Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В настоящий момент в мире информационно-консультационная деятельность рассматривается как организационный обмен информации и целенаправленное передача навыков. На сегодня это широко масштабная возглавляемая и контролируемая государственными властями и различными международными организациями деятельность, без которой невозможно представить развитие сельских территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Платные услуги в системе ИКС
1.1. Основные понятия и сущность ИКС
1.2. Структура и задачи ИКС на разных уровнях
1.3. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года
1.4. Платные услуги в сфере ИКС
ГЛАВА 2. Оценка эффективного функционирования ИКС
2.1. Современное состояние ИКС АПК России
2.2. Рекомендуемые методы оценки эффективности работы ИКС
2.3. Итоги работы АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» за 2006 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

Вариант первый. Интегрированным показателем экономической эффективности ИКС и ИКЦ (как системы агроконсультирования) может выступать отношение экономического эффекта, полученного в результате реализации концепции информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК, к капиталу, инвестированному в эту систему. Методика приемлема для оценки эффективности на федеральном и региональном уровнях. Интегрированный показатель экономической эффективности можно рассчитать по формуле.

                                                            n            n

E = ∑ Ri / ∑ KSi ,                     (1)

                                                         i=1        i=1

где Ri – экономический эффект, полученный от внедрения (применения, использования) i-ых консультационных услуг (например, в отрасли растениеводства или животноводства), руб.; n – число оказанных информационно-консультационных услуг; KSi – средняя за период величина капитала, инвестированного в систему информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей для оказания i-ых консультационных услуг.

              Экономический эффект (Ri) определяется

Ri =∆Pi + ∆Ci ,                                          (2)

где ∆Pi – прирост прибыли за счет использования i-ых консультационных услуг, выработанных по ним управленческих решений и реализованных конкретных мероприятий, руб.; ∆Ci – сокращение издержек за счет использования i-ых услуг, оказанных информационно-консультационной службой, руб.

              Тогда

                                                      n                                  n

Е = ∑ (∆Pi + ∆Ci) / ∑ KSi                         (3)

                                                   i=1                              i=1       

25

 



Трудность заключается в том, что сложно рассчитать прирост прибыли, который произошел именно за счет использования i-ых консультационных услуг.

Вариант второй. Интегрированный показатель эффективности функционирования ИКС рассчитывают по следующей формуле:

                                                         n                n

Эijk =( ∑ Pijk / ∑ Eijk )* 100%              (4)

                                                                    i=1            i=1

где Эijk – экономическая эффективность i-ой деятельности (оказания платных услуг) субъекта (ИКС и ее отделы) по привлечению денежных средств за счет удовлетворения потребностей (например, проведение семинаров, консультаций, разработка бизнес-планов) заказчиков k (сельхозтоваропроизводителей, частных лиц и др.); Pijk – экономическая выгода, получаемая в результате i-ой деятельности субъекта по привлечению денежных средств за счет удовлетворения потребностей заказчиков k; Eijk – затраты по i-ой информационно-консультационной деятельности субъекта j, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков k.

              Формулу рекомендуется использовать при оценке эффективности работы руководящего состава ИКС, не исключая, конечно, общей оценки деятельности службы агроконсультирования.

              Экономические результаты, полученные от различных видов деятельности ИКС, обобщают (табл.2.2.1). Результаты получены по данным Свердловского консультационного центра «Агроконсультант».

Экономическая эффективность службы, рассчитанная по формуле (4), -  это своеобразный показатель внутренней эффективности, выраженный в процентах. Он характеризует величину удельной прибыли на единицу затрат при информационно-консультационной деятельности.

Вариант третий. Эффективность ИКС выражается в степени удовлетворенности заказчика результатами агроконсультирования. Это, по сути, внешняя эффективность ИКС. Ее можно определить, как отношение качественно и своевременно выполненных услуг, заявленных заказчиками (претензий нет, клиент удовлетворен в соответствии с заключенным договором), к общему числу выполненных услуг. Степень удовлетворенности заказчика, или внешняя эффективность функционирования ИКС, выражается в процентах:

Ef =(nq / ∑n) * 100% ,                      (5)

2.2.1.       Экономические результаты работы ИКС по оказанию

платных консультационных услуг

Субъект (j)

Вид деятельности (i)

Затраты всего, тыс.руб.

Привлечено средств, тыс.руб.

Экономическая эффективность (Эijk), (гр.4– гр.3 / гр.3 *100%)

1

2

3

4

5

Отдел экономи-

ческого консуль

тирования

 

 

 

 

Отдел экономи- ческого консуль тирования

 

 

 

Отдел экономи- ческого консуль

Тирования

 

 

 

Отдел техничес- кого консульти- рования

Подготовка аналитичес-

кого обзорного материа-

ла о закупочных ценах на молокопродукты в муниципальном образова

нии – г. Екатеринбург

 

Разработка эффективной логистической системы для молочнопродуктово- го подкомплекса Сверд- ловской области

 

Полготовка информации об экспанции пермских производителей молоко- продуктов на местный рынок

 

Разработка рекоменда- ций по паспортизации и аттестации рабочих мест на молочно-товарных фермах Пышминского и Талицкого районов Свер- дловской области

 

 

30

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

20

 

 

45

 

 

 

 

 

 

210

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

35

 

 

50

 

 

 

 

 

 

75

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

75

 

где nq – число услуг, оказанных качественно и своевременно, удовлетворивших заказчика полностью (он в соответствии с заключенным договором претензий не имеет, что подтверждено актом выполненных работ); ∑n – общее число услуг, оказанных ИКС за анализируемый период.

              Например, информационно-консультационная служба в течение года оказала 157 различного рода услуг, но по 23 из них были высказаны претензии со стороны заказчиков о несоблюдении ряда договорных обязательств. Рассчитаем внешнюю эффективность функционирования ИКС:                                  Ef = (134 / 157) * 100% = 85,4%.

              Из этого следует, что информационно-консультационная служба довольно эффективно, хотя есть резервы для повышения качества услуг путем привлечения высококлассных профессионалов.

              Вариант четвертый. Основан на балльной оценке функционирования основных шести типов организаций (различных организационно-правовых форм), оказывающих услуги в системе сельскохозяйственного консультирования.

              Используют 12 параметров:

      стаж профессионально-практической деятельности консультантов;

      средний возраст;

      работоспособность;

      личностные качества;

     средний уровень годового дохода персонала;

     средний уровень специального образования;

     характер организационной структуры;

     доля средств от общего объема бюджета, потраченных на консультационную деятельность;

     доля рынка информационно-консультационных услуг АПК;

     среднегодовая внутренняя и внешняя эффективность ИКС;

     средний коэффициент креативности;

     методы работы ИКС.

Каждый из вышеперечисленных показателей определяют по 5-балльной шкале. Например, среднегодовая внешняя эффективность характеризуется степенью удовлетворенности заказчика результатами ИКС и определяется в баллах: 5 баллов – высокая удовлетворенность, 4 балла – хорошая, 3 балла – неплохая, 2 балла – удовлетворительная, 1 балл – неудовлетворительная.

Среднегодовая внутренняя эффективность может быть определена как доля средств, привлеченных за счет средств платных услуг, на каждый рубль выделенных бюджетный ассигнований. Если на каждый рубль бюджетных ассигнований привлекается 10 коп., работа оценивается как неудовлетворительная (1 балл); 20-30 – удовлетворительная (2 балла); 40-50 – неплохая (3 балла); свыше 50 коп. и до 1 руб. – хорошая (4 балла); свыше 1 руб. – отличная (5 баллов). Может оцениваться и уровень рентабельности оказываемых услуг. Его также можно определять в процентах, как величину удельной прибыли на единицу затрат при осуществлении агроконсультационных услуг.

Что касается среднего коэффициента креативности, то он характеризует соотношение показателей частоты использования авторских методик и (или) годовых базовых разработок.

Средний уровень годового дохода персонала оценивают по соотношению со среднегодовым уровнем дохода по отрасли, а также сравнивается с аналогичными показателями консультационных служб.

Средний уровень специального образования персонала ИКС определяют по наличию соответствующих свидетельств и сертификатов о специальной подготовке (или переподготовке) для работы в информационно-консультационных службах.

По каждому параметру эксперты выставляют оценочный балл по 10-балльной шкале, затем полученные результаты заносят в специальную таблицу (табл.2.2.2) и по формуле (6) проводят оценку весомости каждого параметра:

                                                                  n

аi = (1/m) * ∑ (Бij / Бcj),                          (6)

                                                                j=1

где i – номер параметра объекта; n – число параметров объекта; j – номер эксперта; m – число экспертов в группе; Бij – балл, присвоенный i-му параметру j-ым экспертом; Бcj – сумма баллов, присвоенных j-ым экспертом всем параметрам (n) объекта.

Затем рассчитываются интегральные показатели коммерческой эффективности внедренческой и научно-методической работы, а также социально-экономической деятельности по каждому субъекту информационно-консультационных служб (табл.2.2.3).

2.2.2.       Оценка экспертами весомости параметров и место каждого

параметра в ранжированном ряду.

Пара

метр

Баллы, выставленные девятью экспертами

Оценка весомости параметров

Место параметров

в ранжирован-

ном ряду

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

9

10

10

8

8

8

10

10

10

10

9

10

8

10

9

7

9

107

7

8

8

8

10

9

10

10

8

8

8

10

10

9

10

9

9

10

10

9

7

9

7

8

8

8

8

9

9

8

9

9

8

8

10

8

8

9

9

8

9

8

8

8

8

7

10

9

9

8

8

8

10

9

9

10

9

8

9

10

10

8

10

9

9

8

9

9

9

7

8

8

8

10

10

8

9

7

9

9

8

8

10

10

10

10

8

8

0,08960

0,07120

0,08858

0,08739

0,07589

0,08739

0,08459

0,08410

0,08410

0,08432

0,08523

0,08009

I

XII

II

III-IV

XI

III-IV

VI

VIII-IX

VIII-IX

VII

V

X

             

В частных консультационных структурах довольно высок уровень годового дохода консультантов-профессионалов, хотя среднегодовая внутренняя эффективность ИКС не дотягивает до 3 баллов. Особое внимание уделяют подбору кадров, квалификации персонала, способности вести переговоры, работоспособности и личностным качествам консультантов. Интегральный показатель коммерческой эффективности – 3,09 балла.

Аналогичные расчеты проводят по каждому типу организаций сельскохозяйственного консультирования. Результаты расчетов объединяют в специальную таблицу для их сравнительной оценки (табл.2.2.4).

Как видно, наиболее эффективно (первое и второе места) в коммерческом и научно-методическом плане работают некоммерческие организации и частные консультационные структуры. Только у этих двух субъектов рынка показатель коммерческой эффективности превышает 3 балла. В этих структурах достаточно хорошо оплачивается труд работников, неплохая прибыль, активно ведется внедренческая и научно-методическая работа, используются разнообразные формы взаимоотношений с клиентами (договоры на комплексное обслуживание, абонементы, скидки, демонстрация конкретных технологических приемов и др.), наивысшие показатели и по среднему коэффициенту креативности. Лидируют они по эффективности социально-экономической деятельности.

2.2.3.  Расчет интегрального показателя коммерческой эффективности

частных консультационных структур

 

Средняя экс-

пертная оцен

ка весомости

показателя*

Среднее значение показателя балл

Среднее значение

с учетом весомос

ти параметров,

балл (Si)

Средний уровень годового дохода частных консультантов

 

Среднегодовая внутренняя эффективность ИКС

 

Доля рынка ИКС

 

Работоспособность и личностные качества консультантов

 

Интегральный показатель Еi=∑SiN, где N – отношение заданного числа показателей к фактическому

0,07589

 

 

0,08432

 

 

0,08410

 

0,08858

3,5

 

 

2,6

 

 

2,8

 

3,5

0,265615

 

 

0,219232

 

 

0,23548

 

0,31003

 

 

3,091071

Информация о работе Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей