Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение  получили теория «государства всеобщего  благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д.

По мнению авторов  теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической  жизни, развитие социальных услуг и  т. д. привели к утверждению в  странах Запада «государства всеобщего  благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе».

Теории «политического плюрализма» утверждают, что в  демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В  таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой  являются результатом взаимодействия различных социальных групп. Как  целостная сложная система современное  общество представляет собой неразрывное  единство экономической, социальной, политической и духовной сфер жизнедеятельности  людей.

Единство этих сфер жизнедеятельности общества существовало не всегда. В течение длительного  периода своего развития люди не были подразделены на владеющих и не владеющих  собственностью, не знали социального  неравенства. В силу этого не было политической сферы жизнедеятельности  общества.

Однако такое  положение не могло сохраняться  до бесконечности. Па определенном этапе  истории человечества совершенствующиеся орудия труда закономерно разделили  людей на владеющих и не владеющих  собственностью. «...Невозможно себе представить, —- писал Ж.-Ж. Руссо, — чтобы это  понятие — собственность —  возникло иначе, как из трудовой деятельности, ибо мы не видим, что, кроме своего труда, человек мог внести в что-либо не им созданное, чтобы себе это присвоить» 

Ответ на вопрос №11 Ведущие направления  современной политической мысли

Политология как наука прошла длительный путь становления и развития. В  процессе развития общества политология  постепенно отделялась от философии, юриспруденции, этики, религии и других направлений  общественной мысли. 
 
В истории политологии можно выделить шесть основных этапов. 
 
1-й этап представлен мыслителями античности. Платон, Аристотель, Цицерон осуществляли поиск вариантов оптимальных форм правления, способных снять социальные противоречия в рамках государства, возникшего на основе традиций общинного равенства для обеспечения его целостности и конкурентоспособности. 
 
2-й этап представлен христианскими мыслителями – Августином Блаженным, Фомой Аквинским. Они теоретически обосновали божественное происхождение власти в христианском мире и ее функциональное назначение – несение блага. Искажение субъектами светской власти воли и закона бога означало нарушение прав христиан и предполагало возможность сопротивления власти. Церковь вела борьбу за приоритет духовной власти для создания системы гарантий реализации прав христиан. 
 
3-й этап связан с мыслителями эпох Возрождения и Реформации. Например, Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер разрабатывали концепции организации национальных государств, независимых от духовной власти Рима. В противоположность католической церкви эти мыслители доказывали, что человек не должен рассматриваться как грешник, он должен быть деятельным, активным. Основная задача власти должна заключаться в создании условий для проявления его созидательного духа. Единство духовного и материального начал в человеке отражается в процессе созидания, которое становится нравственной обязанностью гражданина перед богом и обществом. Результаты созидания закрепляются в собственности, которая начинает рассматриваться как вознаграждение за добросовестный и честный труд. Отсюда вывод – необходимо независимое национальное государство, создающее условия развития созидательной активности человека. 
 
4-й этап связан с именами мыслителей эпохи буржуазно-демократических революций. Б. Спиноза, Т. Гоббе, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо активно критиковали социально-политические привилегии дворянства и политические учреждения феодального государства. Политические порядки и институты власти, по их мнению, должны быть приведены в соответствие с естественными правами человека. Их реализация обусловлена гражданскими правами человека как субъекта собственности, хозяйственных связей. Интересы сохранения и развития этих связей диктуют необходимость заключения общественного договора, на основе которого создается государство. Оно должно использовать власть в соответствии с практическими нуждами и интересами граждан. Гарантия реализации интересов граждан – разделение властей на основе их взаимного сдерживания и контроля. Субъектами разделения властей должны стать исполнительная, законодательная и судебная власти. Представительную власть следует формировать на основе выборов. Результатом данного этапа развития стало образование республиканской формы правления, принятие таких важных исторических актов, как «Декларация независимости» в США (1776) и «Декларация прав человека и гражданина» во Франции (1789). 
 
5-й этап представлен мыслителями, пытавшимися понять последствия Великой французской революции для развития цивилизации. Теоретически обосновывается идея всеобщего развития на основе диалектических противоречий субъектов этого процесса. Процесс развития, как это представлялось И. Канту и Г.В. Гегелю, проходит определенные закономерные этапы, выход за их пределы представляется неразумным, нарушающим естественный ход истории. Для обеспечения закономерного развития необходимо найти компромисс между властью и обществом. Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, представляет собой сферу активности частного интереса граждан. Государство представляет собой более высокую степень развития, оно пытается реализовать общий интерес, снимая противоречия внутри гражданского общества Оптимальное взаимодействие между гражданским обществом и государством достигается, по мысли Гегеля, в рамках правового государства, которое объединяет общество в единое целое, сохраняя политическую целостность и возможность развития общества в определенных рамках цивилизации. 
 
6-й этап отражает противоречия развития товарно–денежных отношений, рыночного хозяйства и политическое противоборство конкурирующих классов. Данный период характеризуется появлением ряда течений идеологического характера: праворадикального – Ф. Ницше; консервативного – Л. Гумплович, М. Вебер; либерального – Д. Милль, А. Токвиль; демократически-утопического – Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Щ. Фурье; революционно-социалистического – К. Маркс, В.И. Ленин; революционно-радикального – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Противоречия этих течений заключались в вопросах приоритета интересов объекта или субъекта власти, элиты или массы в рамках единого политического целого. Политическая мысль правой ориентации отстаивает приоритет гражданских интересов элиты, а левой ориентации – интересы массы, направленные на реализацию своих естественных и гражданских прав посредством политического давления и борьбы за власть. 
 
При анализе современных политических доктрин необходимо отказаться от критического подхода и признать право на существование каждой, независимо от того, соответствует ли ее содержание нашим представлениям о политическом процессе или нет. Анализируя современные политические доктрины Запада, принято выделять несколько направлений политической науки в зависимости от страны или группы стран, имеющих свою общую специфику в исследовании политических процессов. Обычно принято выделять англо-американские, германские, французские школы политической мысли. 
 
Политическая наука Англии и Америки обогатила развитие политологии направлениями прагматизма и политического реализма. Вклад в разработку методик количественного измерения политических процессов очень значителен. В рамках американской политологии разрабатывалась концепция политического психоанализа, объявлявшего важнейшим фактором политического поведения психологическую мотивацию личности. Авторы данной концепции подчеркивали связь определенных типов личности с выполнением тех или иных политических ролей и исследовали влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности. Особое место в исследованиях американских политологов занимает проблема концентрации власти в руках лиц, имеющих особые достоинства и заслуги перед обществом. Согласно принципам и нормам демократии граждане делегируют властные полномочия меритократии, а роль демократии заключается в организации контроля над деятельностью лидеров. Заслугой американских политологов является разработка теории конфликта и согласия. Она основана на деятельности среднего класса, ценности которого способствуют достижению единства и целостности общества. Формируется представление граждан об обществе как о свободной ассоциации, в которой каждый обладает свободой и возможностью занять соответствующее место. Американская и английская политология активно занималась разработкой концепции всемирного общества, всемирного государства, теории конвергенции, т.е. сближения конкурирующих социально-политических систем и организации единой общемировой общности под эгидой и руководством Соединенных Штатов Америки. 
 
Политическая наука Германии ориентирована на разработку проблем «сильного государства», ограниченного демократией «здорового культурно-политического консерватизма». В данном направлении исходным тезисом является тезис о государстве как об организации, способной предотвратить хаос и анархию в обществе. Германские политологи, используя теоретическое наследие И. Канта и Г.В. Гегеля, рассматривают государство как носителя трансцендентального (божественного) разума и ценностей свободы гражданина. Государство должно обеспечить достойное бытие граждан, подавлять стремление к агрессии и самоутверждению посредством насилия. Характерной чертой развития германской политологии является исследование природы тоталитаризма, стремления лидеров к авторитарной власти, механизмов снятия внутренних конфликтов в развитии общества. Необходимость снятия и подавления конфликта определяет сущность и значение государства в рамках германской политологической школы. В условиях демократии государство становится правовым, расширяющим возможности самореализации личности посредством созидания. В то же время демократия и правовое государство являются гарантией защиты общества от авторитарного лидера или партии. 
 
Политическая наука Франции рассматривает проблемы взаимодействия личности и общества. Предметом политологических исследований становится человек, его свобода, его ценности и его отношения с властью. Взаимодействие между личностью и властью, согласно французской политологической школе, определяется институтами власти. Они выступают в виде объединений граждан, созданных для реализации определенной идеи. Политический институт может действовать в форме выборов, которые представляют собой систему оценки действующих субъектов власти и степени доверия к ним со стороны определенных групп избирателей. Политологическая мысль Франции сосредоточена на разработке теории общественного самоуправления, которое имеет глубокие традиции в политической жизни страны. Идеи самоуправления отражались в трудах французских социалистов-утопистов, в работах представителей анархо-синдикалистского и анархо-реформистского течений. Основной заслугой данного направления является анализ традиций и возможностей самоуправления на местном, региональном и на федеральном уровнях. 
 
Политическая наука Советского Союза в своем развитии активно использовала теоретическое наследие русских революционеров-демократов и классиков марксизма. Её представителей отличало тщательное изучение объекта власти и привлечение масс к участию в работе нижних звеньев аппарата управления. В политологических исследованиях усиленно разрабатывались вопросы теории ускоренного построения социализма и коммунизма под руководством партии и государства. Теория построения коммунистического общества основывалась на концепции «большого скачка» – возможности ускоренного экономического и социального развития страны на основе структурных реформ, осуществляемых под руководством централизованной и концентрированной политико-государственной власти. Влияние этой концепции оказалось настолько значительным, что переход общества к рыночным отношениям также осуществлялся по методологии «большого скачка». 
 
Становление политологии как науки связано с международным коллоквиумом, организованным по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На нем был сформулирован и принят специальный документ, в котором была предпринята попытка систематизировать и обнародовать составные элементы политической науки. Были выделены четыре блока этих элементов. 
 
1. Политическая теория: политическая теория и история идей. 
 
2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное и местное управление; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов. 
 
3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и работа в администрации; г) общественное мнение. 
 
4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в) международное право. 
 
В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой внесли существенный вклад в развитие политологии.

 

 

Ответ на вопрос № 12 Сущность, структура, и механизм реализации политической власти

1. Сущность  политической власти, ее признаки

Под властью понимается способность  и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное  место в политической науке. Любая  власть - это право и возможность  распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и  подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или  групповых интересов и воли посредством  их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями  его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов  над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много  разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного  властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность  распоряжаться, ограничивать свободу  путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп  и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью  авторитета, традиции, насилия.Власть - это: способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

производительная или преобразующая  способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов; система властных органов; лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;

знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи. Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).

В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др. По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.

По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.

По своему объему выступает как  семейная, национальная, международная  и др.

По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного  господства, физического насилия  и др.)Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в  этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных  общественных организаций, этнонациональных отношений и др.Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального  доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства  для распределения разнообразных  общественных ресурсов с учетом своих  интересов. Политическая власть характеризуется  реальной возможностью субъекта проводить  свою волю, выраженную в политике. Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты. Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.

Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как  способности и умения реализовать  функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать  политическую систему, формировать  цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти. Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.

Современные концепции власти можно  классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как  атрибут, качественное свойство влияния  субъекта. Во-вторых, это реляционные  концепции, описывающие власть как  социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном  уровнях.

Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания  и рассмотрения власти: бихевиористское (поведенческое): власть - особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

инструменталистское, воздействующее: власть - возможность использование  определенных средств, в частности  насилия;

структуралистское: власть - особый род  отношений между управляющими и  управляемыми, иерархический срез;

функционалистское: власть - способность  мобилизовать ресурсы общества для  достижения целей, признанных обществом;

конфликтное: власть - возможность  принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных  ситуациях;

телеологическое: власть - это достижение определенных целей, связанных с  мифами о власти;

коммуникативное: власть - феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных  потоков, деятельностью средств  массовой информации и коммуникации.

Источник власти заключается в  существующих в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает  решающее воздействие на сущность и  характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так  и в составляющих его общностях.

2. Типы лидеров  и их функции

Лидерство - руководство, лидерство, инициативность, ведущее, руководящее положение  отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, нации, цивилизации, обусловленное более эффективными результатами их деятельности и воздействия  на развитие общества в целом или  его различных составляющих и  сфер (экономической, научной, социальной).2) процессы внутренней самоорганизации  социальной группы, обусловленные индивидуальной инициативой ее членов;

3) способности, качества и поведение,  связанные с ролью группового  лидера, которое может присваиваться  индивидуумам на основе личных  качеств и опыта либо посредством  традиции и занимаемой позиции.

Сложная социально-политическая и  психологическая природа лидерства  обусловливает возможность классификации  этого феномена по различным основаниям. Так, по прежнему сохраняет свою актуальность типология, предложенная М. Вебером, в  основе которой лежит классификация  авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы" и "вызывать повиновение", Вебер дифференцировал  его на следующие типы.

Традиционное лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и  традициям (власть и функции племенных  вождей, шаманов, колдунов; монархическая  власть).

Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких  к сверхъестественным способностям вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: "Сказано…, а я говорю вам…".

Легально-правовое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В by [лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступает не как  индивид, от которого лично исходит  власть и влияние, а как агент  определенный государственной функции, проводник идей существующего правопорядка.

В коллективном исследовании американских политологов "Политическая психология, вышедшим под редакцией профессора М. ДЖ. Хермани, выделяются четыре ролевых  типа лидерства: "лидер-вождь", "лидер-коммивояжер", "лидер-марионетка" и лидер-пожарник".

"Лидер-вождь" определяет цели  и указывает своим сторонникам  направления их деятельности, дает  им обещания и увлекает за  собой. Он воспринимает как  признанный вождь. Этих политических  лидеров отличается собственное  видение действительности. У них  есть мечта, ради осуществления  которой они нередко стремятся  изменить политическую систему.  Для понимания этой формы политического  лидерства необходимо знать личные  качества человека, который возглавляет  своих приверженцев в движении  к поставленной цели.

"Лидер-коммивояжер" внимательно  относится к потребностям людей  и пытается помочь в их удовлетворении. Чуткое реагирование на потребности  и желания людей столь же  важны, как и способность убедить  их в том, что вы можете  помочь. Политические лидеры такого  типа в своей практике руководствуются  ожиданиями, пожеланиями, нуждами  своих избирателей.

"Лидер-марионетка" во многом  зависит от своего окружения  или выдвинувших его кругов. Он  является агентом группы, отражающим  ее цели и работающим от  ее имени. Чтобы понять, как  в данном случае осуществляется  руководящая роль, необходимо изучить  ожидания и цели сторонников.  Для "лидера-торговца" важна  способность убедить. Благодаря  ей люди "покупают" его планы  или идеи, вовлекаются в их  осуществление. Подчеркнутое значение  приобретают способности самого  политического лидера и та  стратегия, к которой он прибегает,  чтобы добиться поддержки своей  политики и ее осуществления.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"