Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

  • Педагогика
  • Политология

Ответ на вопрос №7 Эволюция взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на проблемы власти, государства и демократии

В своей книге Энгельс  высказал мысль о том, что «Морган  был первый, кто … попытался  внести в предысторию человечества в определенную систему». Эта система  состоит «из трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации. Каждую из этих двух первых эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень  сообразно с прогрессом в производстве средств к жизни».В период дикости  были изобретен лук и стрелы, благодаря  которым охота стала одной  из обычных отраслей труда. Варварство – период ведения скотоводства и  земледелия, период овладением методами увеличения производства продуктов  природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период введения дальнейшей обработкой продуктов  природы, период промышленности и искусства. Государство начинает формироваться в эпоху варварства вследствие разложения родовой организации общества. Какие причины, по мнению Ф. Энгельса, привели к разложению родового строя? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко рассмотреть те социально-экономические процессы, которые происходили на низшей ступени варварства. С этой ступени развития мы и начнем рассмотрение данного вопроса.Ф. Энгельс называл род «чудесной организацией». «Величие родовогос троя…проявляется в том, что здесь нет места для господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями».Разделение труда существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту добывает пищу и изготовляет необходимые для этого орудия труда. Женщина работает по дому. Каждый из них – хозяин в своей области и является собственником изготовленных и употребляемых им орудий. Общей собственностью является: дом, огород, лодка, т.е. то, что изготовляется и используется сообща. Но не везде было так. У некоторых наиболее передовых племен (арийцев, семитов и т.д.) главной отраслью труда было сначала приручение и лишь потом уже разведение скота и уход за ним. «Пастушеские племена выделились из основной массы варваров – это было первое крупное общественное разделение труда».Пастушеские племена производили больше, чем остальные варвары. Это сделало возможным обмен между членами различных племен. Главным предметом обмена был скот. Скот сделался товаром, посредством которого оценивались все другие товары, т.е. он приобрел функцию денег. Обрабатываемая земля в этот период оставалась еще собственностью племени и передавалась в пользование сначала роду, позднее самим родом – домашним общинам, наконец, отдельным лицам. В это время появился ткацкий станок и стала возможным плавка металлических руд и обработка металлов.Увеличение производства во всех отраслях привело к производству большего количества продуктов, чем требовалось для поддержания рабочей силы. Вместе с тем оно увеличивало ежедневное количество труда. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Ее доставляла война. Военнопленные превращались в рабов. «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».Стада из общего владения рода перешли в собственность глав отдельных семей. В семье произошла революция. Скот принадлежал мужчине; мужчине же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабы. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потреблении его, но не имела доли в собственности. Утверждением господства мужчины в доме, введение отцовского права, постепенный переход от парного брака к моногамии – все это создало трещину родовом строе. Отдельная семья стала силой, способной противостоять роду.На высшей ступени варварства человеку стало служить железо. Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях. Богатство быстро возрастало, но как богатство отдельных лиц. Возрастала степень разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная деятельность не могла уже выполняться одним и тем же лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли, земледелие и ремесло, возникает товарное производство и торговля, причем не только внутри племени, но и с заморскими странами. Благородные металлы начинают становиться всеобщим товаром – деньгами, их обменивают по весу.Различие между богатыми и бедными выступает наряду с различием между свободными и рабами, с новым разделением труда возникает новое разделение общества на классы. «Имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую домашнюю общину везде, где она еще сохранилась; вместе с ней исчезает и совместная обработка земли средствами этой общины…отдельная семья становится хозяйственной единицей общества».вследствие роста плотности населения становится необходимостью союз родственных племен, а вскоре делается необходимым даже их слияние и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию для всего народа. Военный вождь народа становится необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Война теперь становится регулярной. Богатство соседей возбуждают жадность народов. Грабеж им кажется более легким, чем труд. Война теперь ведется только ради грабежа. То же самое происходит и внутри общества. Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, как и его приближенных; установленное обычаем избрание их приемников из одних и тех же семей переходит в наследственную власть, закладываются основы наследственной королевской власти. Органы родового строя отрываются от своих корней и постепенно превращаются «в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа».1Мы подошли к порогу цивилизации, одним из признаков которой является возникновение городов и городской культуры (материальной и духовной). Усиливается разделение труда между городом и деревней, и возникает торговля. Третье разделение труда создает класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов. Этот класс «захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей».Вместе с купечеством появляются и металлические деньги. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежная ссуда, а вместе с ней – ростовщичество. Появляется также и земельное богатство. Право отдельных лиц на владение земельными участками становится наследственным. Вслед за этим появилась частная собственность на землю. Земля могла теперь стать товаром, который продают и закладывают. А с установлением собственности на землю была изобретена и ипотека. в  результате всех этих процессов происходила концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, в то время как основная масса населения беднела. Появилась новая аристократия, которая оттесняла на задний план старую родовую знать. И наряду с этим разделением свободного населения на социальные группы происходило увеличение числа рабов, первого в истории эксплуатируемого класса. Возникновение государства стало неизбежным.«Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством».«Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество…раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно». А чтобы эти противоположности не уничтожили друг друга, необходима сила, стоящая над обществом. И этой силой является государство. По сравнению со старой родовой организацией государство отличается: 
1) разделением подданных государства по территориальным делениям, т.е. гражданам предоставили осуществлять свои права и обязанности там, где они поселились независимо от того, к какому роду или племени они принадлежат;2) учреждение публичной власти. Она существует в каждом государстве и представляет собой вооруженную силу. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из тюрем и других принудительных учреждений, которые не были известны при родовой организации общества;3) налоги, которые необходимы для содержания этой публичной власти. Государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего. Однако это политическое признание различий в имущественном положении характеризует низшую ступень государственного развития. Высшая форма государства – демократическая республика, представляющая собой форму государства, в которой только и может быть доведена до конца борьба между пролетариатом и буржуазией.Итак, государство существует не вечно. На определенной ступени экономического развития в связи с расколом общества на классы государство стало необходимостью. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они возникли в прошлом. С исчезновение классов исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину в музей.«С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им...таким умелым, что это богатство неодолимой силой, противостоящей народу. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, если только прогресс не останется законом для будущего, каким он был для прошлого. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой стремятся опыт, разум и наука».

Политико-правовые взгляды К. Маркса 
 
Государство и право как часть идеологической надстройки общественно-экономической формации организации общества 
 
К. Маркс в своих произведениях рассматривал государство и право как надстроечные явления по отношению к базису, т.е. экономическим отношениям общества. Базис – это производственные отношения, зависящие от производительных сил. Маркс писал, что в ходе общественного производства своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политическая и юридическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данном способе производства, т.е. господствующего класса. При этом все способы производства являются прогрессивными.Маркс считал, что государство и право в качестве надстроечных институтов играют активную, относительно самостоятельную роль. Маркс отмечал, что если взять определенную ступень развития производства, то мы получим определенное гражданское общество. А если взять определенное гражданское общество, мы получим определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества. Таким образом, не только государство определяет гражданское общество, но и гражданское общество определяет государство. 
  Классовая сущность государства и права 
Маркс всегда придавал большое значение раскрытию классовой сущности государства и права.В процессе развития одна общественно-экономическая формация сменяет другую в результате борьбы классов и социальной революции. Это происходит тогда, когда постоянно развивающиеся производительные силы вступают в противоречие с существующими производственными отношениями. После изменения способа производства происходит переворот и в надстройке. 
Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы – это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее важной формой выражения классового самосознания является политическая партия.  
Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, где классовые противоречия не могут быть устранены без вмешательства третьей силы. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре одного класса. В результате борьбы между буржуазией и пролетариатом, рано или поздно, будет установлена диктатура пролетариата. И эта диктатура сама по себе станет переходом к уничтожению всяких классов и к обществу без классов, а значит, и без государства. Маркс считал, что государство в конечном итоге должно исчезнуть. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным.  
Но пока государство есть, класс, занимающий господствующие позиции в экономике стремится закрепить своё господство и в политике, завоевать государственную власть. Таким образом, государственная власть это организация, особый аппарат насилия господствующего класса. И этот класс навязывает через идеологию свои собственные интересы, которые она представляет как всеобщие. Поэтому, право – это возведённая в закон воля господствующего класса.В этом определении подчеркивается классовая сущность права, смысл которого: право выражает волю экономически и политически господствующего класса. Содержание воли господствующего класса, выраженной в праве определяется в конечном счете господствующим способом производства. В этом смысле, как писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, право не имеет собственной истории, ибо его история неразрывно связана с возникновением и развитием классового общества. Вместе с тем право, как и другие надстроечные категории участвует в историческом процессе. Классово-волевой характер права заключается в том, что оно не только активно воздействует на общественные отношения, но и содействует их закреплению, охране, развитию в интересах господствующего класса. В этом назначение права. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений: право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права.С помощью права правящий класс или правящие классы определённым образом регламентируют отношения и поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательного, охраняемого законом тот строй общественных отношений, который отвечает интересам этих классов. Маркс пишет, что представление о праве как отношениях равенства при буржуазном строе – фикция. Равенство формально. Реальной свободы нет. Отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства. Любопытные соображения о праве содержатся в «Критике Готской программы». Так как добиться сразу полного удовлетворения материальных потребностей, а значит, и полного материального равенства не удастся, будет действовать правило: «от каждого – по способностям, каждому по труду». Внешне это напоминает товарообмен при капитализме. Действует принцип эквивалента. Маркс пишет, что право этого периода (переходного периода диктатуры) остается втиснутым в буржуазные рамки, характеризует его как буржуазное. Тем не менее оно необходимо как регулятор меры труда и потребления. Лишь на высшей стадии коммунизма станет возможным «совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права».Таким образом, будет действовать принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Следовательно, необходимость в праве и государстве отпадет.

Ответ на вопрос № 8 Развитие марксисткой политической теории В.И.Лениным

Новый этап в развитии марксистской политической экономиисвязан с трудами В. И. Ленина, который творчески развил общую теорию политической экономии на базе нового исторического опыта общественного развития. Ленин создал учение омонополистическом капитализме (империализме), раскрыл его экономическую сущность и основные черты. На основе анализа действия неравномерности экономического и политического развития капитализма закона в эпоху империализма Ленин сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране, развил применительно к новой исторической эпохе марксистскую теорию социалистической революции.Величайший вклад Ленина в экономическую теориюмарксизма заключается в создании им основ политической экономии социализма. Он разработал цельную теорию о переходном периоде от капитализма к социализму, о путях построения социалистической экономики, о социалистической индустриализации, о социалистическом переустройстве сельского хозяйства путём производственного кооперирования крестьянских хозяйств, об экономической основе социализма, о формах и методах социалистического хозяйствования. Ленин развил марксистское учение о двух фазах коммунистического общества, о переходе от первой ко второй - высшей фазе, о сущности и путях создания материально-технической базы коммунизма, о формировании коммунистических производственных отношений. Ленин определил основное содержание современной ему эпохи как эпохи перехода человечества от капитализма к социализму, предвидел образование мировой системы социализма, которая будет оказывать решающее воздействие на всё мировое развитие.Разработка экономической теории марксизма В. И. Лениным состояла в том, что в XX веке капитализм перешел в свою новую и последнюю фазу, фазу монополистического капитализма. В процессе конкурентной борьбы вся хозяйственная деятельность, по мнению В. И. Ленина, ведется уже не мелкими предпринимателями, а крупными фирмами-монополистами. Монополизм в экономике приводит к изменению механизма ценообразования, когдапредприниматели начинают извлекать уже не просто среднююприбыль, а "монопольно высокую прибыль". Монополизм в экономике приводит к паразитированию монополистов-предпринимателей, затормаживает технический прогресс, приводит к обобществлению капитала на деле, хотя формально он по-прежнему находится в частных руках. Таким образом в самом капитализме уже созданы все хозяйственные предпосылки для коммунистического общества. По мнению В. И. Ленина, К. Маркс не учел только одного момента - социалистическая революция не может произойти одновременно во всех странах мира из-за того, что они развиты неравномерно. Поэтому необходимо совершить революцию в отдельно взятой стране (в России), а затем уже заняться подготовкой социального перехода в мировом масштабе.В.И Ленин детально разработал положение о диктатуре пролетариата, о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму,  о классах и классовой борьбе при социалистическом строе.В октябре 1917 года марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако по глубине анализа экономических проблем К. Маркс вряд ли имеет конкурентов среди теоретиков XIX века и этот факт признан профессиональными экономистами во всем мире, а марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли


 

Ответ на вопрос №9 этапы развития политической современности

Современный мир противоречив и динамичен. Его дифференциация является источником многообразия интересов  отдельных общностей людей, которые  воплощаются в политических идеях.Понятие  «политические идеи современности» используется для обозначения системы  взглядов, теорий, концепций, соответствующих  реальности ХХ века и выражающих отношения  к политической деятельности, государству  и политической власти.

Выделяются три уровня их функционирования:

  1. На концептуально-теоретическом уровне они представляют собою совокупность принципов, идеалов.
  2. На уровне политической практики – реализуются в деятельности групп интересов, включенных в борьбу за власть, поисков средств воздействия на нее, программах политических партий. В наши дни наблюдается усиление прикладного характера современных политических идей, их использования для решения конкретных социальных и экономических проблем.
  3. Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.

Чтобы объективно оценить  место, роль политических идей в общественной жизни, необходимо рассматривать их в контексте социально-экономического развития мира, страны, учитывать динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации  политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации. Важно учитывать, что традиционные идеи в своем развитии стремятся совместить верность базовым принципам и необходимость адаптироваться к меняющейся исторической реальности. Их анализ в контексте исторического развития:  
во-первых, позволяет выявить все многообразие реакции политических сил на динамизм социально-экономических процессов;  
во-вторых, определить новые возможности для взаимопроникновения или противопоставления политических течений.В процессе работы над темой вам необходимо: - выявить основные положения традиционных политических идей, проследить их приспособление к меняющейся исторической обстановке,  
- определить специфику идеологического процесса в России на современном этапе.

ПЛАН

  1. Либерализм и консерватизм. Модификации политических идей.
  2. Социал-демократия и марксизм в контексте исторического развития.
  3. Идеологический плюрализм – реальность современной России.

Раскрывая содержание первого вопроса, обратите внимание на исторические условия появления либеральных и консервативных идей, их противодействие и взаимопроникновение.

Становление классического  либерализма связано с эпохой буржуазных революций XVII – XVIII веков. Он появился как политическая идеология  буржуазии и провозгласил свободу  в качестве приоритетной ценности. Возникновение консервативных идей относится к рубежу XVIII – XIX веков. В этот период консерватизм выражал интересы земельной аристократии и выступал как феодальная реакция на французскую буржуазную революцию. В ходе исторического развития менялась его социальная база, и с конца XIX – начала XX века он превращается в идеологию буржуазии. Продуманному освоению материала поможет знание ключевых принципов современных политических течений. Выделим основные понятия каждого из них. Для либерального направления ключевыми выступают понятия: «свобода», «конкуренция», «плюрализм». Эти идеи пронизывают политическую и экономическую концепцию либерализма и остаются в качестве ключевых в течение почти двухсотлетней его истории. Однако со временем принцип классического либерализма (полная свобода рыночной конкуренции при невмешательстве государства в экономическую жизнь) пришел в противоречие с потребностями общественного развития. Поэтому была признана необходимость государственного регулирования, а в качестве важнейшего средства совершенствования капиталистического общества стали рассматриваться реформы. Для характеристики современной модификации классического либерализма используется понятие неолиберализм.

Наибольшее воздействие  на общественную жизнь либерализм оказал в 60-е годы ХХ века, затем его влияние  стало заметно ослабевать, он вступил  в полосу идеологического и политического  кризиса. Теоретики либерализма  предпринимают попытки обеспечить его возрождение путем соединения основных принципов с потребностями  современного этапа развития. Примером такого синтеза является, в частности, евролиберализм.

Консервативная идеология опирается на такие понятия, как «порядок», «власть», «традиция», «дисциплина». Ориентация консерватизма на авторитет, сильную власть и традиции создает ему нередко репутацию гаранта общественной стабильности и политического порядка. Необходимо учитывать следующее: во-первых, в реальной политической практике нет «чистого» консерватизма (принято выделять три его течения: либерально-консервативное, христианско-демократический консерватизм, авторитарный консерватизм); во-вторых, выступая с XIX века как альтернатива либерализму, он в ряде случаев придерживался сходных или достаточно близких позиций. Наиболее тесное сотрудничество сложилось в послевоенные годы, а в 80-е сформировался второй либерально-консервативный консенсус; в-третьих, практически сейчас на Западе нет самостоятельной либеральной или консервативной концепции.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"