыс.$, что в 1,18 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общее уменьшение объема внешнеторгового оборота произошло за счет сокращения импортных поставок ОАО «ИжАвто». 
 
В 1 полугодии 2008 года осуществляли торгово-экономические связи 252 участника ВЭД (в том числе, юридических лиц - 212, физических лиц - 40), что на 7,7% меньше соответствующего периода прошлого года. 
 
Таможни Северо  – Западного ТУ: 
 
Таможенная статистика свидетельствует о росте стоимостного объема внешней торговли в регионе деятельности Сыктывкарской таможни.Несмотря на то, что по сравнению с I полугодием 2007 года за 6 месяцев нынешнего года грузооборот снизился на 39%, составив 942 тысячи тонн, внешнеторговый оборот достиг 537 миллионов 720 тысяч долларов США, увеличившись более чем        на 10%. 
 
С начала года таможенными постами было обработано, проверено на полноту и достоверность сведений свыше 9 700 грузовых таможенных деклараций, из них экспортных-более 8 700, импортных около 1000. 
 
В I полугодии 2008 года сократилось количество автотранспортных средств, ввезенных жителями Республики Коми из-за рубежа для личного пользования. За 6 месяцев 2008 года таможенники Коми оформили 128 автомобилей иностранного производства, ввезенных в республику для личного пользования. Наибольшее количество оформленных авто (72 иномарки) приходится на Сыктывкарский таможенный пост. За аналогичный период 2007 года было оформлено 196 иномарок,      153 из них - в Сыктывкаре. 
 
Количество пассажиров, проследовавших через государственную границу, расположенную в аэропорту Сыктывкара, превысило аналогичный показатель 2007 года в 9 раз и составило более 11 700 человек (около 5 800 туристов выезжали из Сыктывкара на отдых за границу, воспользовавшись услугами авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы из аэропорта столицы республики).  
 
(23.07.08) Карельская таможня за один день перечисляет в федеральный бюджет в среднем 13,4 миллиона рублей 
 
Сотрудники Карельской таможни ежедневно оформляют 120 грузовых таможенных деклараций (ГТД), пропускают через таможенную границу более 9 тысяч тонн грузов, 440 железнодорожных вагонов, более 2 тысяч единиц транспорта и 4 200 физических лиц.  
 
Сибирское РТУ: 
 
 В 1 полугодии 2008 года таможенными постами Алтайской таможни оформлено 15125 грузовых таможенных деклараций (ГТД), это на 243 ГТД больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. В целом же, по Сибирскому таможенному управлению, на долю Алтайской таможни приходится оформление 11,8 процента деклараций, таможня занимает 3 место в регионе по количеству оформленных ГТД.  
 
За отчетный период через Алтайскую таможню ввезено наличной иностранной валюты на сумму более 2,7 млн. долларов США, вывезено почти 3 млн. долларов США (в эквиваленте). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается рост показателей по вывозу валюты более чем в 2,7 раза, и снижение показателей по ввозу валюты почти на 30 процентов. 
 
В 1 полугодии 2008 года Забайкальской  таможней перечислено в доход федеральный бюджет порядка 645 млн. рублей, что составляет 132,5 % от установленного планового задания. 
 
Забайкальская таможня на сегодняшний день занимает одно из лидирующих мест среди таможенных органов России по объемам оформляемого транзита. В соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита в российские регионы направлено порядка 44 тысяч товарных партий (количество транзитных деклараций составило 175% от уровня прошлого года), в соответствии с режимом международного таможенного транзита – в Казахстан, Эстонию, Беларусь, Украину – более п1,5 тысяч. Пассажирооборот в пунктах пропуска возрос на 20% - государственную границу в пунктах пропуска Забайкальской таможни за первое полугодие пересекли 1 млн. 45 тыс. человек. 
 
 Наушкинская таможня. Средняя фактическая пропускная способность пункта пропуска при неизменной штатной численности таможенного поста составила в 2002 году 88,78 автомобиля в день, в 2003 – 118,85, в 2007 -189,93. Произошло увеличение количества грузовых автомобилей, пересекших таможенную границу, более чем на 8,7 процента, автобусов на 25,4. За этот же период через таможенный пост проследовало свыше 235 тысяч физических лиц, что на 5 процентов больше, чем в 2006 году. 
 
Внешнеторговый оборот в регионе деятельности  Хакасской таможни на 31.07.08г. составил более 1 млрд. 719 млн. долларов США. 
 
В регионе деятельности Хакасской таможни значительно возросло количество оформленных товаров, ввезенных для личного пользования. Так, за 6 месяцев текущего года было ввезено 70 автотранспортных средств, общий размер платежей за таможенное оформление которых составил более 14,8 миллионов рублей.  
 
В доход федерального бюджета Хакасской таможней в первом полугодии 2008 
 
 года перечислено более  409 миллионов рублей, таможенниками оформлено 3192 грузовых таможенных декларации.  
 
  За шесть месяцев 2008 года Толмачевской таможней перечислено в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей на сумму более 1 млрд 275 млн рублей. 
 
В период с января по июнь должностные лица Толмачевской таможни произвели таможенное оформление 2305 воздушных судов, что на 10 процентов больше показателей данного периода в прошлом году. 
 
По сравнению с первым полугодием 2007 года объем оформленного багажа и грузов физических и юридических лиц увеличился на 35 процентов и составил 4,8 тысяч тонн. Количество физических лиц, прошедших таможенное оформление в Толмачевской таможне в период с января по июнь 2008 года, выросло на четверть по сравнению с показателями годичной давности и составило 196 тысяч человек.  
 
Уральское РТУ: 
 
За январь – июнь текущего года таможенными органами УТУ оформлено 116,2 тысяч грузовых таможенных деклараций. При этом, свыше 99% от общего количества ГТД оформлялось в течение одного дня. Грузооборот Уральского федерального округа составил 32,5 миллионов тонн, что на 14,8% больше чем за аналогичный период прошлого года. В регионе ответственности Управления 3,7 тысяч участников внешнеэкономической деятельности осуществляли внешнеторговые операции. 
 
По данным таможенной статистики за июнь 2008 года таможенными постами Нижнетагильской таможни оформлено 2 тысячи 200 грузовых таможенных деклараций. Внешнюю торговлю осуществляли порядка 100 юридических лиц. Грузооборот в регионе деятельности Нижнетагильской таможни составил 430 тысячи тонн. 
 
Грузооборот в зоне деятельности Екатеринбургской таможни за 6 месяцев текущего года составил 1,7 миллионов тонн. При этом, на страны дальнего зарубежья пришлось 61,9% от общего объема грузооборота (1,1 миллионов тонн), а на страны ближнего зарубежья – 38,1% (663,1 тысяч тонн). Весовой объем импорта составил 29,4% от грузооборота (512,2 тысяч тонн), соответственно весовой объем экспорта составил 70,6% от грузооборота (1,2 миллионов тонн).  
 
В 2007 году Тюменской таможней оформлено 8997 таможенных деклараций. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года произошло увеличение количества оформленных ГТД на 11%. В 2006 году оформлено 8076 ГТД. Более 99% грузовых таможенных деклараций, оформляемых на таможенных постах, выпускаются в один день, более 16% импортных деклараций оформлено с применением предварительного декларирования.  
 
Центральное ТУ: 
 
Объем товаров, ввозимых автомобильным транспортным через пункты пропуска Брянской таможни, составил свыше 120 тысяч товарных партий, что на 14 процентов превышает аналогичный показатель 2006г. через этот пункт пропуска проследовало почти 6,5 миллиона физических лиц и 2,1 миллиона транспортных средств, что почти на 4 и 21 процент соответственно больше аналогичных показателей 2006 года. 
 
Южное РТУ: 
 
Ежесуточно через посты Таганрогской таможни(зоной ее деятельности определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области) следует более 1100 единиц автотранспорта, почти 1000 железнодорожных вагонов, более 34 тыс. тонн различных грузов, ежедневный пассажирооборот составляет около 11 тысяч человек, а в 2006г.в среднем следовало около 260 легковых, грузовых автомобилей и автобусов. (20.07.2007г.) 
 
2.2. Незаконное перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ 
 
В соответствии со ст. 277 ТК РФ, под сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или приданием одним товарам вид других.  
 
Для установления указанного признака необходимо иметь в виду, что тайниками являются места, специально:  
 
- изготовленные, т. е функциональное назначение которых состоит в незаконном перемещении товаров и иных предметов, например магнитные контейнеры, прикрепленные к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и т. п.; 
 
-  оборудованные и приспособленные, т. е подвергшиеся конструктивным изменениям, предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, вдалбливание гнезд в каблуки обуви, оборудование чемоданов двойным дном, создание тайников в ручках хозяйственных сумок и т. п.  
 
Под другими способами, затрудняющими обнаружение предметов, понимается перемещение товаров и иных предметов с физическим сокрытием, при котором визуальное обнаружение во время таможенного контроля затруднено (например, в вещах, находящихся в ручной клади или багаже, в одежде пассажира, в различных местах на транспортных средствах, среди других грузов и предметов и т. д.).  
 
Так, в один из последних дней прошлого года поздно вечером на многостороннем автомобильном пункте пропуска Куйбышево при проведении таможенного контроля в багажном отделении легкового автомобиля «Хёндай Соната», принадлежащего жителю Таганрога, таможенники обнаружили 110 мобильных телефонов, столько же аккумуляторов и 65 зарядных устройств. 
 
При прохождении таможенного контроля владелец автомобиля указал в декларации только личные вещи. Однако в ходе осмотра машины таможенники нашли в запасном колесе, находящемся в багажнике, контрабандные мобильники. При осмотре нелегально провозимого товара у сотрудников таможенного поста возникли сомнения в том, что это действительно Nokia- телефоны обладали явными признаками контрафактности. Аккумуляторы к мобильным телефонам имели маркировку Nokla, а на объективах встроенных фотокамер красовалась надписьKarl Zess. В рамках таможенного контроля мобильные телефоны, аккумуляторы  и зарядные устройства изъяли и отправили на экспертизу, которая подтвердила подозрения таможенников.[5] 
 
Наркотическое средство пытались провезти в потолочном пространстве коридора одного из вагона поезда, у входа в туалет возле нерабочего тамбура. Общий вес контрабандного зелья составляет 55 граммов. Владельца груза установить не удалось. 
 
Алтайские таможенники совместно с сотрудниками Сибирской оперативной таможни пресекли попытку незаконного перемещения через границу РФ 1 кг ртути (около 100 мл). Обнаружить скрытое ядовитое вещество удалось благодаря внедрению на Кулундинском таможенном посту мобильного ИДК. При сканировании пассажирского автобуса, следовавшего из Новосибирска в Павлодар, и был обнаружен пакет с двумя емкостями, одна из которых содержала вещество повышенной плотности. Как показала экспертиза, вещество, изъятое из автобуса, «является ртутьсодержащим и при нецелевом использовании опасно для жизни и здоровья людей». По данному факту возбуждено уголовное дело. 
 
Сотрудниками Сибирской оперативной таможни и Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области предотвращен незаконный вывоз иностранной и российской валюты общей стоимостью свыше 5 миллионов рублей. Контрабанду пытался провезти гражданин РФ, который на автомобиле следовал в Казахстан через Карасукский таможенный пост. В ходе личного досмотра в его карманах стражи правопорядка обнаружили более 120 тысяч евро и 700 тысяч рублей, незадекларированных по установленной письменной форме. В отношении злоумышленника возбуждено уголовное дело. 
 
Сотрудники таможенного поста Аэропорт Махачкала Дагестанской таможни в ходе проведения таможенного контроля международного авиарейса Стамбул-Махачкала в ручной клади гражданина РФ обнаружили незадекларированный товар – изделие из белого металла. Это было предположительно серебро в количестве 22 шт. общим весом 1 кг 600 гр. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.2 ч.1 КоАП «Недекларирование либо не достоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств».  
 
Отделом дознания Иркутской таможни возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.188 УК РФ «Контрабанда». Поводом для этого стало перемещение через таможенную границу легкового автомобиля «Порше-Кайен Турбо» 2005 года выпуска помимо таможенного контроля, сопряженное с его недекларированием. Нарушение было выявлено при постановке транспортного средства на регистрационный учет в органы ГИБДД Иркутска. При обследовании номерных агрегатов автомобиля никаких признаков изменений VIN обнаружено не было. Однако выяснилось, что таможенное оформление данный автомобиль не проходил. 
 
Магнитогорские таможенники предотвратили вывоз раритетной иконы. "Святой Иоанн Креститель" едва не покинул страну через автомобильный пункт пропуска Мариинский. Во время таможенного досмотра икону обнаружили в салоне автомобиля, принадлежащего жителю сопредельного Казахстана. 
 
Сотрудники МАПП Нехотеевка Белгородской таможни предотвратили назаконный вывоз из России 250 тысяч евро. Гражданин Польши пытался провезти деньги, разложив банкноты по пачкам и примоав эластичным бинтом к ноге. Обнаружили контрабандную партию валюты таможенники при проведении личного досмора.Возбуждено уголовное дело по ст.188 ч.1 УК РФ «Контрабанда». 
 
Сотрудниками Кольцовской таможни (УТУ) возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ в отношении гражданина РФ по факту контрабанды полупальто из норки стоимостью 1,05 млн. рублей. 
 
Сотрудниками Башкортостанской таможни (ПТУ) возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст.188 УК РФ в отношении гражданина Казахстана по факту контрабанды наркотического вещества – героин – весом 251,03 гр. 
2.3. Способы борьбы с незаконным перемещение товаров, транспортных средств и валюты физическими лицами через таможенную границу. 
 
При сложившейся экономической обстановке в стране существует необходимость формирования новых подходов, которые позволят эффективно реагировать на происходящие изменения в международной практике и требования общества и государства. Так максимально внедряются информационные технологии, способные свести на «нет» непосредственное общение таможенника и участника внешнеэкономической деятельности, обеспечить максимальный технологический контроль за действиями должностных лиц. Законодательный ряд правовых документов по вопросу борьбы с коррупцией, профилактике коррупции в таможенных органах Российской Федерации не так уж и велик. Это- инструкция, подробно определяющая порядок действий должностных лиц, руководителей таможенных органов в случае предложения взятки в любой форме (деньги, подарок, услуги, предоставление ненадлежащих льгот и преимуществ). В 2006 году ФТС России была разработана аналитическая программа «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годы». 
 
Одной из форм противодействия коррупционным проявлениям в таможне можно рассматривать ротацию кадров (перемещение должностного лица на другую должность, иногда  со сменой направления деятельности). Ценность такой меры очевидна, так как основная часть подразделений таможни напрямую работает с участниками ВЭД. 
 
Вместе с тем проблему коррупции в таможенных органах можно решить лишь при условии, что она будет решаться в обществе в целом. Для этого нужны политическая воля государства, законы, которые бы регламентировали весь механизм борьбы с коррупцией и в которых бы четко прослеживалась неотвратимость наказания.[6] 
 
Следующей важной задачей, связанной с пресечением незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ является совершенствование нормативно-правовой базы деятельности пунктов пропуска. Ведь с ростом товарооборота увеличивается нагрузка на таможню. В этих условиях необходимо внедрять самые современные методы и технологии в организации контроля и надзора. 
 
Продолжается оснащение пунктов попуска инспекционно-досмотровыми комплексами. В минувшем году такими установками оснащены Ростовская, Выборгская, Брянская и др. таможни. В нынешнем планируется в эксплуатацию 50 ИДК, а к 2010 году их должно уже функционировать 83 – 22 в автомобильных, 6 в морских, 8 в воздушных пунктах пропуска, а также 47 мобильных. 
 
Одним из вариантов снятия нагрузки с АПП- таможенный досмотр груза, адресованного вглубь страны, производить на внутренних, менее загруженных таможнях. Проверка на границе в таких случаях должна быть скорее исключением, чем правилом: на каждую фуру ставить маячок системы ГЛОНАСС и по спутнику отслеживать, не свернет ли грузовик «налево».  Если он сбился с курса, штрафы должны быть разорительными для перевозчика (миллионы долларов). 
 
Так же при осуществлении таможенного контроля в отношении физических лиц, убывающих с таможенной территории Российской Федерации, и товаров, перемещаемых ими, должностными лицами таможенных органов должны учитываться следующие критерии: 
 
-частота перемещения физических лиц через таможенную границу Российской Федерации; 
 
-время нахождения физического лица на таможенной территории Российской Федерации после прибытия; 
 
-убытие физических лиц с таможенной территории Российской Федерации преимущественно в ночное время суток; 
 
-количество и объем перемещаемых товаров; 
 
-адекватность поведения физических лиц; 
 
-в пассажирской таможенной декларации отсутствуют сведения о сопровождаемом багаже;

 

 
Заключение. 
 
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы: 
 
Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу РФ в соответствии с особым, упрошенным порядком, установленным Таможенным Кодексом РФ.  
 
Любые товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю. 
 
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем)(глава 15 ТК РФ)по выбору декларанта. 
 
Существуют ограничения на ввоз и вывоз товаров физическими лицами. Эти ограничения регламентируются Постановлениями Правительств РФ. 
 
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица их допустившие несут ответственность в соответствии с законодательством. 
 
В настоящее время возрастает количество незаконно перемещаемых товаров и денежных средств через таможенную границу РФ. В связи с этим создаются максимально комфортные условия, которые призваны способствовать сокращению неоправданных препятствий товаропотокам, благоприятные условия для тех, кто пересекает границу и для тех органов правоохранительной власти, на которых возложена обязанность осуществлять таможенное оформление, таможенный контроль и обеспечивать соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

 

 
Список литературы. 
 
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция.-М.:Юрайт-Издат, 2007. 
 
2. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. № 715 "Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования";  
 
3.Письмо ФТС России от 03 мая 2006 г. № 01-06/15085 "О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме".  
 
4.Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник. -М.:Юрайт-Издат,2008.-стр.135 
 
5. Журнал «Таможня».Письмо ФТС 01-06/25300 от 26.07.05 
 
6.Журнал «Таможня».Региональный выпуск №1(83) 2008. 
 
7.Журнал «Таможня»№3[194] февраль 2008г. 
 
8.Журнал «Таможня».№10[177] май 2007г. 
 
9.Чалиев А.А.,Овчаров А.О.Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие.- Нижний Новгород:ННГУ, 2008. 
 
10 www.customs.ru 
 
11.www.vch.ru

Информация о работе Статистика перемещения физических лиц через границу