Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

 

3. Решение задач

Учитель. Теперь, когда билеты куплены, можно садиться в автобус, и мы поехали!

(Звучит музыка: «Мы едем, едем, едем..!»)

Что такое, что случилось? Автобус, что-то наш забарахлил, ему, наверное, необходимо питание. Мы подъезжаем к заправочной станции. Ребята, получите разрешение на заправку!

Задача 1. Население города Елабуги и Елабужского района составляет 20264 тыс. человек. Из них 65,8% проживают в городе. Ответьте на вопросы заправщика.

  • Сколько % населения составляют сельские жители?
  • Сколько человек проживает в городе?
  • Сколько человек проживает в селе?

Учитель. Наш автобус мчится дальше, и мы подъезжаем к Сосновому Бору. К месту, где всемирно известный художник живописец Иван Иванович Шишкин писал свои знаменитые картины. У въезда в Сосновый Бор стоит экологическая милиция. Чтобы проехать, опять нужен пропуск.

Перед вами одна из картин И.И. Шишкина «Утро в Сосновом Бору».

Задача 2. На картине мы видим сосну, её высота 20,5 м, а рядом маленькая сосенка, её высота составляет 25% от высоты большой. Какова высота маленькой сосны?

Учитель. Мы подъезжаем к мосту. Чтобы проехать через реку Кама, нужно заплатить госпошлину, но так как мы еще сами не зарабатываем, нас согласились пропустить, с условием, что мы решим задачу.

Задача 3. В давние времена моя бабушка и мама ездили, чаще шли пешком за покупками в Набережные Челны. Тогда через реку Каму моста не было, и её летом переплывали на пароме, а зимой переезжали на лошадях, на санях.

Мост построен в 1974 году. Ответьте на вопросы:

  • Сколько лет мосту?
  • Сколько лет было моей бабушке, если она родилась в 1906 году?
  • Сколько лет было моей маме, если она родилась в 1946 году?
  • Сколько часов им требовалось, чтобы добраться до города пешком со скоростью 4км/ч, если нужно было пройти 28км?

Задача 4. За каждый час через мост проезжает 4875 машин, из них 15% составляют автобусы. Сколько автобусов проезжает за час через мост?

Учитель. Мы приехали. Я думаю, что родители и дети немного устали, давайте выйдем из нашего автобуса и все вместе зайдем в кафе.

Задача 5. Оля в стакан чая обычно кладёт 2ч.л. сахара. Масса чая 200гр., масса сахара в одной ложке 5гр. Какова концентрация сахара в чае Оли?

Учитель. Поблагодарите официанта за хорошее гостеприимство! Итак, мы подъезжаем к цирку.

Задача 6. Клоун придумал для выступления 4 неравенства с обыкновенными дробями и перепутал их. Вот эти карточки:

Перерисуйте их в тетрадь  и соедините знаком равно.

Заключительное слово и подведение итогов урока: Спасибо, уважаемые родители и дети за отличную работу! Наше путешествие закончилось, вы все остаётесь в этом городе в гостях. А я на своем автобусе поеду на стоянку и буду вас там ждать.

 

2.6. Дидактические игры

 

В последние годы в  систему обучения школьников достаточно широко внедряются игры и игровые  элементы.

Анализ школьной практики по использованию дидактических  игр показывает, что наиболее распространенными  сюжетами в этих играх являются сюжеты телевизионных игр типа «Поле  чудес», «Счастливый случай», «Слабое  звено», «Кто хочет стать миллионером» и т.д. Не умаляя привлекательности этих игр, в обучении математике следует использовать народные игры.

Учитель, используя игры на уроках, прежде всего, должен знать  существенные признаки этого вида деятельности, роль использования игр при обучении математике.

Игры являются первыми средствами воспитания у всех народов и поэтому, как пишет исследователь русских детских игр, Е.А. Покровский, «в этом смысле…игры нередко представляют собою, по крайней мере, такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.» [14, с.34].

Из явлений, прямо и  непосредственно связанных с  воспитанием, ближе всего к природе  человека стоит игра. Игра – величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. В них тесно связаны слово, эмоции, мышление, действие. Как отмечается исследователями народной педагогики «в играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность».

Используя народные игры в обучении школьников, учитель должен стремиться воспитывать у школьников морально-волевые качества: развивать  любовь к родине, родному краю; содействовать  формированию гармонически развитой личности.

Ниже приводится разработка мероприятия «Математический сабантуй», проведенного учителем математики национальной школы Сиразовой Милаушой Ахматовной [26].

 

Внеклассное мероприятие  «Математический сабантуй» для  учащихся 5-9 классов

Цель мероприятия:

    • Проверка степени усвоения пройденных материалов.
    • Развитие умений и навыков использования полученных знаний в жизни.
    • Воспитание любви к обычаям и традициям татарского народа.

1. Приветствие

Здравствуйте дорогие  гости! Мы с вами собрались для  проведения математического сабантуя. Сабантуй – традиционный народный праздник. Он проводится обычно после весенних работ. А наш сабантуй непростой.

Мы с вами целый  год заложили основу знаний. И перед  нами стоит трудная работа по сбору  плодов полученных знаний по математике. Просим всех принять активное участие на нашем сабантуе.

2. Программа сабантуя

Игры, песни, пляски, испытания  находчивости и смекалки.

3. Добро пожаловать  на наш «Сабантуй»! (выход учащихся 5,6,7,8,9 классов с песней в народных  костюмах)

4. Стихи о сабантуе.

5. В программе национальная  игра «Бег в мешках».

Желающие два участника  влезают в мешки бегут до доски, должны найти все числа от 700 до 900 по порядку, и обратно добежать на исходное место. (таблицы с числами вывешиваются на стене, выигравшему вручается подарок, как на сабантуе) (3 игры, 6 участников.)

6. Соревнования на  хорошую память.

(умножать числа с  закрытыми глазами)

16 на 15 столбиком, 16 на 14 столбиком  (1 игра)

7. Игра «Бег с яйцом в ложке», добежать и отгадать ребус и записать на доске: С3ж, э100ния, 40а, по2л, пи100лет, 3буна.

8. Следующая игра «Бой  горшков» с математическим расчётом (без задания) (бьют мячи палками).

9. Сабантуй не проходит без концерта, без музыки. Приехали артисты – победители школьных фестивалей. (Заранее подготовленные концертные номера.)

10. Срезание игрушек  с математическим заданием (6 игрушек,  нитки, ножницы ).

11. Приклеить нос Буратино (с закрытыми глазами), 2 игры.

12. Конкурс художников  с помощью геометрических фигур  за 5 минут.

13. Игры со зрителями. (вопросы)

1. Когда цапля стоит  на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить цапля на двух ногах?

2. Какой великий русский  писатель окончил физико-математический  факультет и сочинил музыку? (Грибоедов) 

3. Название каких литературных  произведений начинается с цифр?

(3, 20, 12, 80000)

4. Одно яйцо может  свариться за 4 минуты.

Какое наименьшее количество минут потребуется, чтобы сварить 3 таких яйца.

14. Скачки. (2 человека) наказание – 2 математических вопроса.

15. Итог праздника.

Итак, сабантуй закончился. Спасибо всем за участие и внимание!

 

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В настоящее время  многие ученые выделяют этнокультурный компонент в качестве одного из ведущих  принципов развития общеобразовательных  систем в России.

Одной из важнейших проблем сегодня является разработка целостной концепции этнокультурного компонента содержания школьной математики.

Во второй главе представлены основные формы методы и средства реализации этнокультурного компонента математики, которые реализуются  на уроках и внеклассной работе.

На уроках математики предлагаются задачи с краеведческим содержанием. Когда учитель внедряет в практику преподавания математики задачи с краеведческим сюжетом, создается эффективное средство развития личности школьника. К тому же такая задача призвана убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения математики, а также показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленной действительностью.

Большие возможности  для воспитания у учащихся интереса к предмету и расширения их кругозора дает история родного края. Поэтому представляют интерес исторические задачи, связанные с историей Татарстана, Волжской Булгарии, Казани, других городов и сел.

Достаточно эффективным  средством реализации этнокультурного компонента в обучении школьников математике является разработка и организация интегрированных уроков математики с другими предметами (историей, литературой, географией родного края, родным языком и т.п.).

Еще одной формой организации  уроков, основанных на краеведческом материале, проводимой в игровой форме, являются уроки-путешествия и дидактические игры. Такие уроки должны организовываться в форме народных игр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях трансформации российского общества и его вовлеченности в процессы глобализации, проблема сохранения и трансляции этнокультурных ценностей приобретает особую научную и общественную значимость.

Этнические, этнокультурные ценности и этнокультурное взаимодействие в современном мире становятся основой этнической консолидации. В условиях современной России приоритетными ценностями являются:

  • этноконсолидирующие – осознание единства со своей этнической общностью;
  • этнокультурные – осознание принадлежности к культуре своей этнической общности.

Приобщение человека к общечеловеческим и этнокультурным ценностям происходит в процессе образования и воспитания. Обращение в процессе обучения к этническим и этнокультуным особенностям народов, актуализируется по ряду причин: в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт того или иного народа, сохраняются и передаются от поколения к поколению морально-нравственные нормы, а также культурные особенности этноса, объясняющие особенности поведения людей в разных средовых ситуациях; знание истории, традиций и особенностей психологического склада народов, живущих вместе, способствует снятию межэтнической напряженности и развитию межкультурных связей, сохранению и развитию этнических культур в современных условиях.

В настоящее время  важно определить перспективные  и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс, которые могут использоваться как в преподавании различных учебных дисциплин, так и в процессе воспитания.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ахтариева Р.Ф. Из истории образования татарского народа. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2003. – 47 с.
  2. Беркутов В.М. Развитие математического образования булгаро-татар. – Казань: Изд-во «Дом Печати», 1997. – 176 с.
  3. Болгарский Б.В. К вопросу о воспитательном значении преподавания математики // Математика в школе. – 1981. – №1. – С. 16-18.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974. – 150 с.
  5. Ганеев Х.Ж. Учителю математики об элементах краеведения: Книга для учителя. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. – 82 с.
  6. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. – 2001. – № 10.
  7. Гильмуллин М.Ф. Элементы национальной истории математики и математического образования // Современные проблемы школьного и вузовского математического образования: тез. докл. XXIV Всерос. семинара преподавателей мат-ки ун-тов и педвузов. – М.; Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. – С. 14-16.
  8. Гильмуллин М.Ф. Национально-региональный компонент истории математики // Концепции математического образования: сборник трудов по материалам II Международной научной конференции "Математика. Образование. Культура". В 3-х ч. Часть 2. – Тольятти: ТГУ, 2005. – С. 135-139.
  9. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). – Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. – 431 с.
  10. Древняя Елабуга: Сборник / Под ред.: Р.Р. Хайрутдинова, Ф.Ш. Хузина – Елабуга: Изд-во «Мастер-Лайн», 2000. – 222 с.
  11. Жохов А.Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру: Монография. – Архангельск: ННОУ. – Институт управления: Ярославль: Ярославский филиал ИУ, 2007. – 348 с.
  12. Мерзон Е.Е., Тазиев С.Ф. Научно-методическое обеспечение этнокультурного образования учащихся: Учебно-методическое пособие. – Елабуга, 2011. – 56 с.
  13. Мерлина Н.И. Яковлева М.В. История математики: Счет и фольклорные математические задачи чувашей: учеб. пособие для учащихся 5-11 кл. – Чебоксары: Руссика, 2004. – 64 с.
  14. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой). – М., 1987. – 187с.
  15. Салаватова С.С. Преподавание математики в национальной школе: К реализации регионального компонента: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. – Стерлитамак, 2009. – 183с.
  16. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М.: РОССПЭК, 2004. – 960с.
  17. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): учебник. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.
  18. Фридман Л.М. Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений // Материалы VII международной научно-практической конференции. – Казань: КГПУ, 2000. – 216 с.
  19. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математика в школе. – 1962. – №3. – С. 39-41.
  20. Шарафутдинов З.Т. Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана: учеб. пособие. – Казань, 1998. – 307 с.
  21. Шубкина Л.С. Краеведческая направленность школьного курса ботаники: На примере изучения леса. – М.: МОПИ, 1969. – 18с.
  22. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика: Монография. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. – 51с.
  23. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/513634/
  24. Интернет-ресурс: https://festival.1september.ru/articles/522691/
  25. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/515747/
  26. Интернет-ресурс: wiki.iteach.ru/images/3/3e/Сабантуй.doc
  27. Интернет-ресурс: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4733/Itemid,0/

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики