Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения; Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения; Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

Содержание

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к достижению успеха ……..…………………………………………………….. 5
Мотивация к достижению успеха как предмет исследования ………………. 5
Теоретические основы изучения темперамента ……………………………… 13
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21
2.1. Процедура проведения исследования ……………………………………… 21
2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа …………… 23
2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25
2.4. Взаимосвязь темперамента и мотивации к достижению успеха у
студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа для интернета.docx

— 129.60 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я  Р А Б О Т А

Тема: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ  УСПЕХА  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Аннотация 

      Цель исследования: установить взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1.На основе анализа научных литературных источников по проблеме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения;

      2.Сравнить особенности темперамента студентов с мотивом достижения;

      3. Изучить взаимосвязь мотивации достижения и темперамента студентов.

      В качестве гипотезы исследования выдвинуто  следующее предположение: мотивация  достижения успеха имеет положительную корреляционную связь с темпераментом студентов Борисовского педагогического колледжа. 

     Исходя  из вышеизложенного, объектом исследования является мотивация достижения успеха, а предметом – взаимосвязь между темпераментом и мотивацией достижения успеха.

      Для исследования были применены следующие  методы:

  1. Теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
  2. Психодиагностические методы и методики: эксперимент (констатирующий), тестирование, метод групповой оценки личности, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, «Формула темперамента» А. Белова.
  3. Статистический анализ полученных данных (коэффициент ранговой корреляции Пирсона).

     В исследовании приняли участие студенты Борисовского педагогического колледжа. Общий объем выборки составил 50 человек. 
 
 

     4

     СОДЕРЖАНИЕ 

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………...   3 

Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и мотивации к  достижению успеха  ……..……………………………………………………..   5

Мотивация к  достижению успеха как предмет исследования ……………….   5

Теоретические основы изучения темперамента ………………………………  13

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи темперамента и мотивации к достижению успеха ……………………………………………. 21

2.1. Процедура  проведения исследования ……………………………………… 21

2.2. Мотивация к достижению успеха у студентов педколледжа   …………… 23

2.3. Типы темперамента у студентов педколледжа ……….…………………… 25

2.4. Взаимосвязь  темперамента и мотивации к  достижению успеха у

студентов педколледжа ,,,,………………………………………………………. 26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………  28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ  ………………………………………………………………… 30 
 
 
 
 
 

      5

Глава 1. Теоретические  основы изучения темперамента и мотивации к  достижению успеха

    1. Мотивация достижения как предмет исследования

     Проблеме  мотивации посвящено большое  число теоретических и эмпирических исследований как в зарубежной, так  и в отечественной психологии (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.).

     Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творчество, инициативное отношение человека к работе и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.

      Жизнь человека невозможно понять, если не принимать  во внимание наивысшие его стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С.Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы, идеи в преобразуемой им действительности.

     А. Адлер, утверждая, что человек стремится  к совершенству, исходил из соображения, что люди тянутся вперед, они всегда находятся в движении к личностно  значимым целям в жизни. Цели, которые  люди ставят перед собой, в значительной степени выбираются индивидуально. В постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек  имеет возможность свободно создавать  свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они  становятся и как себя ведут. В  связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания  поведенческих альтернатив.

     Согласно  Ж. Ньюттену мотивация – «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения  и обеспечивает достижение цели». Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека. Активность поведения обусловлена наличием потребностей, а актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении

6

достижения, овладения предметом, способным  удовлетворить данную потребность. По мнению Ж. Ньюттена «всякий объект потребности является чем-то, что будет, чего нужно достичь, и это образует поведенческое будущее. Таким образом, будущее является временным качеством мотивационного объекта».

     А.Маслоу считал, что человек – существо желающее. Человек редко бывает полностью  удовлетворен, а если и бывает , то очень недолго. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной  особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [10]. Маслоу считал потребности человека врожденными и организованными в иерархическую систему, в основе которой он ставил принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. Например, физиологические потребности должны быть достаточно удовлетворены ещё до того, как возникнут потребности в безопасности, и т.д. Иерархия потребностей согласно А. Маслоу выглядит следующим образом: физиологические потребности; потребности в безопасности и защите; потребности в принадлежности и любви; потребности в признании; потребности самоактуализации. А. Маслоу предполагал, что стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье, определенные же типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…» [10]. Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния.

     Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен  в классификации Г. Мюррея. Данную характеристику он понимал как устойчивую потребность достижения результата в работе как стремление сделать  что-либо быстро и хорошо, достичь  определенного уровня в каком-либо деле. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой  ситуации, независимо от конкретного  её содержания. Согласно Г. Мюррею, потребность  в достижении характеризуется следующими понятиями:

7

выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать – в отношении  физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия  и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и  опережать других; реализовывать  таланты и тем повышать самоуважение.

     Первая  формализованная модель мотивации  достижения была развита Дж. Аткинсоном. Она явилась базисной для всех дальнейших моделей в этой области, разработок мотивации как взаимодействия "личность х ситуация". Модель рискового выбора Дж. Аткинсона была сформулирована на основе теории поля К. Левина.  Левин объясняет детерминацию поведения на основе взаимодействия личности и окружения в актуально  складывающейся ситуации. В рамках теории поля Левина была создана первая модель "ожидание x ценность", оказавшая влияние на разработку как модели Аткинсона, так и других моделей.

     Рассмотрим  основные положения модели рискового  выбора Дж. Аткинсона. В исследовании Дж. Аткинсона мотивация достижения успеха представляет собой интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию  неудач. Мотивационные тенденции  являются сложными по составу. В них  входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

     Соответственно, в модели выделяются три главных  детерминанты мотивации достижения: мотив, ожидание, ценность.

     Ожидание  понимается как предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям. Названия мотивов (например, достижение и др.) в действительности являются названиями классов побуждений, которые  производят, по существу, один и тот  же тип переживания чувства удовлетворенности: гордости при достижении успеха и  т.д.

     Поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения, возникающей при совместном влиянии двух тенденций: тенденции  стремления к успеху и тенденции  избегания неудачи.

     8

     Тенденция стремиться к успеху понимается как  сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к  успеху. Эта тенденция проявляется  в направлении, интенсивности и  настойчивости деятельности. Она  создается следующими факторами: личностным - мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными - ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха.

     Тенденция избегать неудачи понимается как  сила, подавляющая у индивидуума  выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция  избегать неудачи проявляется в  том, что человек стремится выйти  из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором - мотивом избегания и  ситуационным - ожиданием, или субъективной вероятностью неудачи.

     В данной модели мотивация стремления к успеху определяется тремя переменными: мотивом стремления к успеху, который  понимается как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха; субъективной вероятностью успеха (ожидание, что выполнение действия приведет к успеху, достижению заданной цели. Это понятие показывает степень  уверенности в том, что некоторое  действие приведет к определенным последствиям); побудительной ценностью успеха, т.е. относительной ценностью успеха в этой специфической деятельности.

     Модель  Дж. Аткинсона была больше направлена на описание и предсказание результатов  мотивационного процесса, чем на его  трактовку. Модель мотивации достижения Дж. Аткинсона в дальнейшем подвергалась нескольким модификациям. Фитер попытался  учесть параметр восприятия собственной  ответственности за исход. Райнер разработал модель, в которой учитываются  особенности ориентации на будущее, атрибутивная модель мотивации была предложена Вайнером и др.

     Одной из современных когнитивных моделей, претендующих на обобщение разнообразных  явлений в области мотивации  достижения, является модель X. Хекхаузена, которая ближе к формальным теориям принятия решения и во главе угла ставит когнитивные процессы принятия решения.

     Модель  Хекхаузена является моделью "ожидание Ч ценность". В связи с этими  основными переменными рассматриваются  понятие "ожидание" (субъективная вероятность) и "побудительная ценность". Что касается понятий 

9

мотив и мотивация, автор в целом  основывается на взглядах Дж. Аткинсона  о мотиве, как целостной, обобщенной диспозиции и мотивации, как состояния, которое возникает при взаимодействии мотива и релевантных ему аспектов ситуации.

     Х. Хекхаузен с сотрудниками рассматривают  мотивационный процесс как взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) и особенностей ситуации. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению  к внешним (ситуационным) воздействиям. Мотив достижения - не статичное  свойство. Это динамическая система, которая может изменяться не только в ходе естественного развития, но и целенаправленно.

Информация о работе Взаимосвязь темперамента и мотивации достижения успеха