Сюрреализм в творчестве Джима Уоррена: преемственность и новаторство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание

Одной из важнейших особенностей развития художественной культуры в это время стала как бы многонаправленность, отсутствие единственного господствующего стиля в искусстве. Другая существенная черта — резкое повышение доступности искусства для самых широких слоёв населения, интенсивное развитие на этой основе так называемой массовой культуры (о чём говорилось ранее). В искусстве в этот период возникают и существуют много направлений или стилей. О наиболее заметных и пойдёт речь далее.[6]. Одним из наиболее сильных и влиятельных в ХХ веке стало направление сюрреализма, возникшее как развитие на художественно – эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Таня.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

Введение

Актуальность  темы:  

     Развитие художественной культуры  в ХХ веке в Западной Европе определялось, во-первых, тенденциями, возникшими в конце предшествовавшего периода и, во-вторых, бурными событиями и процессами ХХ века: войнами, революциями, прогрессом науки и техники, научно-технической революцией, формированием нового мирового порядка и т.д. 
Одной из важнейших особенностей развития художественной культуры в это время стала как бы многонаправленность,  отсутствие единственного господствующего стиля в искусстве. Другая существенная черта — резкое повышение доступности искусства для самых широких слоёв населения, интенсивное развитие на этой основе так называемой массовой культуры (о чём говорилось ранее). В искусстве в этот период возникают и существуют много направлений или стилей. О наиболее заметных и пойдёт речь далее.[6].     Одним из наиболее сильных и влиятельных в ХХ веке стало направление сюрреализма,  возникшее как развитие на художественно – эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в  первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.

Творения сюрреалистов погружают зрителя (читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые нравственно воспринимаемому миру, его законам, но внутренне чем – то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Но наиболее ярко сюрреа лизм отразился в живописи. [7].

   В курсовой работе актуальной темой является сюрреализм  в творчес тве Джима   Уоррена. Просмотрев его работы можно сказать, что это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духов  но – органической жизнью, отличной   от  всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами   высокохудожественное   выражение   некого мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире  никаким иным способом.

     Джим Уоррен  - яркий представитель сюрреализма, который также как Сальвадор Дали сумел овладеть многими техниками, умениями  создавать «рукотворные фотографии». Благодаря исторической платформе развития

сюрреализма  творчество   Джима   Уоррена   берёт своё начало  у истоков творчества более ранних мастеров данного направления и приобретает всё более новые черты и краски в настоящем времени.  Ведь сюрреализм сегод ня – это и есть Джим Уоррен для многих почитателей этого направления в искусстве. Сюрреализм в творчестве Джима есть не стремление подражать или копировать кого то,  а именно это он сам, его частица, его тип   мыш ления, способ взаимодействия с миром. Этот прекрасный живописец взял много из  творчества  Сальвадора  Дали,  но также привнёс не мало и своего

нового, яркого, несовместимого и по истине чарующего.

Объект исследования:

     Объектом  исследования  является  сюрреализм,  как одно из  ключевых направлений   в  авангарде.  Его создатели – молодые  художники, поэты рассматривали сюрреализм  как способ  познания  подсознательного, сверх естественного. В  формировании  сюрреализма   важное   место занимает  предшествовавшее течение  -  дадаизм.  По   определению  основателя   и  идеолога  этого  направления  Андре Бретона сюрреализм  есть  «чистый психический  автоматизм,  имеющий    целью выразить,  или устно,  или

письменно, или другим способом, реальное  функционирование   мысли.

Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны  разума,  вне  каких  бы

 то  ни  было эстетических или нравственных соображений».

     Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и    неразумное  начало    олицетворяет  собой ту высшую   истину,  которая должна быть  утверждена  на земле.

Предмет исследования:

     Изучив историю возникновения и направление сюрреализм в целом, предметом исследования был выбран сюрреализм в творчестве Джима Уоррена: преемственность и наваторство. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. На протяжении всего существования человечества людей интересовал мир, находящийся за гранью всех их пяти чувств, мир за гранью реальности. Люди икали его, пытались увидеть, понять. Мир неизведанных тайн и загадок, не смотря на пугающую неизвестность, манил к себе. Творчество Джима Уоррена непременно сюрреалистическое как его отношение и восприятие этого мира. На картины художника можно смотреть часами, погружаясь в сумасшедший и неизведанный мир, пытаясь понять философию и взгляд на реальный мир человека, написавшего ее.

 

 

Цель и задачи исследования:

     Целью исследования было выбрано влияние и проявление сюрреализма на творчество Джима Уоррена.

    Задачей исследование  было определено изучить весь  необходимый материал, выделить  основополагающее направление и  обозначить в нём роль и  развитие направления сюрреализм. Дать точное определение этого направления как культурного явления, изучить историю его возникновения, становления, этапы его развития. Необходимо было установить и выделить основные идеи сюрреализма, его главные принципы и восприятие данного направления художниками того времени. Выделить основных представителей и их теорий относительно сюрреализма. Проследить за тенденцией развития направления и рассмотреть его на примере творчества наиболее яркого представителя этого направления. Выяснить чем являлся сюрреализм в целом для исскуства ХХ века. Установить связь в отношении творчества Сальвадора Дали как яркого представителя сюрреализма того времени с творчеством и манерой письма сюрреалиста нашего времени - Джима Уоррена. Определить проявление сюрреализма в развитии современного дизайна как подтверждение того, что достояние прошлого нашло своё достойное место в современном культурном развитии и во многих отраслях и направлениях искусства.

Методы исследования:

     При работе над исследованием было применено немало методом для более точного отображения материала , рассмотрения темы с нужного ракурса и правильных выводов относительно исследования.  

Компаративный анализ:

     Было рассмотрено проявление сюрреализма на примере творчества художника нашего времени  - Джима Уоррена. Был произведён анализ его творческих идей, манеры письма, восприятия к окружающему его миру. Были рассмотрены его работы  как пример преемственности и новаторства в творчестве данного художника.

Исторический  анализ:

     На основе отобранного материала мы смогли выявить и проследить историческую основу зарождения, становления, развития такого направления в искусстве как сюрреализм, а также его  проявления в современном дизайне и в искусстве в целом.

 

 

 

Культурологический  анализ:

Анализ сюрреализма на протяжении столетий делает его значимым во всех отношениях и проявлениях. Он становится важным для дальнейшего развития искусства и даёт большие перспективы для многих талантливых художников.

Научная новизна:

     Научная новизна заключается во многостороннем исследовании направления сюрреализм, отображая его как неотъемлемую частицу в искусстве нашего времени и новых идей современности.

    Изучение этого  направления базируется на рассмотрении  истории возникновения, становления,  этапов развития, идеологии основоположников (в лице художников того времени), чётком определении данного направления, анализе работ яркого представителя данного направления (Сальвадора Дали) и анализе работ современного сюрреалиста  - Джима Уоррена. Прослежена связная нить сюрреализма с проявлением такового в современном дизайне. Рассмотрев данное направление и работы Джима Уоррена можно сказать, что новизна присутствует во всём, так как исходные материи и идейные цели прошлого обновляются и воплощаются во что-то новое и неизведанное как сюрреалистическое искусство в настоящее время. В данном исследовании была подобрана информация, благодаря которой мы смогли взглянуть на сюрреализм как на явление в целом. 

Практическое  значение:

     Выявление связующей сюрреализма с современным дизайном, его проявление в разных направлениях современного искусства.

Основная часть

I ГЛАВА

CЮРРЕАЛИЗМ  КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА

      1.1.История возникновения направления.

    Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — модернистское направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.   

   «В 1924 г. был опубликован «Первый манифест сюрреализма». В этом документе Андре Бретон (1896-1966) дал определение сюрреализма, основываясь на понятии «автоматического письма». Сюрреалистический «автоматизм» был стимулирован психоа- нализом Зигмунда Фрейда, которым Бретон увлекся во время войны. Сюрреализм претендовал на выражение «абсолютного бунта», и фрейдизм подводил научную базу под такое отрицание всей современной цивилизации, превращая подсознание в единственный источник истины». С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, проявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве.

     В 1930 г. появился один из многих плодов коллективного творчества сюрреалистов — цикл стихов, написанный Элюаром, Бретоном и Шаром, «Замедлить ход работы».[10].  

    В период между двумя мировыми войнами сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм. Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.[10]. Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

     «Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве 1-й пол. 20 в. В нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы посткультуры 2-й пол. 20 в.» [14].

«Все же нельзя не заметить, что сюрреализм складывался под воздействием Бретона. Это оценивалось и положительно и отрицательно, но так во всяком случае, действительно было. [17. C.182].

     В основе искусства сюрреализма лежит гротеск чаще всего  в форме соединения   прекрасного  и   уродливого и доведение изображаемого   до полного абсурда. Cюрреализм – авангардистское направление, отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного [7]. Особенно страшное  впечатление производит соеди нение живой и неживой природы: частей человеческого тела или  животных  с бездушными формами.  Последним или  первым  важным  инструментом  для   утверждения    движения   и     его   становления были манифесты. Их было несколько, и предназначались они  для ознаменования   начала    или   осуществления нового подъема сюрреализма на различных этапах его пути.

     «В 1924 г. французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализ ма», и эта дата рассматривается как начало развития нового авангардистско го движения. Оно возникло в нужный момент, когда заканчивались ранние эксперименты, когда пронесся вихрь дадаистического нигилизма и все пред ставители нового искусства, включая и «старую» гвардию, стали искать, конечно, используя и опыт прошлого, выход из заметного кризиса концеп ций. Их было найдено , скажем прямо, немало. Однако сюрреализм стал самым главным: его поддержали многие поэты, живописцы, скульпторы. Более того, течение это завершалось где-то в 1960—1970-е гг., так что у него почти полувековой, если считать «по гамбургскому счету», путь развития. Наряду с экспрессионизмом и абстрактным искусством оно нередко рас сматривалось (и апологетами и критиками), как течение, характеризующее важнейшие черты художественного мышления XX столетия [17. C.181]. Термин сюрреализм - впервые употребил в 1917 год  Гийом Аполлинер. Сюрреа листическими,  то есть изображающими больше   чем  действительность, Аполлинер назвал  свои стихи и пьесу, в   которых были зафиксированы бессвязные   ощущения  человека.  Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон. Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве - “первый манифест сюрреализма”. В "Манифесте Сюрреализма" 1924 года лидер французского Сюрреализма Андре Бретон писал: "Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм". Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы):

Информация о работе Сюрреализм в творчестве Джима Уоррена: преемственность и новаторство