Сюрреализм в творчестве Джима Уоррена: преемственность и новаторство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание

Одной из важнейших особенностей развития художественной культуры в это время стала как бы многонаправленность, отсутствие единственного господствующего стиля в искусстве. Другая существенная черта — резкое повышение доступности искусства для самых широких слоёв населения, интенсивное развитие на этой основе так называемой массовой культуры (о чём говорилось ранее). В искусстве в этот период возникают и существуют много направлений или стилей. О наиболее заметных и пойдёт речь далее.[6]. Одним из наиболее сильных и влиятельных в ХХ веке стало направление сюрреализма, возникшее как развитие на художественно – эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Таня.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

1. автоматизм

2. использование так  называемых обманок (trompe-l'oeil)

3. сновидческие образы.

     Другой   художник-сюрреалист,   Хуан  Миро,   описывал  свой   опыт 
так: "Я начинаю рисовать, и  пока я рисую, картина    сама  начинает 
утверждать  себя  под  моей  кистью.  Пока  я  работаю,  некая    форма 
становится   знаком   женщины или   птицы.  Первая   стадия - свободная, 
бессознательная [...]. Вторая стадия - внимательно выверенная".[3].

     «Хотя сюрреализм не выполнил многих из шумно провозглашенных обещаний, постоянно возбуждал не только надежды, но и разочарования, хотя многие их сюрреалистических «чудес» — всего-навсего художественный прием, сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая, непреходящая составная часть. Сюрреализм открыл доступ к скрытым, не использованным ресурсам внутреннего мира каждого человека, мобилизовал мощные силы подсознания как источника творчества. Сюрреализм закрепил приоритет личности, правда, ценою поспешного исчезновения с поля исторических сражений.[9].

    «Проявив исключительную плодовитость в различных искусствах и став и для искусства, и для массовой культуры  ХХ века (особенно в сфере рекламы) богатейшей традицией, сюрреализм оказал также значи тельное  влияние на развитие   гуманитарной мысли (Ж. Батай, А. Арто), на структуралистский  психоанализ  (Ж. Лакан),    различные направления, связанные с психоанализом (Г. Розолато), антипсихоанализ (Ж. Делёз и Ф. Гаттари), структурализм и постструктурализм, феноменологию вооб раже ния (Г. Башляр и Ж. Дюран), философское творчество   (Р. Кайуа, Ж. Полан и др.)».[11 C. 241].

     Истинная цель сюрреализма заключалась не в том, чтобы сформировать новое направление в литературе, живописи и даже философии, а в том, чтобы взорвать общество, изменить жизнь».- так писал Бунюэль. [13]. Сюрреализм -  первое действительно интернациональное движение    общевидового охвата,  проявившееся    в  живописи,  скульптуре,  театре,  литературе, ки ноискусстве.    Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя.[2].             Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над  реальностью.   Художники не изображали  что-то конкретное, а пытались   выразить   чувства и эмоции, охватившие их в  определенный момент,   через сочетание несовместимых обрывков. Мир вне   разума  и логики, мир безумия стал основным источником творчества того периода. Многие искусствоведы до сих пор бьются над произведениями сюрреализма, пытаясь  понять, что же все-таки хотел выразить  автор. Так как каждый человек   индивидуален, понять, какие чувства охватывали   художника в момент творчества и создания подобного произведения, как мне кажется, невозможно. [16].    

     1.2. Основоположники сюрреализма.

      Несомненно, основоположником направления «сюрреализм»    является французский   поэт    Андре Бретон,    который  внёс огромный  вклад в становление  сюрреализма. 1924 год – дата рассматривается  как    начало развития  нового  авангардистского движения. Итак, 1924 г.— «Манифест сюрреализма».  «Бретон указывает  на то, что действительность террори зирует воображение своим практицизмом; человеку некуда бежать из такой ситуации, чтобы сохранить свое «Я» и свое достоинство, разве лишь только в область  воспоминаний детства, снов, фантазий. Важна «свобода духа», пусть  даже та, которой обладают безумцы; поэтому   Бретон   выступает против сохраняющихся   осколко  в  позитивизма,  стремящегося  все дете рминировать и объяснить, против примитивной логики. Бретон дает свое известное определение сюрреализма: «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне всяких каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренеб регали, на   вере  в  могущество  грез,  в  бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при разрешении главных проблем жизни». Бретон требовал максимума    авантюризма,   предрекал   «эпоху  снов»   и     «выступление медиумов». Сюрреальность, согласно ему,— отношение  субстанций вещей и явлений.   [17. C.185].  По мере   распространения   движения  печатались последующие  манифесты. Так,  «второй манифест   был издан  в 1930 г. (отдельные статьи — в журнале «Сюрреали стическая революция за 1929 г.). Бретон  как сторонник Зигмунда Фрейда и его концепции подсознательного чувствовал, что контакт с этой скрытой частью сознания мог открыть новые поэтические истины. Сюрреализм  начался как восстание против контроля, осуществляемого рациональностью в принятых способах   коммуникации. Сюрреалисты призывали порвать с соглашениями, предписанными правила ми и священными ценностями – как культурными, так и эстетическими. Они утверждали, что ограничены только человеческой способностью к самовыра жению, которую они и стремятся расширять. Литература, живопись, кино, скульптура или  любая   другая художественная форма для сюрреалиста принимают значение,  когда они   выражают сюрреалистическое состояние сознания. [5].

       Бретон собрал вокруг себя группу единомышленников. «Сюрреалисты, как и многие представители авангарда, обратили внимание на перемены в области физики, и имена М. Планка, Н. Бора, В. Гейзенберга и А. Эйнштейна говорили им о многом. Их привлек релятивизм современной им науки, отказ от евклидового понимания пространства, от концепции энергетического бытия материи. Косвенным отражением подобных увлечений являлась и поэма «Магнитные поля». [17].

     Вообще у сюрреалистов имелся определенный стиль жизни.  Члены группы Бретона хотели всячески выделиться. [17].   Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого сюрреалистичен практически с рождения художника до самой его смерти. «Нормальность ставит меня в тупик», - утверждал он и был здесь искренен. [15]. В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает предшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Испанский художник, скульптор и график, важнейший представитель сюрреализма. Как известно, Дали неоднократно заявлял: «Сюрреализм — это Я». Дали считал, что психический автоматизм раннего сюрреализма слишком пассивен, и предложил собственный метод — «параноико - критический». В 1934 г. Андре Бретон в лекции «Что такое сюрреализм?» (метод был придуман за год до этого) говорил, что Дали принес в искусство инструмент первейшей важности — «иррациональное незнание», тотальное описание видений. Метод «паранойи» — объективизация безумия; он дал сюрреализму возможность вторгнуться в мир желаний, придав иррациональному форму вещественного... Дали агрессивно вторгается в традиционные человеческие представления, находя в подсознательном эротику и кошмары. Он смело нарушает ситуации нейтралитета смысла. [17. C. 205].

     Помимо живописи в 30-е гг. Дали много внимания уделил изготовлению разного рода сюрреалистических объектов. В журнале «Сюрреализм на службе революции» в декабре 1931 г. художник описал около шести всевозможных их видов. В 30-е гг. он изготовил такие объекты, как «Ретроспективный бюст женщины», «Телефон-лангуст».[17.C.205].     Сальвадор Дали кардинально меняет реальную внешнюю форму, физические свойства предметов и заставляет их действовать по законам абсолютно им несвойственным. Например, металлические часы у него становятся мягкими, текучими, как живые, или камни могут распластаться, как нечто подвижное, органичное. [15].

 

1.3. Этапы развития сюрреализма.

 

     На первом этапе развития сюрреализма – это были 20-е годы, все казалось, с увлечением и внутренней убежденностью предавалось одурманивающему самообману. Еще не выветрился откровенно озорующий, бесшабашный дух дадаизма. Сюрреалисты в этот период неустанно искали своих “единомышленников” как в художественном наследии прошлого, так и среди современников. Обычно, среди “первой армии” сюрреалистов выделяют четырех ведущих мастеров — Макса Эрнста, Андре Массона, Жоана Миро и Ива Танги. Их творчество в значительной мере отражало в целом тот период.

     Второй   этап   развития направления,   это  были  30-е   годы,   связан   с творчеством  Сальвадора   Дали.   Все,    что  складывалось  и  назревало   в искусстве сюрреализма,  нашло  наиболее концентрированное выражение в творчестве  Сальвадора  Дали. [9]. Сальвадор  Дали   уже в произведениях 30-х годов придал актуальный политический смысл   безумным, зловещим ассоциа циям; с этого периода сюрреализм приобрел откровенно реакцион ный политический     характер.   В   области  изобразительного   искусства  сюрреализм получил в период 1930 — 1939 годов самое широкое распростра нение.   Ряды ведущих мастеров  течения  пополнились новыми именами — бельгийца  Поля  Дельво, уроженца   Чили    Роберто    Матта  Эчауррена,  швейцарца     Курта    Зелигмана,   немца    Ганса     Бельмера,    австрийца   Вольфганга    Паалена,   испанца    Оскара Домингеса    и   других. Сильно выдвинулся в этот период и Рене Магритт, глава бельгийских сюрреалистов.    Но  все это было сюрреа лизмом, так сказать, второго сорта по сравнению с произведениями Дали. [8. C. 445].  В 40—50-е годы в Америке сюрреалисты имели наивысший успех. Исследователи сюрреализма объясняют это тем, что публика, уставшая  от  абстракционизма,  устремляется к картинам, в которых «что-то все-таки изображено».

     Третьим   этапом  развития  направления  был   период во время и после второй мировой   войны.  Начало  второй  мировой  войны вызвало кризис сюрреализма в европейских странах. Знаменателен тот факт, что сюрреализм нашел  прибежище  и  получил второе   рождение в этот период на почве Соединенных   Штатов Америки. Сюда  от  военных  потрясений  бегут многие представители европейских  формалистических течений и почти все сюрреалисты — Бретон, Дали, Эрнст, Танги, Массон, Зелигман,  Матта  и другие.  Новая волна   сюрреализма  на  почве США получила у некоторых критиков  название “неосюрреа лизма” или чаще — “магического реализма”.

 

1.4.​ Влияние сюрреализма на современное искусство.

 

     На протяжении всего существования человечества людей интересовал мир, находящийся за гранью реальности. Люди искали его, пытались увидеть и  понять. Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над реальностью. На современном этапе своего развития проблема философии и методологии сюрреализма изучена недостаточно. Исследование сюрреализма отражено в работах таких известных зарубежных исследователей, как Г. Пикон, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Э. Швинглхурст, Я. Гибсон и др. Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы Л. Андреева, И. Куликовой, В. Мириамова, Д. Смолева и др.

   В общем и целом можно сказать, что влияние сюрреализма и абстрактного искусства на развитие творческой фотографии с конца второй мировой войны способствовало отточенности взгляда на мир, а тогда, когда авторы опирались на искусственно подготовленные формы или монтаж, и нахождению своеобразных решений. В большинстве случаев эти работы представляли собой лишь часть целого, так как за небольшим исключением они создавались вне рамок заказов. Опыт, полученный на основе этих достижений, обогащал мастерство фотографов, что нередко проявлялось и на снимках, сделанных по заказу. Это касалось прежде всего фотографий для журналов мод и для рекламных целей, где именно эмоциональное воздействие было призвано привлекать внимание общественности. Поэтому экспериментальное творчество, первоначально возникшее лишь для удовольствия, позже стало, так сказать, визитной карточкой способностей многих авторов.

     Современные художники Индии, такие как Рекха Родвитья и Анвер Шафи Хан не столько демонстративно обращаются к сюрреализму, сколько прибегают к визуальному языку, который говорит о нем, сознательно или бессознательно. Именно таким образом Родвитья исследует женские души, а Шафи Хан создает остроумный сексуальный подтекст. Наиболее явно прямое влияние сюрреализма прослеживается в работах молодых художников, таких как Санил Мамадапур, который часто и прозрачно намекает на темы Сальвадора Дали.

     Выставка в лондонской галерее Aicon не является попыткой исследовать непосредственное влияние сюрреализма на современное искусство Индии. Ее можно рассматривать как попытку противостояния западному рационализму и ценностям просветителей (взгляните хотя бы на знаменитую карту «Мира во времена сюрреалистов»).

     Как программное течение, связанное с определенной группой поэтов и художников, сюрреализм отошел в прошлое, стал достоянием истории. Однако принципы, которыми он жил, не исчерпаны. Сюрреалистическое искусство во многом трансформировалось. Оно проникло в дизайн, в театральные декорации, нашло много созвучий в других авангардных направлениях и течениях современного художественного мира. [21].

          Художников   сюрреалистов  интересовали многие, если не все сферы жизни.   Поэтому и  в  мире моды, и в дизайне, в театре, в кинематографе, а также в архитектуре и рекламе можно найти созданные ими произведения. Можно сказать, что сюрреализм достаточно популярен и востребован в современном мире искусства так например: в музыке, кинематографе, живописи, современном дизайне, литературе и в других аспектах.

                                                    II ГЛАВА

 

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  МИРА ДЖИМА УОРРЕНА

 

2.1. Идеи  сюрреализма в творчестве Джима  Уоррена.

 

     Джим Уоррен (Jim Warren) родился 24 ноября 1949 года (Лонг-Бич, Калифорния, США). Утверждает, что начал рисовать в один год. И только в 18 лет он понял, что быть «Богатым и Знаменитым» художником – это именно то, что надо. Джим Уоррен – художник-самоучка. Он изучал основы рисования на уроках в школе, и в колледже посещал занятия по искусству. Он также часто ходил в музеи, где подолгу разглядывал работы великих мастеров. Но самым большим вдохновением для Джима всегда был и есть окружающий мир. Джим Уоррен сформулировал собственную философию искусства, и звучит она так: «К черту правила… рисуй то, что тебе нравится». Рисует он уже более 40 лет, его работы очень популярны, их можно увидеть как на постерах, так и на обложках книг и журналов. От диких и причудливых до милых и чувственных, рисунки художника бередят сердца и умы людей по всему миру. Джим Уоррен заслуженно признан «живой легендой мира искусства», и продолжает удивлять и поражать своих поклонников. В качестве инструментов Уоррен использует обычные масляные краски, кисть (но не аэрограф, как думают иногда) и холст. Он изобрел свой собственный стиль, это особенный вид сюрреализма, прославляющий красоту и величие природы. Лучше всего творчество этого художника можно описать как нечто среднее между Сальвадором Дали и Норман Роквелл. Основные замыслы работ: одухотворённость всего сущего, красота природы, недопустимость её загрязнения, оптимизм, счастье, чудеса этого мира, замечаемые лишь  зорким глазом. Свои картины Джим пишет в странной, но притягательной манере — смеси сюрреализма и фэнтези, что приводит к впечатляющим результатам. Преимущественные темы у него — вода и водоёмы в той или иной форме и прекрасные женщины. Также довольно сильно в творчестве Джима Уоррена чувствуется влияние Сальвадора Дали. ( Приложение D, Е). Художник любит смешивать реальное с нереальным, вводя зрителя в легкое замешательство сценами «чего-то такого, чего не может быть в настоящей жизни».

Информация о работе Сюрреализм в творчестве Джима Уоррена: преемственность и новаторство