Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

Содержание

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа для интернета.docx

— 129.60 Кб (Скачать документ)

     15

     Поистине  поворотным пунктом в истории  естественнонаучного изучения темпераментов  явилось учение И.П. Павлова о  типах нервной системы (типах  высшей нервной деятельности), общих  для человека и высших млекопитающих. И.П. Павлов, изучая особенности выработки  условных рефлексов у собак, обратил  внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти  различия проявлялись, прежде всего, в  таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания.

     Это обстоятельство дало возможность выдвинуть  гипотезу о том, что в их основе лежат фундаментальные свойства нервных процессов – сила возбуждения  и торможения, их уравновешенность и подвижность.

     Сила  возбуждения отражает работоспособность  нервной клетки. Она проявляется  в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

     Сила  торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы  при реализации торможения и проявляется  в способности к образованию  различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

     Уравновешенность  – равновесие процессов возбуждения  и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным или неуравновешенным. 

     Подвижность нервных процессов проявляется  в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, в способности  к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной  системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

     Инертность  – противоположность подвижности. Нервная система тем более  инертна, чем больше времени или  усилий требуется, чтобы перейти  от одного процесса к другому.  

     Выделенные  Павловым свойства нервных процессов  образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так

16

называемый  тип нервной системы, или тип  нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных  индивидов совокупности основных свойств  нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием для деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для  сильных типов, которые делятся  на уравновешенных и неуравновешенных, при этом уравновешенный тип характеризуется  преобладанием возбуждения над  торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

     Таким образом, учение И.П. Павлова о влиянии  центральной нервной системы  на динамические особенности поведения  выделяет:

     1) три основных свойства нервной  системы: силу, уравновешенность, подвижность  возбудительного и тормозного  процессов; 

     2) четыре основных типичных их  сочетания в виде четырех типов  деятельности нервной высшей:

         а) сильный уравновешенный, подвижный;

         б) сильный, уравновешенный, инертный;

         в) сильный, неуравновешенный;

         г) слабый.

      Им  соответственно отвечают темперамент  сангвиника, флегматика, холерика и  меланхолика.

     В середине XX  столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Исследования ученых школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня её работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности,   что   позволяет   более   четко   улавливать   изменения    в

17

окружающей  действительности.  Выявилось, что структура основных свойств системы нервной много сложнее, а число комбинаций гораздо больше. Были открыты новые свойства нервной системы. Одно их них – лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса, в отличие от подвижности, характеризующей быстроту смены одного процесса другим).

     В настоящее время можно считать, что понятие «темперамент» вполне определилось. Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности, регулирующих накопление и расход энергии, видит современная наука ближайшие причины индивидуальных различий по темпераменту. Этим проблемам посвящены исследования В.С. Мерлина, Я. Стреляу и др. При этом в последние годы получает распространение точка зрения, согласно которой в основании темперамента лежит общая конституция организма, охватывающая биологические основы психики разного уровня. И здесь особое место занимают исследования мозговых механизмов В.М. Русалова.

     Современная наука располагает достаточным  количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной системе. Однако для изучения индивидуальности вполне можно использовать четыре традиционные типа темперамента как самые обобщенные. Для составления  психологической характеристики традиционных типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

     - сензитивность (определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость этой реакции);

     - реактивность (характеризуется степенью  непроизвольности реакции на  внешние или внутренние воздействия  одинаковой силы, такие как критическое  замечание, обидное слово, резкий  тон или звук);

     - активность (свидетельствует о том,  насколько интенсивно и энергично  человек воздействует на внешний  мир и преодолевает препятствия  в достижении целей, т.е. настойчивость,  целенаправленность, сосредоточение  внимания);

     18

     - пластичность и ригидность (свидетельствуют  о том, насколько легко и  гибко приспосабливается человек  к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно  его поведение);

     - экстраверсия и интроверсия (определяют, от чего преимущественно зависят  реакции и деятельность человека  – от внешних впечатлений,  возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений  и мыслей, связанных с прошлым  и будущим (интроверт).   

     Учитывая  все перечисленные свойства, Я. Стреляу  дает следующие психологические  характеристики основных классических типов темперамента.

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен,   чем сангвиник. Отсюда - большая

19

устойчивость  стремлений и интересов, большая  настойчивость, возможны затруднения  в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

     Подводя итоги, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Характерными особенностями темперамента являются: 1) сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.); 2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности. Принято считать, что темперамент у людей формируется   в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в

20

основном  стабильны, но могут изменяться в  определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных  коллизий.

     Продолжается  изучение взаимосвязи темперамента и деятельности. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

     Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т. е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как  нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в  принципе будут одинаковыми, поскольку  уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации  и способностей.

     Вместе  с тем исследования, устанавливающие  эту закономерность, показывает, что  в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом  действий, а способом достижения результатов.

     Были  проведены исследования с целью  установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями  темперамента. В этих исследованиях  рассматривался индивидуальный стиль  деятельности как путь к достижению результатов или способ решения  определенной задачи, обусловленной  главным образом типом нервной  системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп  и экспериментальных ситуаций, в  которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных  процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного  стиля деятельности.

     Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности   и   напряжения.

21

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха