Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы в том, что речевая ситуация, являясь универсальным методом обучения говорению, до сих пор недостаточно широко используется в школе. Учителя сознательно избегают использования ситуаций, чтобы сэкономить время, не прилагать лишних усилий. Мы считаем такой подход неверным. С нашей точки зрения, в обучении иностранному языку очень важно комбинирование различных типов заданий, включая и речевые ситуации, так как это помогает учащимся лучше усвоить материал. Более того, для обучения фразам повседневного обихода, манере поведения в стране с иностранной культурой ситуации просто незаменимы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word(1).docx

— 84.31 Кб (Скачать документ)

Введение

 

В современной действительности владение иностранным языком стало одним из важнейших умений, необходимых человек при приеме на работу, путешествии в другую страну, общении в интернете.  Соответственно, предмету «иностранных язык» в учебных заведениях среднего общего образования сейчас уделяется большое внимание.

Одним из аспектов изучения иностранного языка является говорение. Этот навык  дает человеку возможность свободно излагать свои мысли в процессе межкультурной  коммуникации. Также именно он начинает формироваться у учащихся первым. Существует много методик обучения говорению. Одна из них- использование речевых ситуаций.

Изучение иностранного языка  приобретает всё более ярко выраженную практическую направленность. Современная  трактовка владения неродным языком связана, прежде всего, с умением  осуществлять речевое общение в  реальных ситуациях, в соответствии с нормами поведения и речевого этикета, принятыми в данном сообществе. Успешность речевого общения во многом зависит от способности общающихся воздействовать друг на друга в соответствии с поставленными задачами, требующими, в свою очередь, использования адекватных речевых средств.

Безусловная значимость ситуации общения в реальном процессе речевого взаимодействия предопределяет её место  в коммуникативной методике обучения: ситуация как методическая категория  предстаёт в качестве основы организации  и функционирования общения в  учебном процессе, а сам процесс  обучения речевому взаимодействию строится как фактически непрерывный динамический ряд сменяющих друг друга ситуаций.

Актуальность данной работы в том, что речевая ситуация, являясь  универсальным методом обучения говорению, до сих пор недостаточно широко используется в школе. Учителя  сознательно избегают использования  ситуаций, чтобы сэкономить время, не прилагать лишних усилий. Мы считаем  такой подход неверным. С нашей  точки зрения, в обучении иностранному языку очень важно комбинирование различных типов заданий, включая  и речевые ситуации, так как  это помогает учащимся лучше усвоить  материал. Более того, для обучения фразам повседневного обихода, манере поведения в стране с иностранной культурой ситуации просто незаменимы.  

Цель данной работы- определить роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке, обобщить теоретический  материал, на основе полученных результатов  разработать практические рекомендации по использованию речевых ситуаций на уроке.

Задачи нашего исследования следующие: проанализировать методы обучения говорению,  определить, что представляет из себя речевая ситуация как методическая категория и каково ее место в  обучении говорению,  описать структурные компоненты речевой ситуации, выявить способы создания речевых ситуаций.

Объектом исследования является речевая ситуация, предметом- роль речевых  ситуаций в развитии умений и навыков  говорения на иностранном языке.

В теоретической части  данной работы рассматриваются общие  характеристики речевой деятельности, говорения, а также выявляются методы и способы обучения говорению. В практической части описывается понятие речевой ситуации, анализируется ее структура, дается несколько  классификаций речевых ситуаций, выявляются основные способы создания ситуаций, а также приводится разработанная нами серия уроков с использованием речевых ситуаций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современная концепция  речевой деятельности.

 

    1. Психологическая характеристика речевой деятельности

 

Прежде всего, мы считаем нужным дать понятие деятельности в целом  для более глубокого понимания  речевой деятельности в частности.

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. [2, с. 122]

Как видно из определения, деятельность всегда подразумевает действие и ответную реакцию на него. Соответственно, и речевая деятельность не может происходить без участия двух и более субъектов, осуществляющих какие-либо действия.

Под речевой деятельностью, как полагает Л.С. Выготский, следует понимать процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом). [6, с. 82]

Основные понятия теории деятельности, которые нам хотелось бы рассмотреть, это «мотив», «деятельность», «действие», «операция».

Понятие деятельности обязательно  связано с понятием мотива. Относительно речевой деятельности о мотиве можно  говорить только с некоторыми замечаниями. Человек реализует речевую деятельность не для того, чтобы осуществить  процесс говорения или письма, а для того, чтобы что-то сообщить, воздействовать на кого-то и т.п. Речь в данном случае не является самоцелью, собственно речевого мотива обычные  высказывания не имеют. Другими словами, мотив речи лежит в области  не собственно речевой деятельности, а деятельности более высокого ранга  – коммуникативной, и, следовательно, говорить о речевой деятельности можно лишь в том случае, если рассматривать речь в рамках деятельности общения.

Любая деятельность осуществляется с  помощью системы действий. Так  же, как деятельность соотносится  с мотивом, действие соотносится  с конкретной целью, которая подчинена  мотиву деятельности. А способами  осуществления действий являются операции. Операции, в свою очередь, соотносятся с определенными условиями осуществления действия. Если эти условия изменяются, то изменяется и операционный состав действия. [24]

Речевая деятельность, как и любая  другая, носит структурный характер. Обратим внимание на каждый из ее компонентов. 

В любой деятельности можно выделить одинаковые структурные компоненты: этап ориентировки в условиях деятельности; этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; этап осуществления (реализации) этого плана; этап сопоставления полученного  результата с планом, т.е. этап контроля. Именно эти этапы (фазы) входят в структуру и речевой деятельности.

Ориентировочный этап. На этом этапе  говорящий или пишущий должен сориентироваться в ситуации общения (определить ее особенности, тем самым намечая стиль будущего продукта речевой деятельности), а также осознать тему и основную мысль своего высказывания. Выделяется пять сторон ориентировки речевого действия: 1) ориентировка на предмет сообщения, 2) ориентировка на язык как объективную систему средств сообщения, 3) ориентировка или оценка говорящим того, насколько предмет сообщения личностно значим, 4) ориентировка или оценка меры адекватности избираемых языковых средств для решения конкретной коммуникативной задачи, 5) ориентировка на адресата речи – учет его особенностей и возможностей.

Этап планирования. На этом этапе обдумывается содержание предстоящего высказывания, намечаются микротемы и последовательность их раскрытия. Результатом этого этапа является составление плана (мысленного или письменного).

Этап реализации. Это реализация плана во внешней речи с помощью языковых средств, использование которых подчинено теме, основной мысли и стилю высказывания. Ее обеспечивают следующие механизмы: а) выбор слов, б) переход от программы к ее реализации, в) грамматическое прогнозирование, г) перебор и сопоставления синтаксических вариантов, д) закрепление и воспроизведение грамматических правил.

Этап контроля. Это сопоставление продукта, результата речевой деятельности (действия) с ее мотивом (целью). В случае их несоответствия требуется пооперационная проверка речевого действия с целью нахождения и исправления допущенных ошибок и недочетов.

Логическим завершением речевой  деятельности, как и деятельности вообще, является результат.

Результат речевой деятельности — реакция на продукт деятельности других людей и то, что побуждает их к другой деятельности. Результат рецептивных видов речевой деятельности (чтения и аудирования) — понимание (непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение. Результат продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма)- реакция (вербальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт. [11,с.20]

Ввиду того, что одним  из видов речевой деятельности является говорение, а целью данной работы является анализ именно этого процесса, обратим внимание на него.

Выражение человеком мыслей, чувств, волеизъявления, или собственно процесс его говорения, издавна  привлекало внимание философов, лингвистов, психологов. Начиная с середины прошлого века, исследователи заинтересовались и внутренней стороной этого процесса, то есть тем, как мысль говорящего переходит в звучащее слово.

История детального изучения говорения не так длительна, однако за это время было выдвинуто множество  точек зрения по вопросу о том, что же такое говорение. Приведем наиболее современную и объективную  из них.

Говорение- это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. [7, с. 140]

Говорение — это сложный и многогранный процесс. Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности в то же время показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс. Знание психологических особенностей говорения может оказаться полезным для каждого интересующегося этой проблемой. [1, c. 47]

Психологическое содержание деятельности вообще, и речевой деятельности в частности, определяется наличием предмета, продукта, результата, средств  и способов ее реализации, а также  характером ее единиц. Начнем с рассмотрения предмета говорения.

Предмет, как известно, рассматривается  в качестве одной из основных характеристик  деятельности. По определению А. Н. Леонтьева, «всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет, непредметная деятельность невозможна» [12, с. 50]. Предметом говорения является мысль как отражение в сознании человека связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обусловливает специфический характер деятельности говорения и его цель, а именно — выражение мысли. Одной из определяющих мысль характеристик является то, что мысль — это установление смысловой связи.

Элементарным проявлением  смысловой связи является межпонятийная  связь. Основным определяющим динамику мысли типом межпонятийной смысловой  связи является предикативная связь (связь между подлежащим и сказуемым). [10, с. 73]

Наряду с определяющей структуру высказывания предикативной  связью в нем устанавливаются  общедополнительные смысловые связи. Они раскрывают основную предикативную  связь по линии конкретизации, уточнения, расширения или обобщения отражаемых в высказывании предметных связей, существующих в самой объективной  действительности.

Рассматривая мысль как  предмет говорения, необходимо обратить внимание на динамичность, — «текучесть»  смыслообразующих отношений в построении высказывания — от исходного общего к отдельному. Мысль как предмет  говорения — сложная структура  отношений, верхний уровень иерархии которой представляет собой самое  общее и в то же время самое  главное для говорящего. Соответственно, трудность и внутренняя противоречивость процесса высказывания мысли заключается  в том, что, высказывая отдельное  предложение, говорящий посредством  него раскрывает и общую мысль. Другими  словами, специфика мысли как  предмета говорения заключается  в том, что она раскрывается в самом процессе говорения, в ходе установления всех смысловых связей нижележащих уровней вплоть до межпонятийных. Также, по мнению Ю.М. Лотмана «общая исходная мысль, то есть самый верхний уровень всей структуры смыслообразования, может быть и не выражена в тексте, находясь в подтексте или, точнее, образуя подтекст сообщения». [19, с. 153]

Являясь чаще всего результатом  продуктивного мышления или, точнее, собственной творческой мыслительной деятельности говорящего, мысль может  реализоваться и в процессе воспроизведения (например, пересказа текста) мыслей других людей, то есть быть результатом репродуктивного мышления. И в том и другом случае это — мысль как предмет говорения. Другими словами, мысль включает как продуктивные, так и репродуктивные элементы. Таковы особенности мысли как предмета говорения.

Если предметом говорения  как вида речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение  которой направлено и в осуществлении которой и реализуется говорение, то средством существования, формирования и выражения этой мысли, как было показано выше, является язык или языковая система. Но мысль говорящего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, то есть одного и того же лексического словаря (лексикона) и грамматики. Как замечено [5], текст «Он проплыл 100 метров кролем за 45 секунд» для всякого носителя русского языка значит: «плывя стилем «кроль»; он покрыл расстояние в сто метров и затратил на это 45 секунд». И далее отмечается, что «достаточно знать только грамматику языка и словарные значения слов, чтобы построить перифразы: «Стометровую дистанцию (стометровку) он проплыл кролем за 45 секунд»; «На сто метров кролем у него ушло 45 секунд»; «Стометровку он прошел кролем за 45 секунд»; «Он затратил 45 секунд на то, чтобы пройти кролем расстояние в 100 метров»; «Стометровку он проплыл кролем за 3/4 минуты» и очень многие другие». Анализируя подобную речевую ситуацию, А. Р. Лурия приходит к выводу, что таких перифраз может быть очень много [13, с. 13].

Информация о работе Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке