Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

Содержание

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа для интернета.docx

— 129.60 Кб (Скачать документ)
ify">Необходимо  постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

     Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя переключать с одной задачи на другую.

     В отношении меланхолика недопустимы  не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует  особого внимания, следует вовремя  хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

     От  темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется  в особенностях протекания психических  процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.  

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижения успеха

2.1. Процедура проведения исследований

      В данной работе было проведено исследование мотивации достижения успеха и темперамента студентов педагогического колледжа с целью выявления взаимосвязи этих двух характеристик личности. Общий объем выборки составил 50 человек.

      Целью первого этапа является составление  двух групп испытуемых: в первую группу вошли слушатели с выраженным мотивом достижения успеха, во вторую – слушатели с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха.

     Первый  этап мы разбили на подэтапы. Сначала  для выявления у слушателей мотива достижения успеха использовалась методика Т. Элерса "Мотивация к успеху". Трактовка мотивации к успеху, данная Т. Элерсом, приравнивается к нашему пониманию мотива достижения успеха. Мотивация

22

достижения по Элерсу - это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других - это менее важно. Выделяют факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения: стремление достигнуть высоких результатов (успехов); стремление делать все как можно лучше, лучше всех; выбор сложных заданий и желание их выполнить; стремление совершенствовать себя в своем мастерстве. Таким образом, методика оценивает силу стремления к достижению цели, к успеху.

     В ходе проведения исследования с помощью  данной методики испытуемым предлагается ответить на 41 вопрос, выражая свое согласие или несогласие ответами "да" или "нет". Ответы суммируются  по одному баллу при совпадении с  ключом. Таким образом, определяются уровни выраженности мотивации достижения. Выделяют 4 уровня: от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к достижению успеха; от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации  к достижению успеха; от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации  к достижению успеха; свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации  к достижению успеха.

     Но  поскольку эта методика является методикой субъективной оценки, т.е. человек сам определяет, характерны ли для него те или иные способы  поведения в ситуациях успеха, свою степень стремления к достижению цели, то для достоверности результатов  при составлении групп было решено провести методику групповой оценки личности (ГОЛ).

     Таким образом, на основе результатов, полученных по методике Т. Элерса и методике групповой  оценки личности, составляются две  группы испытуемых – с выраженным мотивом достижения и низкой выраженностью  данного мотива. В первую группу были включены испытуемые, набравшие  от 17 и выше баллов по методике Элерса и получившие наибольшее число выборов  по "ГОЛ". Во вторую – наоборот, получившие наименьшее число выборов  по методике групповой оценки личности или не получившие выборов вообще и наименьший балл по методике Элерса. Испытуемые, получившие средние характеристики по данным тестам, исключаются из дальнейшего  исследования.  

23

     На  втором этапе мы выявляем преобладающий тип темперамента у студентов с использованием «Формулы темперамента» А. Белова. Испытуемым предлагаются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента: 1 карточка – холерика, 2 – сангвиника, 3 – флегматика, 4 – меланхолика. Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак «+», если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак «-», если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к донному типу темперамента, встречаются редко. Чаще людям свойственны смешаннее типы темперамента. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим, если 30-39% - то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

     На  третьем этапе мы выявляем взаимосвязи мотивации достижения успеха и особенностей темперамента студентов педколледжа. 

2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов перколледжа

      Результаты  изучения степени выраженности мотива достижения успеха у студентов Борисовского педколледжа представлены на рисунке ниже.

     Большинство испытуемых, а именно 57,5% имеют средний  уровень мотивации к достижению успеха, у 40% испытуемых выявлен высокий  уровень мотивации к достижению успеха и у 2,5% - низкий. 

24

     Изначально  предполагалось разбить испытуемых на две группы – с высоким и  с низким мотивом достижения успеха. Но так как среди студентов с низким мотивом достижения оказалось всего лишь 2,5%, то в дальнейшем исследовании будут принимать участие лишь студенты с высокой выраженностью мотива достижения.

     В ходе проведения методики групповой оценки личности была выявлена группа студентов, получившая наибольшее количество выборов среди одногруппников при оценке выраженности мотива достижения. В эту группу вошли всего 27, 5% из числа всех испытуемых. Большинство испытуемых (45%) получили среднее количество выборов среди одногруппников. 27,5% испытуемых получили небольшое количество выборов (1, 2 выбора) или не получили выборов вовсе.

     Итак, в группу, члены которой получили наибольшее количество выборов среди одногруппников вошли студенты, которые при самооценке своей личности определили наличие у себя как высокого, так и среднего мотива достижения.

     Также в ходе исследования выделилась группа испытуемых, субъективно оценивших  себя высоко на наличие мотива достижения, но получивших мало выборов у окружающих или не получивших их вовсе.

     Затем мы сравнили результаты, полученные с  помощью методики Элерса и групповой  оценки личности. На основе данных, полученных по методикам Элерса и "ГОЛ", мы выделили группу студентов с выраженным мотивом достижения успеха. В эту группу были включены студенты, набравшие большое количество выборов по "ГОЛ" и высоким мотивом достижения, а также студенты, получившие большое количество выборов, но имеющие среднюю выраженность мотива достижения.  

25

     2.3. Типы темперамента  у студентов

     педагогического колледжа

     Из 100% опрошенных 20% имеют преобладающий  холерический тип темперамента. У  них реактивность явно преобладает  над активностью, поэтому они  необузданны, несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Они менее пластичны  и более инертны, чем сангвиники. Отсюда – большая устойчивость стремлении и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты.

     Сангвиники  составляют 60%. Эти студенты обладают повышенной реактивностью, им присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Они обладают живой мимикой и выразительными движениями. По из лицу легко угадать их настроение, отношение к предмету или человека. Они активно принимаются за новое дело и могут долго работать не утомляясь, способны быстро сосредоточиться, дисциплинированны. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключаются с одной работы на другую, но и переучиваются, овладевая новыми навыками. У сангвиников чувства легко возникают и легко сменяются.

     Флегматики  составили 20% из числа обследуемых  студентов. Они обладают высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Они ненаходчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. При этом они энергичны и работоспособны. Отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, они трудно сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления, интроверты. Недостатком флегматиков является их инертность, малоподвижность, что сказывается и на косности их стереотипов, трудности их перестройки. Однако инертность имеет и положительное значение, поскольку содействует основательности, постоянству личности.

     Меланхолики составили 16%. Эти люди обладают высокой  чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой  инертности приводит к тому, что  незначительный повод может вызвать  у них слезы, они чрезмерно  обидчивы, болезненно чувствительны.

26

Мимика  и движения их невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно они неуверенны в себе, робки, малейшая трудность  заставляет их опускать руки. Меланхолики  ненастойчивы, легко утомляются и  мало работоспособны. Они проявляют  неустойчивое внимание, легко отвлекаются, имеют замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов – интроверты. Меланхолики застенчивы, нерешительны, робки, однако в спокойной привычной обстановке могут успешно справляться с жизненными задачами.

     В результате сравнения полученных выше данных было установлено, что одна из характерных особенностей обследуемой  группы – преобладание мотивации  к достижению успеха. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается  ими как успех. Они стремятся  во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы  и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для  них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность  внимания на достижении поставленных целей.

     Оба исследуемых признака (темперамент  и мотивация к достижению успеха) относятся к количественной шкале. Для проверки гипотезы исследования был применен параметрический метод  корреляционного анализа Пирсона, позволяющий определить тесноту (силу) и направленность корреляционной связи  между двумя признаками, в данном случае темперамента и мотивации  к достижению успеха. 

     2.4. Взаимосвязь темперамента  и мотивации достижения  успеха

     у студентов педагогического колледжа

     Уровень значимости был взят 0,05. Для выборки  в 50 человек критическое значение коэффициента корреляции rкр=0,279.

     В результате математической обработки  было установлено, что наблюдается  очень слабая корреляционная связь (r=0,87) у студентов с преобладающим флегматичным типом темперамента с мотивацией к достижению успеха. Объяснить это можно особенностями, характерными для флегматиков.

27

     Мотив достижения успеха показывает, насколько  человек стремится к повышению  уровня своих возможностей. Флегматику характерна высокая активность, он энергичен, работоспособен. Мотивация  достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря  собственным особенностям человека. Особенность флегматика в постоянстве  личности, он медленно перестраивает  навыки и привычки. Стремление к  более высоким целям указывает  на психологическое здоровье. Флегматик  отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

     Связей  мотивации достижения успеха и другими  типами темперамента выявлено не было. Выявленная корреляционная связь очень  слабая. Возможно, данной выборки было недостаточно для выявления взаимосвязи  между мотивацией достижения успеха и темпераментом личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха