Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы в том, что речевая ситуация, являясь универсальным методом обучения говорению, до сих пор недостаточно широко используется в школе. Учителя сознательно избегают использования ситуаций, чтобы сэкономить время, не прилагать лишних усилий. Мы считаем такой подход неверным. С нашей точки зрения, в обучении иностранному языку очень важно комбинирование различных типов заданий, включая и речевые ситуации, так как это помогает учащимся лучше усвоить материал. Более того, для обучения фразам повседневного обихода, манере поведения в стране с иностранной культурой ситуации просто незаменимы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word(1).docx

— 84.31 Кб (Скачать документ)

В следующем параграфе  мы рассмотрим способы создания речевых  ситуаций на уроке английского языка.

 

 

 

 

 

2.3. Способы создания  речевых ситуаций на уроке  английского языка

 

Речевые ситуации составляют основу коммуникативного подхода в  обучении иностранному языку. Следовательно, их использование заметно ускоряет процесс освоения учащимися нового и закрепления пройденного материала.

Образовательно-речевая  среда организуется педагогом следующим  образом: отбирается необходимый речевой  материал, исследуются отношения  между участниками деятельности, выбираются ключевые понятия. Основой  речевой ситуации могут быть: общий  объект исследования; отыскание его  смысла; разнородные ученические  речевые продукты; необходимость  отыскания новых речевых способов и видов деятельности. [26]

Успешная реализация речевой ситуации требует:

  • заинтересованности в тематике;
  • максимальной вовлеченности учащихся в ее обсуждение;
  • обстановки интеллектуального напряжения;
  • психологического комфорта;
  • деления на группы;
  • выбора метода исправления ошибок.

Как видно из вышесказанного, речевые ситуации лучше выполняют  свои функции в классах с хорошей  дисциплиной, достаточно высоким интеллектуальным уровнем, креативностью, мотивированностью педагога и самих учащихся. Однако речевые ситуации как способ обучения говорению могут применяться и на начальном этапе обучения иностранному языку.

Приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке:

  • решение проблемных заданий;
  • дискуссии;
  • составление рассказов;
  • ролевые игры.

Проблемные задания наиболее простые для проведения коммуникативных мероприятий. Их цель – научить коротко высказывать свое мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, соглашаться или опровергать. Это могут быть шарады, головоломки, игры с элементами угадывания.

Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Обсуждая проблему, каждый участник, не соглашаясь с мнением собеседника, аргументирует свою позицию. Это самый эффективный способ создания речевой ситуации, обучает реальной коммуникации, решает воспитательные задачи. При организации в классе дискуссии можно предложить учащимся держать в руках какой-то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим.

Составление рассказа стимулирует учащегося к связанному высказыванию, активизирует не только употребление отдельных структур и выражений, над которыми ведется работа в определенный момент, но и большого количества языкового материала. Этот вид работы лучше использовать для повторения материала.

Ролевая игра – это точная модель общения, разыгрывание возможных жизненных ситуаций. Это эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникацию. Ее цель – создать в классе атмосферу окружающего мира  для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным или неинтересным.

Создать речевые ситуации можно следующими способами:

    1. Путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.
    2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.
    3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)
    4. С помощью слуховой наглядности в виде звукового фона, какого-либо события (например, скрип колес или то, что вы слышите в квартире, за окном и т.д.)
    5. С помощью текста, дающего представление о предмете речи.

Для иллюстрации указанных  способов приведем следующий пример. Нами была разработана «Серия уроков с использованием речевых ситуаций для учащихся 6 классов» [Приложение 1, с.]. Обучение проходит в три этапа на ограниченном речевом материале. Изучаются темы “Holidays” и “Sports and Games”.

Первый этап развития умения говорения происходит на основе лексической темы “Holidays”. Учащимся предлагается сыграть в ролевую игру “We are going abroad”.

Возможные речевые ситуации, предлагаемые учащимся: встреча (проводы) на вокзале (в аэропорту), покупка билетов, регистрация в гостинице, выяснение мнений о предоставленных номерах, питание, экскурсии, покупки, посещение друзей и т.д.

Учащиеся составляют список фраз и выражений, соответствующий  той или иной ситуации. Затем, работая  в парах, они должны обыграть ситуацию там, где они находятся в данный момент. Об их месте нахождения свидетельствуют  таблички “Airport”, “Hotel”, “Department Store”.

Во избежание ошибок, связанных  с некорректным употреблением фраз относительно данной ситуации, с учащимися  предварительно можно провести иллюстративно-речевые упражнения типа:  Listen to the phrase and define in what situation you can use it. Think about the speaker.

Фразы для дефиниции

Возможные ответы учащихся

1. Can I help you?

Possible situations: at the shop, at the airport… 

Possible speaker: a shop assistant, a policemen…

2. Has flight 434 landed yet?

Possible situations: at the airport

Possible speaker: a passenger, an airport clerk…

3. How much is it?

Possible situations: at the shop, at the booking-office…

Possible speaker: a customer…


Для закрепления речевого материала учащимся может быть предложено упражнение “Respond quickly” (Отреагируй быстро): учащиеся получают карточки с готовой фразой из изученного лексического минимума. Их задача- быстро отреагировать на нее подходящим образом, также используя пройденные лексические единицы.

Второй этап обучения говорению  представляет собой автоматизацию  учебно-речевых действий, когда происходит организация микроситуаций, представляющих собой фрагменты конечной речевой ситуации. Речевое действие осуществляется на основе лексической темы “Sports and Games”.

На этом этапе возможна отработка одной или нескольких грамматических структур с использованием микроситуации. Ситуация может выглядеть следующим образом:  You are a famous and experienced PE teacher. You select your pupils for various sports. Учащиеся должны дополнить ситуацию, используя конкретную грамматическую структуру.  Далее дается еще одна ситуация для закрепления материала.

Также отрабатываются речевые  реакции: выражение мнения, одобрение  и неодобрение, совет. Способ остается тем же- тренировка реакции на ситуацию, но в этом случае учащиеся используют изученные речевые модели (клише).

Затем учащимся предлагается охарактеризовать любимый вид спорта на основе изученной лексики. Происходит формирование навыков говорения, развитие неподготовленной речи.

Этот этап завершается составлением диалогов на базе отработанной лексики и грамматических структур.

Таким образом, смысл учебно-речевых  ситуаций второго этапа заключается  в том, что все ученики получают однотипные задания, а от них требуется  воплотить указанное намерение  словесно. Происходит отработка инициативных реплик просьбы, совета, рекомендации, согласия, сомнения и т.п., которые  позволяют выразить свое отношение  к полученной информации.

Третий этап представляет собой обобщение двух предыдущих, и если на первых двух стадиях учащиеся как бы наблюдают действия, развертывающиеся в рамках предложенных ситуаций со стороны, то теперь они становятся их полноправными участниками, получают роли, принимают решения – действуют.

Прежде чем проводить  итоговое занятие на тему “Popular British Sports”, учащимся предлагается выполнить несколько речевых упражнений, помогающих решать возникающие перед говорящими коммуникативные задачи. Упражнения выглядят следующим образом:

    • match the statements and their speakers;
    • agree or disagree with the following statements;
    • answer the questions, give your own ideas and examples;
    • characterize these sports.

После повторения и закрепления  лексико-грамматического материала по теме в классе проводится игра-конференция “Popular British Sports”. Учащиеся  могут выбрать следующие роли: ведущий, спортивный комментатор, футболист, игрок в гольф и др. Каждый участник рассказывает о том виде спорта, который он представляет, зрители задают вопросы о преимуществах и недостатках данного спорта и т.д. В завершение учащиеся делятся на пары: журналист и известный спортсмен. Журналист берет интервью у спортсмена.

В результате предложенного способа обучения учащиеся могут самостоятельно составлять относительно безошибочные с лексико-грамматической стороны монологические и диалогические высказывания. Они знакомятся с различными разговорными штампами и клише, учатся использовать их в нужных речевых ситуациях.

Таким образом, речевые ситуации на уроках английского языка как  основной элемент коммуникативного подхода в обучении, создаются  различными способами: путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, с помощью наглядностей, текста или  словесного описания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе 2

 

Изучив во второй главе  нашего исследования понятие речевой  ситуации и ее место в обучении говорению на уроках английского  языка мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, речевая ситуация как основа коммуникативного подхода  в обучении представляет собой совокупность условий и обстоятельств, являющихся лично-значимыми для говорящего, побуждающих его к речевой деятельности, определяющих содержание высказываний и их языковое оформление. Речевая ситуация является динамической системой взаимоотношений, в которой отображаются объекты внешнего мира. С помощью ситуаций у учащихся можно развить потребность в целенаправленной деятельности. Она также является универсальным методом обучения говорению, так как любая из ситуации может быть перестроена в зависимости от нужд учителя или учащегося. Более того, при обучении говорению, учащиеся также повторяют пройденные лексические и грамматические структуры.

Во-вторых, среди элементов  речевой ситуации можно выделить участников (говорящего и слушающего), их цели (ожидаемый от речевой деятельности результат), а также условия и обстоятельства, в которых осуществляется речевая деятельность (не имеют отношения к действующим лицам, но влияют на процесс общения, стиль речи).

В-третьих, функциями речевой  ситуации на уроке являются стимулирующая (побуждение к высказыванию, развитие навыков неподготовленной речи) и обучающая (для формирования речевых навыков и умений).

В-четвертых, речевые ситуации классифицируются по отношению к реальной действительности (естественные и воображаемые)- основными являются, безусловно, воображаемые ситуации, так как на уроке невозможно осуществить процесс обучения говорению, основываясь лишь на естественных ситуациях- их слишком мало; по способу создания (экстралингвистические и вербальные)- в данном случае больше используются вербальные ситуации ввиду того, что не всегда есть возможность демонстрации какой-либо наглядности, а также часто это может отвлечь учащихся от работы; по объему высказывания (микро- и макроситуации); по методической цели (лежащие в основе акта репродукции и акта рецепции)- первые мотивируют говорение, вторые- чтение и аудирование; по уровню стабильности (стандартные и вариабельные)- их применение зависит от возраста учащихся и, соответственно, уровня их языковой подготовки: стандартные больше подходят младшим школьникам, а вариабельные- средним и старшим, так как они позволяют им высказать свое мнение, формируют жизненную позицию.

В-пятых, на уроке речевые  ситуации могут создаваться различными способами: путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, с помощью  наглядностей, текста или словесного описания.

Нами была разработана  серия уроков с использованием речевых  ситуаций для учащихся 6 классов (см. Приложение).

Таким образом, в обучении говорению на уроках английского  языка речевые ситуации играют важную роль- они помогают сформировать нужные речевые навыки, закрепить изученные  структуры, клише, а также способствуют развитию неподготовленной устной речи, логического мышления, собственной  точки зрения. Ситуации являются универсальным  способом погружения учащихся в языковую среду, они помогают побороть  страх  перед публичным выступлением и  очень привлекательны для самих  учащихся, так как отличаются от стандартных видов работы. Учащиеся тоже могут быть вовлечены в создание ситуаций- это повысит их самооценку и инициативность. Кроме того, несмотря на то, что главной целью использования  речевых ситуаций является развитие навыков говорения, в процессе речевой  деятельности также происходит закрепление  изученного грамматического и лексического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном мире, когда  с каждым днем процессы глобализации все усиливаются, владение иностранным  языком уже не является навыком, доступным  и нужным ограниченному кругу  людей. Сегодня человек, владеющий  иностранным языком, представляет больший  интерес для потенциального работодателя, он может свободно путешествовать по миру, не боясь проблем с коммуникацией. Поэтому в РФ иностранный языки, в частности, английский, являются обязательными  для изучения в средней школе.

Информация о работе Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке