Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2. Этнопедагогизация образования и этнодидактический подход к обучению

Теоретический анализ образовательно-воспитательной системы, сложившейся в последние десятилетия, показывает (В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Волков, В.Д. Шадриков, В.В. Давыдов, М.С. Коган, Б.М. Неменский и др.), что массовое школьное образование утратило ценностную ориентацию и превратилось в утилитарно-целенаправленное обучение. Из всех задач реального развития общества, поставленных перед школой, чаще всего осознаются только две: передача знаний и передача навыков. Другие задачи, не менее важные для экономики, нравственности, духовной культуры общества: передача творческого опыта, духовности, религиозной культуры, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру – школа, как правило, не решает. Однако без решения этих задач не может быть подлинного успеха в полноценном развитии творческой, духовно богатой гуманистической личности, без которой немыслимо построение гражданского общества, правового государства.

Причиной многих негативных явлений последних лет в области  образования стало нарушение  трех основополагающих принципов педагогики: преемственности, народности и природосообразности. Игнорирование этих принципов привело к деформации сложившейся веками системы обучения и воспитания и ряду противоречий.

Противоречие  первое. Вследствие нарушения принципа преемственности современное образование оказалось оторванным от исторических корней.

Выход из данного противоречия – это этнопедагогизация системы образования, направленной на восстановление связи времен, возрождение и творческое использование историко-педагогического опыта народов. В рамках этнопедагогизации образования ценности прошлого перестают быть просто историческими реликвиями, они органично вплетаются в ткань настоящего бытия [6, с. 41].

Под этнопедагогизацией образования понимается процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях.

Рассматривая проблему удовлетворения этнических образовательных  потребностей, следует показать общепринятую классификацию, согласно которой все потребности человека подразделяются на личностные и родовые, присущие не только отдельным личностям, но и целым этносам [18].

Если личностные потребности  по своему происхождению являются природными, органическими, то родовые потребности  сформировались в процессе исторического развития этносов, а поэтому их проявление в каждом этносе имеет присущее ему своеобразие.

Противоречие  второе. Игнорирование принципа народности (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) привело к утрате духовности и нравственных основ общественного сознания, к формированию «безнациональной общности людей».

Выход из создавшейся  ситуации – этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Именно этнопедагогизация направлена на возрождение и реальное функционирование принципа народности в учебно-воспитательном процессе.

Каждый народ имеет  свой язык, традиции, предания, в которых  заложены определенные моральные нормы  и правила, то есть основы нравственности. Эта народная мудрость передается из поколения в поколение чаще всего  с помощью устного творчества. В народной педагогике сконцентрирован весь человеческий опыт воспитания. В ней имеются ответы на многие проблемы современности. Практически любая отрасль науки о воспитании и обучении берет свое начало в народности, поэтому не должно быть искусственного разделения между научной и народной педагогикой.

В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение  и бытующих до наших дней народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре (песни, легенды, былины, предания, эпосы, сказки, пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки, загадки, приметы и т.д.), нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Народ национален. Без  национальности народ напоминает вавилонское  столпотворение, скопище не связанных единой духовной историей и судьбою родов. Поэтому одной из главных задач современного образования становится воспитание народности.

В условиях реформирования политических, экономических отношений  в 1999 г. была разработана общая стратегия  образования в стране – «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», где среди основных задач в сфере образования указаны следующие:

  • гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
  • сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
  • сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

Реформирование национальной школы осуществлялось по закону об образовании (1992, 1995), в котором ставились  задачи защиты и развития национальных культур и обеспечения единства федерального образовательного и культурного пространств. Содержание образования на основе этих законов структурируется в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта.

Система образования  обеспечивает каждому индивиду реальные условия для удовлетворения образовательных  потребностей и направлена на решение  конкретных задач на соответствующих  уровнях.

На уровне государства система образования направлена на:

  • достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами;
  • установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями;
  • обеспечение равного доступа к общему образованию на родном языке представителям разных национальностей.

На уровне общества система образования способствует:

  • повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов;
  • преодолению замкнутости, изолированности, выходу в мировое образовательное пространство, т.е. открытости;
  • переходу к гражданскому обществу.

На этническом уровне образование выступает:

  • гарантом выживания и возрождения этносов;
  • фактором гармонизации межэтнических отношений;
  • инновационным пространством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

На уровне индивида система образования обеспечивает:

  • формирование творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности;
  • гуманистическое отношение к ученику, создание психолого-педагогических условий для его развития;
  • формирование толерантной, бесконфликтной, коммуникабельной личности, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях.

В начале 90-х гг. предлагалось несколько концептуальных проектов школ для нерусских народов России. Первая из них называлась «автономной». Компонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности «национальной» составляющей по отношению к «государственной», как некоторого специального информационного блока, охватывающего помимо родного языка сумму этнографических и этнокультурных знаний. При этом особое внимание уделялось трансляции духовных ценностей родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания.

В базисном учебном плане  российской школы разделение содержания образования на компоненты призвано обеспечить эквивалентность образования в условиях его региональной дифференциации. К учебным курсам общекультурного значения (ядро федерального компонента) отнесены русский язык (как государственный), математика, информатика, физика с астрономией и химия. Другие образовательные области и предметы, и прежде всего обеспечивающие формирование самосознания личности и ее гражданское воспитание (история, социальные науки, искусство, география, биология и др.), оказались зонами либо совместного ведения, либо только национально-региональным компонентом (родной язык, литература, история и география региона).

Этническая школа в  Российской Федерации переживает процесс  трансформации из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную, с высоким удельным весом в учебном плане родного языка и национальной культуры, с широкими возможностями для формирования этнического самосознания.

Противоречие  третье. Игнорирование принципа природосообразности постепенно привело к теоретизации содержания образования и учебно-познавательного процесса, к отрыву обучения от жизни.

Подход к обучению, строящийся на широком использовании  народного опыта, народной мудрости и менталитета народа называется этнодидактическим, т.е. этнически сообразным обучением.

Стержневым положением этнодидактического подхода к проектированию этнического образования является трехкомпонентное структурирование его содержания, а именно, содержание образования должно состоять из этнического, межэтнического и полиэтнического компонентов.

Ядром содержания национального  образования является этнический (этнокультурный) компонент, ориентированный на формирование представителя конкретного этноса.

Межэтнический (межкультурный) компонент образования содержит базовый комплекс знаний, усвоение которых способствует формированию человека российской культуры.

Полиэтнический (поликультурный) компонент обеспечивает глобализацию образования, целью которого является формирование человека планетарной культуры.

Одна из интересных попыток  реализации культурологического подхода в образовании представлена в педагогическом наследии П.П. Блонского. Образование как приобщение к культуре, считал он, должно основываться на знании закономерностей развития ребенка, его психологии, физиологии, социализирующих факторов этнокультурной среды. Эффективность обучения, по мысли П.П. Блонского, должна достигаться за счет постепенного расширения границ опыта ребенка – от изучения культуры, ближайшего окружения к жизни города, страны.

Эти три взаимосвязанных компонента: этнокультурный, межкультурный, поликультурный – обеспечивают личности возможность этнической, общероссийской и общечеловеческой самоидентификации.

Самоидентификация –  часть важнейшего процесса познания, поиска себя, непрерывного и бесконечного, кульминация которого приходится на школьные годы. Этническая самоидентификация личности неразрывно связана с формированием национального самосознания, определяемого рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях, обычаях и включающего в себя непосредственное отражение практической деятельности, норм морали, этических правил, осознание своей этнической принадлежности.

Именно этноориентированное  образование определяет назначение, смысл функционирования и главную  цель национальной школы.

Анализ современной образовательной системы в Республике Татарстан показывает, что большинство татарских школ работает над формированием человека национальной культуры. Рассмотрим, например, направления деятельности национальных школ:

«Использование лучших традиций, обычаев татарского народа в обучении и воспитании детей» (Татарская гимназия г. Заинска);

«Формирование национального  самосознания и творческих способностей учащихся» (Татарская гимназия № 5 г. Казани);

«Нравственное и эстетическое воспитание учащихся средствами татарского фольклора» (Татарская гимназия № 1 г. Казани) и т.д.

Социальное назначение национальной школы – служить  инструментом по недопущению исчезновения и деградации этноса, разрушения уникальной социокультурной среды его деятельности. Она должна отстаивать национальную и духовную самобытность каждого народа, проживающего в нашей республике.

 

1.3. Школьная математика в свете этнокультурного компонента содержания образования

 

Участники VI Международного конгресса по математическому образованию (Страсбург, 1920 год), исследовавшие причины падения интереса обучаемых (во всем мире) к математике, выделили в числе основных претензий, предъявляемых обществом к преподаванию математики следующие: школьная математика не использует, более того, сознательно игнорирует элементы общей культуры, которые имеют математическую основу; обучение математике оторвано от непосредственных запросов практики и не находит в ней приложений; нет связей с культурными традициями, техническим и духовным творчеством  народа, коренного на данной территории; стиль преподавания элитарен – он замыкает молодых людей на внутренних задачах математики, отрывает их от общества. Небезынтересно, что на этом конгрессе было утверждено и новое направление исследований, получивших название «этноматематика», основные положения которой состоят в том, что в преподавании математики в школе должны быть учтены культурные особенности народа.

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики