Этнокультурный компонент на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Актуализацией потребности сохранить свою пространственную и духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ 6
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭТНОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ 11
1.3. ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА В СВЕТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ 21
2.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 21
2.2. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 21
2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 29
2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ 43
2.5. УРОКИ – ПУТЕШЕСТВИЯ 51
2.6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 61
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Работа состоит из  1 файл

Копия дипломная работа.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Под этнокультурным компонентом понимается все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Таким образом, проблема реализации этнокультурного компонента содержания образования в отношении  преподавания дисциплин федерального компонента, в частности математики, подразделяется, прежде всего, на две: содержательную и языковую. Первая проблема состоит в оптимальном обогащении содержания математического курса краеведческим материалом, вторая – в решении вопроса: «На каком языке целесообразнее преподавать дисциплины федерального компонента в условиях действия закона о двух государственных языках?» Выделяют также третью проблему, технологическую, связанную с решением вопроса: как обучать (какие формы и методы при этом использовать)?

Решение первой проблемы не зависит от того, какая школа  имеется в виду: русскоязычная  школа определенного региона, где обучаются дети различных национальностей или же национальная школа с нерусским языком обучения. Вторая и третья проблема напрямую связаны с обучением школьников в национальной школе, связана как с особенностями содержания образования, так и с языком обучения.

Таким образом, в национальной школе, во-первых, содержание образования  содержит как инвариантный компонент (задаваемый нормативно на федеральном  уровне), так и вариативный, обусловленный  спецификой целей образовательной  деятельности такой школы. Математика как подсистема в системе всех учебных дисциплин, также содержит в себе инвариантную и вариативные компоненты. Поскольку, как известно, содержание определяет формы, методы и средства обучения, то вариативный компонент содержания математического образования в школе также предполагает наличие специфики и в формах, методах и средствах обучения.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, в первой главе были рассмотрены основные понятия этнокультурного образования  в контексте современной социокультурной политики. Это такие понятия как: этнос, культура этноса, этнокультура, национальная культура, национальная школа, народная педагогика, этнопедагогика. Отдельный параграф был посвящен этнопедагогизации образования и этнодидактическому подходу к обучению.

Под этнопедагогизацией образования понимается процесс  обновления системы образования  на основе глубокого изучения и творческого  применения позитивного народного  опыта обучения и воспитания детей  в современных условиях.

Подход к обучению, строящийся на широком использовании народного опыта, народной мудрости и менталитета народа называется этнодидактическим, т.е. этнически сообразным обучением.

Стержневым положением этнодидактического подхода к проектированию этнического образования является трехкомпонентное структурирование его содержания, а именно, содержание образования должно состоять из этнического, межэтнического и полиэтнического компонентов.

Проблема реализации этнокультурного компонента содержания образования в отношении преподавания математики, подразделяется на три части: содержательную, языковую и технологическую.

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ВСТРАИВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО  КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В  ШКОЛЕ

2.1. Основные средства для реализации этнокультурного компонента на уроках математики

 

Известно, что математические знания сами по себе имеют опосредованное мировоззренческое значение, и что  мировоззренческая направленность обучения математике заметно усиливается, если содержание математических знаний раскрывается в связи с реальной действительностью.

В качестве основного  средства для реализации этнокультурного  компонента, с одной стороны, можно  использовать элементы учебного краеведения (задачи с краеведческим содержанием, интегрированные уроки с предметами краеведческого характера, использование фольклора народов данного края, уроки-путешествия, задачи с историческим содержанием), с другой – использование родного языка при обучении математике на определенных стадиях.

2.2. Краеведческий материал как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

 

Одним из важных средств  реализации этнокультурного компонента является использование в процессе обучения математике элементов краеведения.

Краеведение, как правило, связывают с такими школьными  предметами, как ботаника, география, история и культура родного края (в частности, история и культура Татарстана). Однако краеведческие дополнения может использовать с успехом и учитель математики.

По мнению Л.С. Шубкиной, в основе обучения таким дисциплинам, как ботаника, география, история и культура родного края лежит краеведческий принцип. При этом краеведческий принцип обучения понимается как «подбор и использование в учебном процессе местного природного материала и краеведческих сведений о нем в соответствии со школьной программой» [21].

Таким образом, этот принцип  выступает не как общедидактический, а как «конкретно-предметный», «локальный», понимаемый как установление связи  изучаемого курса с теми знаниями и навыками, которые приобретены  учащимися в результате исследования родного края.

Действительно, нельзя краеведение  причислить к числу общедидактических  принципов. К примеру, при обучении математике, физике, химии мы не можем  при изучении каждой темы использовать краеведческий материал. Здесь удобнее  использовать термин «краеведческий подход», понимая под ним конкретные случаи использования учебного краеведения при обучении школьным дисциплинам.

В настоящее время  проблема повышения и сохранения интереса учащихся к изучению математики встает особенно остро. Как известно, обращение в процессе обучения той или иной дисциплины к фактам и явлениям окружающей действительности повышает интерес обучаемых к этой дисциплине.

Для привития интереса к  предмету очень важна мотивационная  сторона обучения: каждое новое понятие  или положение должно по возможности, первоначально появляться в задаче практического характера. Такая задача призвана, во-первых, убедить школьников необходимости и практической полезности изучения нового теоретического материала; во-вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач, поставленных реальной действительностью. Это, к тому же, один из возможных путей усиления мировоззренческой направленности обучения математике.

Основными направлениями  работы в школе по использованию  краеведения при изучении математики могут быть следующие:

  • Подбор и использование в учебно-воспитательном процессе краеведческих сведений из истории развития математики;
  • Подбор и использование статистического материала краеведческого характера в текстовых задачах, диаграммах, таблицах и других приложениях;
  • Обращение к краеведческим сведениям, позволяющим наглядно рассматривать математику как средство, помогающее решению хозяйственных, производственных задач;
  • Использование биографических сведений и достижений местных ученых.

Ниже приводится фрагмент урока математики в пятом классе по теме «Проценты», разработанная Хакимзяновой Нураниёй Идерисовной [27].

Заказник «Ашит» был  организован в 1997 году постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Заказник расположен в центральной части Атнинского района. Ашит – самая большая река района. Она начинается с территории Арского района, проходит через Атнинский, Высокогорский районы и попадает в реку Иллет Марийской республики. Протяжённость реки 130 км. За 1 секунду Ашит приносит в Иллет более 1 куб.м воды. Основное питание получает за счёт родников, дождей, снеговых вод. В жаркие дни из-за сильных дождей происходит поднятие воды.

На территории заказника обитает более 100 видов птиц, 12 из которых внесено в Красную книгу Республики Татарстан. В пойме гнездятся лебедь шипун, выпь большая, лунь луговой, сова болотная, улит большой, веретенник большой, травник, кулик-сорока. Территория заказника является исторически сложившимся местом присады гусеобразных в период весенних миграций. Встречаются лось, кабан, лисица, барсук, заяц-русак, заяц-беляк, норка американская, хорь, ондатра.

Задача 1. Площадь заказника 27000000 кв.м. Стоимость земельного участка за кв.м – 7,08 рублей. Какова стоимость всей площади заказника?

Решение: 27000000• 7,08 = 191160000 руб.

Задача 2. Для одного зайца необходимо как минимум 3 га. Вычислить, сколько га приходится на 15 зайцев.

Решение: 15 • 3= 45 га.

Русак крупнее беляка. Наиболее крупный, добытый около  заказника, весил 7400 г. Средний вес русаков в Татарстане  – около 4700 г.

Задача 3. Средний вес русака – 4700 г. Средний вес беляка составляет 70% веса русака. Вычислить средний вес беляка.

Решение. Первый способ: 4700 г ---- 100%

                                                  Х г ---- 70%

Х = 4700 • 70: 100 = 3290 г. — средний вес беляка.

3290г=3 кг290г

Второй способ: 70% —  0,7

4700 •0,7 = 3290 г. — средний вес беляка.

Лось – самое крупное животное в заказнике, достигающее веса до 500 кг. Это типичный обитатель заказника, обладающий длинными ногами и своеобразной походкой, позволяющей ему легко перешагивать через упавшие стволы деревьев и сравнительно свободно передвигаться по снегу глубиной до 90 см.

Задача 4. Новорожденные весят 12 кг, а в возрасте шести месяцев уже 120 кг. На сколько %-ов вес шестимесячных лосей больше веса новорождённых?

Решение: 120 кг ----- 100%

                   12 кг ----- Х%

Х = 12 • 100: 120 = 10%

100% - 10% = 90% – вес шестимесячных лосей больше веса новорождённых.

Большое значение в питании лисы имеют грызуны, главным образом мышевидные, а затем зайцы и птицы. Только в годы резкого снижения их численности лиса, обладая высокой экологической пластичностью, переключается на питание другими кормами.

Задача 5. Ежата родятся слепые, голые, имея вес 15 г, около 3% от веса самки. Вычислите вес самки.

Решение. 15 г ---- 3%

                  Х г ---- 100%

Х = 15 • 100: 3 = 500 г. – вес самки.

Задача 6. На территории заказника было 90 шт. белок в 2005 году. Охотники добыли 18 %. Сколько белок добыли охотники?

Решение. Первый способ: 80 шт. ---- 100%

                                              Х шт. ---- 15%

Х = 80 • 15: 100 = 12 шт. белок добыли охотники.

Второй способ: 15% – 0,15

80 • 0,15 = 12 шт. белок добыли охотники.

Дополнительные задачи

1. В заказнике в  2005 году было зайцев беляка и русака 610 штук. Зайца беляка было на 210 штук больше, чем зайцев русака. Сколько зайцев беляка и русака было.

2. В заказнике водятся ондатра, норка. В 2005 г. было всего 185 пушистых зверьков. Норки было на 40 % больше, чем ондатры. Сколько было зверьков каждого вида?

 

Примеры задач  с краеведческими сюжетами

 

Задача 1. Флюра әби  и Хамида әби решили на Курбан –  байрам сварить суп мясной с капустой из одного кочана капусты, который весил 600 г. По рецепту на 240 г. капусты нужно 400 г. говядины, а также 3 штуки картофеля, 1 головку репчатого лука, 1 морковь, 1 столовую ложку сливочного масла, 2,5 стакана готового бульона и соль по вкусу. Флюра әби сказала, что им потребуется 300 г. говядины, Хамида әби – что 1 кг. Кто из них права?

Ответ. Хамида әби права.

Задача 2. Для приготовления  айрана используется 200 г. катыка и 400 г. кипяченой воды. Определить процентное содержание катыка и воды в общей  массе сырьевого набора.

Ответ. 33,3%, 66,6%.

Задача 3. Чтобы сварить 4 порции кыстыбый нужно взять 140 г. пшеничной муки, 3 стакана молока, 200 г. пшено, 2 ст. ложки масло сливочного, соль по вкусу. Сколько потребуется этих продуктов, чтобы сварить 14 порций?

Задача 4. На шинном заводе г. Нижнекамска в химической лаборатории  при смешивании 5% и 40% растворов кислоты получили 140 г. 30% раствора. Сколько граммов каждого раствора нужно было взять для этого?

Задача 5. Из Елабуги в  Казань в 8 часов утра выехал автомобиль «Москвич», одновременно из Казани в  Елабугу по той же дороге выехала  «Жигули». Через час «Москвич» был на полпути от Елабуги до «Жигулей». Когда он будет на полпути от «Жигулей» до Казани (скорость автомобилей постоянна и различается не более, чем в два раза).

Задача 6. Территория Камского региона включает в себя Елабужский, Мамадышский, Агрызский районы. Общая площадь территории 650400 га. Леса занимают 14300 га, в том числе в Елабужском районе 1900 га. Какую часть составляют лесопосадки Елабужского района от площади всех лесных массивов?

Задача 7. Всего в Татарстане проживает 3,8 млн человек. Из них 1,2 млн человек проживают в Казани. Сколько человек проживают в остальных городах?

Задача 8. В 1989 году в Татарстане проживали 1765,4 тыс. татар, а в 2002 году 2000,1 тыс. татар. На сколько увеличилась  численность татар за эти 13 лет?

Информация о работе Этнокультурный компонент на уроках математики