Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В настоящий момент в мире информационно-консультационная деятельность рассматривается как организационный обмен информации и целенаправленное передача навыков. На сегодня это широко масштабная возглавляемая и контролируемая государственными властями и различными международными организациями деятельность, без которой невозможно представить развитие сельских территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Платные услуги в системе ИКС
1.1. Основные понятия и сущность ИКС
1.2. Структура и задачи ИКС на разных уровнях
1.3. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года
1.4. Платные услуги в сфере ИКС
ГЛАВА 2. Оценка эффективного функционирования ИКС
2.1. Современное состояние ИКС АПК России
2.2. Рекомендуемые методы оценки эффективности работы ИКС
2.3. Итоги работы АНО «РИКЦ АПК РС (Я)» за 2006 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

Основными задачами ассоциации являются:

- представление и защита общих интересов и коллективного мнения организаций сельскохозяйственного консультирования и консультантов в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и иных властных структурах, общественных организациях федерального уровня;

- участие в разработке законодательных и нормативных документов, программ по вопросам развития и совершенствования деятельности системы

Рис. 2.1.4. Количество консультационных услуг, оказанных формированиями системы сельскохозяйственного консультирования в 2006-2008 г.г. различным категориям пользователей

сельскохозяйственного консультирования, экспертиза подготовленных законодательных и нормативных документов, программ по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- согласование административных, технических и иных регламентов на услуги   сельскохозяйственных консультационных организаций.

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования активно развивают выставочно-демонстрационную деятельность. Выставочно-демонстрационная деятельность субъекта системы сельскохозяйственного консультирования  реализуется по направлениям:

        участие в федеральных  и региональных  выставках;

        организация тематических разделов в федеральных  и региональных выставках;

        организация федеральных и региональных отраслевых и тематических выставок;

        организация  постоянно действующих  выставок  при региональных и районных центрах сельскохозяйственного консультирования;

        организация временных или постоянно действующих демонстрационных площадок;

        организация тематических конференций (семинаров) в период проведения  выставочно-демонстрационных мероприятий;

        консультирование специалистов с использованием конкретных, предлагаемых на выставке или демонстрационном участке, образцов инновационной продукции.

В 2008 году формированиями системы сельскохозяйственного консультирования организовано более 3 тыс. выставочно-демонстрационных мероприятий.  В качестве передовых, освоивших выставочно-демонстрационную деятельность, региональных центров сельскохозяйственного консультирования можно назвать КУП Чувашской республики «Агро-Инновации», ГУ КК «Кубанский сельскохозяйственный информационно-консультационный центр», ГУ «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК», ГОУ Ярославской области «Информационно-консультационная служба АПК», РГУ «Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия», ОГУ «Самара – аграрная Российская информационная система».

На выставках федерального уровня Российский центр сельскохозяйственного консультирования традиционно разворачивает консультационный центр Минсельхоза России и корпоративный стенд системы сельскохозяйственного консультирования, организовывает проведение  конференций, семинаров, круглых столов. 

В 2008 году проводился мониторинг качества оказываемых консультационных услуг. Анкетирование  было проведено выборочно в 7 регионах (Республика Бурятия, Краснодарский край, Самарская, Белгородская, Курская, Нижегородская, Новгородская области). Обработка и анализ анкет позволяет оценить работу региональных центров как положительную (табл.2.1.3).

Таблица 2.1.3

Сводная таблица

оценки возможности, потребности и качества консультационных услуг

(по результатам мониторинга, проведенного в 2008 году)

 

Наличие информации

Об ИКЦ в районе

Имеется

Не имеется

      100 %

-

Доступ к консультационной помощи

Свободный

затруднительный

Ограниченный

        98 %

               1 %

           1 %

Оперативность предоставления консультационной помощи

Хорошая

удовлетворительное

Низкая

        82 %

             18 %

            -

Качество предоставленных

консультационных.. услуг

Высокое

удовлетворительное

Низкое

           58 %

              42 %

             -

Потребность в видах

консультационных услуг

Информационных

цены и сбыт

Технологических

            44 %

               28 %

            28 %

Готовность оплатить

консультационных  услуги

Имеется

Не имеется

            79 %

21 %

Предпочтительная форма

получения консультационных  услуг

Индивидуальная

Групповая

Иное

            72 %      

               24 %

            4 %

Потребность в повышении квалификации

Имеется

Не имеется

           68 %

32 %

Потребность  в краткосрочных обучающих мероприятиях

Имеется

Не имеется

           70 %

30 %

 

На этапе интенсивного развития системы сельскохозяйственного консультирования проблема кадрового обеспечения становится наиболее ощутимой. Если исходить из расчетной потребности в 7 тыс. консультантов, то в настоящее время она закрывается лишь на 25 %. В этой связи проблему подготовки консультантов нельзя назвать решенной даже частично. Необходимо признать, что в стране отсутствует реально эффективная система подготовки консультантов.

Не менее важным вопросом  кадрового обеспечения сельскохозяйственного консультирования является поддержание высокого профессионального уровня консультантов. Организация повышения квалификации консультантов является необходимым условием успешности деятельности системы. В 2008 году повышение квалификации прошли 465 консультантов региональных и районных центров, что составило 16 % от их общей численности.

Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования являются бюджеты федерального, региональных и районных уровней, а также внебюджетные источники. В 2008 году консультационная деятельность системы сельскохозяйственного консультирования профинансирована в объеме 450,5  млн. руб., в 2007 году - 217,8 (табл. 2.1.4).

Таблица 2.1.4

Финансирование консультационной деятельности формирований     системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 году

 

Источники финансирования

Объем финансирования,

млн. руб.

Федеральный бюджет

157,6 *

Бюджеты субъектов Российской Федерации

153,1

Бюджеты муниципальных образований

32,9

Внебюджетные источники

106,9

ВСЕГО

450,5

* - в связи с тем, что поступление субсидий федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на развитие консультационной помощи произошло в декабре 2008 года, ряд регионов не использовали федеральные средства, которые перешли на текущий год.

 

В 2008 году впервые проявилась реальная поддержка развития сельскохозяйственного консультирования федеральным бюджетом. Одновременно на 1/3 увеличилось региональное финансирование. Также как положительный момент можно отметить более чем двукратное увеличение внебюджетных источников, что явилось следствием увеличения доли платных консультационных услуг.

Основную консультационную нагрузку должны нести районные центры сельскохозяйственного консультирования. Однако анализ структуры финансового обеспечения консультационной деятельности показывает, что в 2008 году  70 % средств использовались региональными структурами. Доля районных центров составила лишь 25 % из федерального,  10 % из средств регионального бюджетов и 40% по внебюджетным источникам (табл.2.1.5).

Таблица 2.1.5

Структура финансового обеспечения  консультационной деятельности  формирований системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 году

 

 

Всего, млн. руб.

в том числе:

из федерального бюджета

из регионального бюджета

из муниципального бюджета

внебюджетные средства

Федерального центра

13,0

9,3

 

 

3,7

Региональных

Центров

309, 0

109, 3

136, 2

0,1 

63, 4

Районных центров

128, 5

39,0

16, 9

32,8

39, 8

ИТОГО

450, 5

157,6

153, 1

32, 9

106,9

 

Из анализа структуры финансирования можно сделать вывод о недостаточной  развитости    районного звена. Это объяснимо в начальной стадии развития системы  и требует увеличения количества консультантов и районных центров на  новом этапе.

Востребованность услуг информационно-консультационной службы (ИКС) АПК обусловлена уровнем образования сельского населения, недостатком квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно осваивать современные технологии и различного рода инновации, а также крайне ограниченным доступом к информационным ресурсам в глубинных сельских районах.

 

2.2.  РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ИКС

Пока отсутствуют комплексные методики оценки эффективности функционирования информационно-консультационных служб, не проработаны и рекомендации по оказанию платных услуг товаропроизводителям и сельскому населению в области инноваций и внедрения передового опыта.

Анализ показывает, что в сегменте рынка информационных услуг для АПК функционируют шесть основных субъектов, специализирующихся на агроконсультировании:

                  частные консультационные структуры АПК;

                 информационно-консультационные службы в форме некоммерческих организаций;

                 на базе учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО);

                 на базе агровузов и учхозов;

                 при НИИ Россельхозакадемии;

                 при органах государственного управления АПК.

Задача состоит в том, чтобы оценить эффективность каждого из них, а также дать их сравнительную оценку.

Оценку эффективности рекомендуем проводить по следующим показателям:

- стаж профессионально-практической деятельности консультантов;

- средний возраст персонала;

- работоспособность и личные качества консультантов;

- средний уровень специального образования персонала ИКС;

- средний уровень среднегодового дохода персонала;

- характер организационной структуры;

- доля бюджета, потраченная на информационно-консультационную деятельность;

- доля рынка информационно-консультационных услуг, оказываемых ИКС АПК;

- средний коэффициент креативности;

- среднегодовая внутренняя эффективность ИКС;

- характер методов работы ИКС.

С учетом многоуровневого характера системы агроконсультирования  Уральской госсельхозакадемией разработаны варианты определения эффективности информационно-консультационных служб (центров).

Информация о работе Платные услуги в информационно-консультационном обслуживании сельских товаропроизводителей