Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В настоящий момент в мире информационно-консультационная деятельность рассматривается как организационный обмен информации и целенаправленное передача навыков. На сегодня это широко масштабная возглавляемая и контролируемая государственными властями и различными международными организациями деятельность, без которой невозможно представить развитие сельских территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Платные услуги в системе ИКС
1.1. Основные понятия и сущность ИКС
1.2. Структура и задачи ИКС на разных уровнях
1.3. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года
1.4. Платные услуги в сфере ИКС
ГЛАВА 2. Оценка эффективного функционирования ИКС
2.1. Современное состояние ИКС АПК России
2.2. Рекомендуемые методы оценки эффективности работы ИКС
2.3. Итоги работы АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» за 2006 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

              (*значение весомости показателей – в долях единицы)

На третьем месте информационно-консультационные службы, созданные на базе учреждений дополнительного профессионального образования. В этих структурах хорошо налажена связь с сельскохозяйственными организациями, созданы демонстрационные площадки, активно проводятся дни поля, ведется переподготовка кадров для работы в инновационных условиях.

На четвертом месте ИКС, созданные при органах государственного управления АПК. Они активно проводят научно-практические конференции, своевременно доводят информацию о ценах на сельхозпродукцию и материально-технические ресурсы до сельчан, участвуют в разработке бизнес-планов и оценке инвестиционных проектов на районном и областном уровнях, регулярно проводят массовые мероприятия.

2.2.4.       Интегральные показатели эффективности деятельности

субъектов рынка агроконсультационных услуг, баллов.

 

Субъект рынка

Интегральный показатель эффективности деятельности

Коммер-

ческой

Внедренческ-

ой и  научно-методической

Социально-экономи-ческой

Частные консультационные структуры

 

ИКС в форме некоммерческие консультационные организации

 

ИКС на базе учреждений ДПО

 

ИКС на базе агровузов и учхозов

 

ИКС при НИИ Россельхозакадемии

 

ИКС при органах государственного управления АПК

3,091071

 

3,217698

 

 

2,341916

 

1,95448

 

1,752552

 

1,567044

3,9081225

 

3,939444

 

 

3,783345

 

3,386082

 

3,278901

 

3,401844

3,50729

 

3,56081

 

 

3,18975

 

2,83458

 

2,74161

 

2,86932

(Коммерческая деятельность в данном случае означает оказание различного рода платных услуг, независимо от организационно-правовой формы ИКС)

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что платные услуги в сфере информационно-консультационных служб является дополнительным источником финансирования этих служб. В службах, где показатель платных услуг выше, доход сотрудников службы выше, а значит, и качество работы тоже будет высоким. Следовательно, имея дополнительный источник финансовых средств, поступающих при выполнении платных информационно-консультационных услуг, служба может работать намного эффективнее, качественно и плодотворно.

Таким образом, эффективность работы информационно-консультационных служб зависит от комплекса факторов, и в первую очередь от финансового состояния сельхозорганизаций и кадрового потенциала ИКС. Учитывая, что ныне большинство сельхозорганизаций не имеют возможности оплачивать информационно-консультационные услуги, целесообразно возложить эти расходы на бюджет региона. Особенно это важно для учебно-опытных хозяйств вузов и отраслевых научно-исследовательских институтов Россельхозакадемии.

 

2.3.     ИТОГИ РАБОТЫ АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» ЗА 2006 ГОД

На основе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Президентской программы социально-экономического развития села на 2002-2006 годы по инициативе Министерства сельского хозяйства была создана в 2006 году Автономная некоммерческая организация «Республиканский информационно-консультационный центр АПК РС (Я)». Основополагающим документом стало Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) «О республиканском информационно-консультационном центре агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» от 31.07.2006 г. № 951-р.

              Деятельность АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» направлена на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, принятие сельхозтоваропроизводителями в области юридически и экономически обоснованных решений за счет оказания им информационно-консультационных услуг. Для достижения этих целей ставились следующие задачи:

     организационная, консультационная поддержка крестьянских (фермерских хозяйств), граждан ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций агропромышленного комплекса и иных форм собственности;

     оформление документов для создания сельскохозяйственных кооперативов;

      разработка бизнес-планов и технико-экономического обоснования;

      сопровождение документов для получения кредитов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими

(фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами;

     оформление документов для получения субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;

     проведение мониторинга, связанного с ходом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и республиканских целевых программ по развитию АПК;

     распространение методических рекомендаций и пособий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства республики Саха (Якутия).

Через аттестационную комиссию Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) подобран высококвалифицированный управленческий персонал в количестве 19 человек. В улусах по ходатайству администраций муниципальных районов и улусных управлений сельского хозяйства подобраны представители в количестве 40 человек. Всего принято на работу 59 человек, из них с высшим образованием – 43, средне-специальным – 16. До 30 лет – 15 человек, до 40 лет – 18, до 50 лет – 17, до 60 лет – 9. Средний возраст персонала составляет 43 года.

Республиканский информационно-консультационный центр работает совместно с Министерством сельского хозяйства РФ, Правительством РС (Я), Министерством сельского хозяйства РС (Я), другими Министерствами и ведомствами, сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности, администрациями муниципальных районов, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и с населением республики.

За шесть месяцев оказано 10392 различных консультаций сельхозтоваропроизводителям, в том числе в головном офисе 2016 консультаций. Наибольшая часть оказанных услуг приходится на представителей улусов, а это 92% от общего количества оказанной консультации и тем самым доказывает потребность услугах информационно-консультационного центра в улусах республики. За короткий период своей работы АНО РИКЦ АПК РС (Я) оказало серьезное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства республики. Итоги года показали целесообразность и высокую отдачу выделенных средств. По вопросам микрокредитования проконсультировано 4197 граждан ведущих личное подсобное хозяйство, из них на рассмотрение в банках находится 745 документов на сумму 74688 тысяч рублей. Выдано кредитов на 710 лично-подсобным хозяйствам на сумму 84093 тысяч рублей, из них 602 кредита выдал ЯРФ ОАО «Россельхозбанк» на сумму 71148 тысяч рублей, 30 кредитов выдал ЯОСБ «Сбербанк России» на сумму 4053 тысяч рублей.

В целом выполнены объемы Государственного контракта № 97-1 от 12 октября 2006 года с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на оказание информационно-консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям и услуг по полному сопровождению и оформлению документов при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей  в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». За 2006 год всего оказано услуг на сумму 10156000 (Десять миллионов сто пятьдесят шесть тысяч) рублей. Услуги, оказанные Автономной некоммерческой организацией «Республиканский информационно-консультационный центр АПК РС (Я)» приняты в полном объеме Государственным заказчиком согласно Государственного контракта № 97-1 от 12.10.2006 г. и претензий со стороны Государственного заказчика не имеется.

В целом анализ информационно-консультационной деятельности АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» за первый год существования, т.е. в 2006 году подтвердил ее актуальность и востребованность для агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия).

Кадровый состав АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» в  2008 году выглядит следующим образом: всего – 48 чел.: из них штатные сотрудники – 46 чел.; совместители – 2 чел.

Объемы и источники финансирования АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» в 2008 году распределились следующим образом:

всего:    33 040 тыс. руб.;

в том числе:  федеральный бюджет – 13 040 тыс. руб.;

                       региональный бюджет – 20 000 тыс. руб.

По данным на 1 января 2009 года основные результаты деятельности АНО «РИКЦ АПК РС (Я)»  в 2008 году следующие:

      оказано консультационных услуг – 8121;

      организовано и проведено выставок, ярмарок – 3;

      издано статей (обзоров) – 69;

      издано методической и научно-технической литературы (книг) – 9;

      другой литературы – 82;

      проведено обучающих семинаров – 218.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод, что АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» по итогам работы 2008 года еще раз подтвердил свою актуальность и востребованность для сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Саха (Якутия), оказывая им  консультационную помощь и переподготовку специалистов для сельского хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Возрождение информационно-консультационной службы в нашей стране началось в 90-х годах прошлого столетия. Правительство России в начале 90-х годов принимает ряд важнейших решений, направленных на создание информационно-консультационной службы. Параллельно в нескольких регионах страны осуществляется целый ряд пилотных проектов по формированию ИКС, которые финансируются из различных источников: местные бюджеты, зарубежные гранты, кредиты международных финансовых организаций и.т.д.

В настоящее время информационно-консультационные службы зарегистрированы в 63 регионах Российской Федерации.

              Основной задачей информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

Всемерную поддержку должны получать коммерческие (платные услуги) информационно-консультационные службы. Однако в ближайшей перспективе информационно-консультационная служба будет ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг, особенно по общественно-значимым мероприятиям (выставки, обучающие семинары, опытно-демонстрационные участки, подготовка и распространение информационных материалов и др.). Доля платных услуг будет постепенно возрастать по мере возрастания  авторитета службы и  повышения платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.

Следует отметить, что платная услуга в условиях современного состояния отрасли возможна и даже необходима, если структура ИКС непосредственно участвует в реализации того или иного проекта и претендует на часть реальной прибыли, получаемой на финише. Динамика процесса перехода на платные услуги должна соответствовать процессам стабилизации сельского хозяйства и укреплению информационно-консультационной службы.

В условиях дефицита собственных денежных средств и ограниченной государственной поддержки отечественные сельхозтоваропроизводители большей частью не в состоянии оплачивать услуги информационно-консультационной службы. Для проведения активной информационно-консультационной деятельности требуется принятие кардинальных мер, включающих в себя совершенствование экономического механизма деятельности служб, организацию государственной поддержки, изменение налоговой политики, использование возможностей системы грантов.

Политика государственной поддержки должна быть направлена на формирование эффективной системы информационно-консультационного обеспечения АПК. К основным мерам государственной поддержки службы необходимо отнести:

- финансирование региональной сети информационно-консультационной службы из федерального бюджета на паритетной основе с субъектами Российской Федерации;

- совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития службы;

- предоставление льготных налоговых условий для ИКС и хозяйствующих субъектов, пользующихся ее услугами.

Особое значение должно быть придано формированию соответствующей законодательной и нормативно-методической базы. В первую очередь необходимо принятие Федерального закона об информационно-консультационной службе, закрепляющей ее статус и регулирующий взаимоотношения с основными субъектами АПК.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.       Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года, Министерство сельского хозяйства РФ. М.2003

2.       Автономов А.С., Беляева Н.Ю., Гущин В.З. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях»: Практическое пособие. М.: АИА-Принт, 2006.

3.       Семин А.Н., Контоев В.В. Сфера услуг муниципального образования: вопросы теории и практики. Екатеринбург: УралГСХА, 2005.

4.       Шапошников В.А., Астратова Г.В., Абрамова Е.А. Теория и практика формирования рынка услуг маркетинговых исследований. Екатеринбург: Российский гос.проф.-пед. Университет, 2005

Информация о работе Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей