Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

Содержание

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа для интернета.docx

— 129.60 Кб (Скачать документ)

     28

     Заключение 

     В результате анализа источников была изучена литература по проблеме исследования, изучены основные подходы к исследованию данного психологического феномена. Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению мотивации достижения таких ученых, как Д. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др., а также работы в области темперамента Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, Я. Стреляу, У. Шелдон и др. Можно считать твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

     В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущим сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления  мотивации еще далеки от своего завершения.

     Работа  содержит эмпирическую часть, где описывается  порядок организации и проведения исследования, а также описаны  использованные методы и методики, процедуры обработки и анализа  исходных данных. Для диагностики мотивации достижения и самооценки личности были использованы следующие методики: эксперимент (констатирующий), тестирование, метод групповой оценки личности, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и «Формула темперамента» А. Белова.

     Было  продиагностировано 50 студентов Борисовского педколледжа. В результате исследования было установлено, что наблюдается очень слабая корреляционная связь у студентов с преобладанием флегматичного типа темперамента с мотивацией к достижению успеха. Флегматику характерна высокая активность, он энергичен, работоспособен. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека. Особенность флегматика в постоянстве личности, он медленно перестраивает навыки и привычки. Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье. Флегматик отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

     Связей  мотивации достижения успеха и другими  типами темперамента у студентов выявлено не было.

     Выявленная  корреляционная связь очень слабая. Возможно, данной выборки было недостаточно для выявления взаимосвязи между  мотивацией достижения успеха и темпераментом  личности. 

29

Список  литературы:

  1. Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М., 2002.
  2. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие / В.В. Белоус. – Пятигорск, 1990.
  3. Васильев, И.А., Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М., МГУ, 1991.
  4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М., 1990.
  5. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М., 2006.
  6. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М., 1982.
  7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб., 2006.
  8. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Мн., 1997.
  9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., 2004.
  10. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 1999.
  11. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – М., 1964.
  12. Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын. – М., 1996.
  13. Немов, Р.С. Психология: в 2т. / Р.С. Немов. – М., 1991.
  14. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Мн., 2005.
  15. Психологический словарь / авт. Сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону, 2003.
  16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 1999.
  17. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека / В.М. Русалов // Психологический журнал. – 1989. - № 1.
  18. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии /  под общей ред. М.В. Равич-Щербо. – М., 1982.
  19. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 1965.
  20. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб., 2001.
  21. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М., 1976.
 

     30

Приложения 

Методика  диагностики личности на мотивацию к  успеху Т. Элерса

   Личностный  опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной  направленности личности на достижение успеха.

   Стимульный  материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов  «да» или «нет». Тест относится к  моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается  количеством баллов, совпадающих  с ключом.

   Инструкция:

«Вам  будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

Стимульный  материал:

1. Когда  имеется выбор между двумя  вариантами, его лучше сделать  быстрее, чем отложить на определенное  время.

2. Я  легко раздражаюсь, когда замечаю,  что не могу на все 100 % выполнить  задание.

3. Когда  я работаю, это выглядит так,  будто я все ставлю на карту.

4. Когда  возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение  одним из последних.

5. Когда  у меня два дня подряд нет  дела, я теряю покой.

6. В  некоторые дни мои успехи ниже  средних.

7. По  отношению к себе я более  строг, чем по отношению к  другим.

8. Я  более доброжелателен, чем другие.

9. Когда  я отказываюсь от трудного  задания, я потом сурово осуждаю  себя, так как знаю, что в нем  я добился бы успеха.

31

10. В  процессе работы я нуждаюсь  в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие  - это не основная моя черта.

12. Мои  достижения в труде не всегда  одинаковы.

13. Меня  больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание  стимулирует меня сильнее, чем  похвала.

15. Я  знаю, что мои коллеги считают  меня дельным человеком.

16. Препятствия  делают мои решения более твердыми.

17. У  меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда  я работаю без вдохновения,  это обычно заметно.

19. При  выполнении работы я не рассчитываю  на помощь других.

20. Иногда  я откладываю то, что должен  был сделать сейчас.

21. Нужно  полагаться только на самого  себя.

22. В  жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить  важное задание, я ни о чем  другом не думаю.

24. Я  менее честолюбив, чем многие  другие.

25. В  конце отпуска я обычно радуюсь,  что скоро выйду на работу.

26. Когда  я расположен к работе, я делаю  ее лучше и квалифицированнее,  чем другие.

27. Мне  проще и легче общаться с  людьми, которые могут упорно  работать.

28. Когда  у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне  приходится выполнять ответственную  работу чаще, чем другим. 

32

30. Когда  мне приходится принимать решение,  я стараюсь делать это как  можно лучше.

31. Мои  друзья иногда считают меня  ленивым.

32. Мои  успехи в какой-то мере зависят  от моих коллег.

33. Бессмысленно  противодействовать воле руководителя.

34. Иногда  не знаешь, какую работу придется  выполнять.

35. Когда  что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я  обычно обращаю мало внимания  на свои достижения.

37. Когда  я работаю вместе с другими,  моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу  до конца.

39. Я  завидую людям, которые не загружены  работой.

40. Я  не завидую тем, кто стремится  к власти и положению.

41. Когда  я уверен, что стою на правильном  пути, для доказательства своей  правоты я иду вплоть до  крайних мер.

Ключ:

  • По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
  • Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.
  • Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

     Далее подсчитывается сумма набранных  баллов.

Анализ  результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

33

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень  мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень  мотивации к успеху.

    Исследования  показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто  боится неудач, предпочитают малый  или, наоборот, слишком большой уровень  риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация  к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации  к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации  к успеху.

    К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска.

    Те, кто сильно мотивирован на успех  и имеют высокую готовность к  риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую  готовность к риску, но высокую мотивацию  к избеганию неудач (защиту). И  наоборот, когда у человека имеется  высокая мотивация к избеганию  неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели. 

16-факторный  опросник Р. Кеттелла

     Многофакторная  личностная методика Р. Кеттелла в настоящее  время наиболее часто используется в исследованиях личности и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков. В результате диагностики личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными  факторами или чертами личности, лежащими в основе наблюдаемых моделей  поведения. Кеттелл полагает, что  личностные черты составляют ядро структуры  личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. То есть опросник отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.

     Таким образом, опросник предназначен для  измерения шестнадцати личностных черт, характеризующих структуру  личности:

A - замкнутость,  озабоченность / сердечность, доброжелательность

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха