Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы в том, что речевая ситуация, являясь универсальным методом обучения говорению, до сих пор недостаточно широко используется в школе. Учителя сознательно избегают использования ситуаций, чтобы сэкономить время, не прилагать лишних усилий. Мы считаем такой подход неверным. С нашей точки зрения, в обучении иностранному языку очень важно комбинирование различных типов заданий, включая и речевые ситуации, так как это помогает учащимся лучше усвоить материал. Более того, для обучения фразам повседневного обихода, манере поведения в стране с иностранной культурой ситуации просто незаменимы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word(1).docx

— 84.31 Кб (Скачать документ)

Наиболее необходимый  аспект языка, которым должен овладеть учащийся – это говорение. Для  успешного обучения говорению, снятия психологических и лингвистических  барьеров применяются речевые ситуации. Они представляют собой основу коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Речевая ситуация – это часть речевой деятельности, связанная с участниками коммуникационного процесса и возникающая на основе воздействия или создания определенных условий, обстоятельств. Элементами речевой ситуации являются ее участники, их цели (тот результат, который они надеются получить в результате общения), а также условия и обстоятельства, на фоне которых осуществляется речевая деятельность. На уроке речевые ситуации выполняют стимулирующую и обучающую функции, причем важным аспектом при формировании речевых ситуаций является сформированность речевых навыков учащихся.

Мы считаем, что недостаточность  использования речевых ситуаций на уроке- большое упущение. Ситуации располагают учащихся к общения, помогают им выразить свою точку зрения на иностранном языке, лучше запомнить  изученный материал.

Речевые ситуации на уроке  могут создаваться следующими способами: путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, с помощью наглядностей, текста или словесного описания. То есть ситуация требует приложения больших усилий при планировании урока, однако, по нашему мнению, усилия окупаются, так как, заинтересовавшись, учащиеся незаметно для себя усваивают учебный материал (к примеру, драматизируя диалоги).

 Учебно-речевые ситуации представляют собой безграничное сочетание и комбинирование различных структурных элементов, которые отбираются в зависимости от задач обучения. С помощью них учащиеся совершенствуют навыки речевого общения  в соответствии с нормами поведения и речевого этикета, учатся использовать адекватные речевые средства.  Соответственно, можно утверждать, что речевые ситуации на уроках иностранного языка- универсальный метод обучения иноязычному говорению, используемый в формировании вторичной языковой личности.

Разработанная нами серия  уроков с использованием речевых  ситуаций для учащихся 6 классов  планируется к применению в течение  будущей педагогической практики в  средней школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко  – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  3. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь  [Текст]/ Л.Л. Нелюбин — М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с.
  4. Азарова Е.А.  Основы психолингвистики и психологии развития речи: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Азарова - Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2008. – 66 с.
  5. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика (синонимические средства языка) [Текст]/ Ю.Д. Апресян — М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь.  Собрание сочинений. Т. 2 [Текст]/ Л.С. Выготский  — М.: Лабиринт,1999. – 504 с.
  7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков  высших педагогических учебных заведений [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2004. – 336 с.
  8. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]/ Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий  – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
  9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя — Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
  10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст]/ И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  11. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. Основы теории речевой деятельности  [Текст]/ А.Н. Леонтьев  – М.: Наука, 1974. – 293 с.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/ А.Н.  Леонтьев  –  Москва: Директ-Медиа, 2008. – 573 с.
  13. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст]/ А.Р.  Лурия  — М.: Издательство МГУ, 1975. – 256 с.
  14. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст]/ Е.И. Пассов — М.: Русский язык, 1989. – 223 с.
  15. Суворов С.П. Пути улучшения преподавания иностранных языков [Текст]/ С.П. Суворов – М.: Мысль, 1970. – 117 с.
  16. Шамов А.Н.  Методика преподавания иностранных языков: общий курс (учебное  пособие) [Текст] / А.Н. Шамов  — М.: АСТ, 2008. – 256 с.
  17. Вайсбурд М.Л. Ситуативная роль как методическое понятие [Текст]/ Вайсбурд М. Л., Ариян М. А.// Иностранные языки в школе – 1984. – № 5. – с. 29-34.
  18. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации [Текст]/ Н.В. Елухина//  Иностранные языки в школе – 1995 – №4. – с. 4-7.
  19. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные статьи. – Т. 1 [Текст]/ Ю.М. Лотман//  Таллинн:  Александра, 1992. – с. 185-190.
  20. Семенец Н.Л. Учебно-речевая ситуация. Сборник статей [Текст]/ Н.Л.  Семенец// Днепропетровск: УАДО, 1969. – с. 180-187.
  21. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5682
  22. http://www.edusite.ru/p137aa1.html
  23. http://www.filologia.su/rechevye-situacii/
  24. http://www-2010.rsu.edu.ru/files/e-learning/Shuvaeva/l1.htm
  25. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  26. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/670-2012-01-20-07-49-26

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Серия уроков с использованием речевых ситуаций для учащихся 6 классов»

 

Этап 1. «Holidays»

Предварительные иллюстративно-речевые упражнения типа:  Listen to the phrase and define in what situation you can use it. Think about the speaker.

Фразы для дефиниции

Возможные ответы учащихся

1. Can I help you?

Possible situations: at the shop, at the airport… 

Possible speaker: a shop assistant, a policemen…

2. Has flight 434 landed yet?

Possible situations: at the airport

Possible speaker: a passenger, an airport clerk…

3. How much is it?

Possible situations: at the shop, at the booking-office…

Possible speaker: a customer…


 

Закрепление речевого материала: упражнение “Respond quickly”: учащиеся получают карточки с готовой фразой из изученного лексического минимума. Их задача- быстро отреагировать на нее подходящим образом, также используя пройденные лексические единицы.

Фразы: «Can I help you?», «Can you tell me the way to…?», «When does the train to … depart?» и т.д.

 

Ролевая игра “We are going abroad”

 

Оборудование: таблички “Airport”, “Hotel”, “Department Store” и т.д.

Ситуации: встреча (проводы) на вокзале (в аэропорту), покупка  билетов, регистрация в гостинице, выяснение мнений о предоставленных  номерах, питание, экскурсии, покупки, посещение друзей и т.д.

Составление списка фраз и выражений, соответствующий той или иной ситуации. Презентация ситуации.

Этап 2. «Sports and Games»

Отработка одной или нескольких грамматических структур с использованием микроситуации.

Ситуации: «You are a famous and experienced PE teacher. You select your pupils for various sports», «You are a world famous athlete. You came to your school to speak to children» и т.д.

Использование конкретной грамматической структуры для расширения ситуации.

Отработка речевых реакций: выражения мнения, одобрения и неодобрения, совета с использованием изученных речевых моделей (клише).

Характеристика любимого вида спорта на основе изученной лексики.

Составление диалогов на базе отработанной лексики и грамматических структур.

 

Этап 3. «Popular British sports»

Предварительные речевые  упражнения:

Match the statements and their speakers:

  1. One of the most famous tournaments of this game takes place at Wimbledon, near London.
  2. The motherland of this game is England.
  3. It’s a popular winter game and it is played at school, colleges and universities.
    1. cricket player;
    2. tennis player;
    3. football player.

Agree or disagree with the following statements:

  1. Russian people have always paid much attention to sport.
  2. Sport helps people to keep fit.
  3. Winter sports are very popular in Russia.

Answer the questions, give your own ideas and examples:

  1. What are the most popular outdoor summer sports in Russia?
  2. What game takes the first place in public interest?
  3. When do many people include in boxing, athletics and gymnastics?

Characterize these sports:

  1. Basketball
  2. Football
  3. Boxing

 

Игра-конференция “Popular British Sports”

Учащиеся  могут выбрать следующие роли: ведущий, спортивный комментатор, футболист, игрок в гольф и др. Каждый участник рассказывает о том виде спорта, который он представляет, зрители задают вопросы о преимуществах и недостатках данного спорта и т.д. В завершение учащиеся делятся на пары: журналист и известный спортсмен. Журналист берет интервью у спортсмена.

 


Информация о работе Роль речевых ситуаций в развитии умений и навыков говорения на иностранном языке