Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

2.Возраст – младенчество, детство, подростковый, зрелый, пенсионеры… Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт (Кон, 1987, 1989). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль [18.].

3.Национальность –  этнические нормы. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр. [18.]

4.Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником» [18.].

5.Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений [18.].

6.Профессия. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.) [18.].

7.Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков интерперсональных отношений, позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль за проявлением своих эмоций [18.].

8.Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интер- персональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности . [18.].

9.Эмпатия. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтере- сованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность [18.].

По имеющимся исследованиям (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001) были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность [18.].

Составляющие прочных любовных отношений включают: принятие себя, высокую оценку друг друга, преданность, эффективную коммуникацию, реалистические ожидания, общие интересы и способность к конструктивному поведению в конфликтах [7.с.173].

Так же другие исследователи выделяют такие факторы (личность, условия, среда), влияющие на прекращение отношений (неудовле- творённость, развод), как:

1.личностный – происхождение, влияние родительского дома, социально-демографические признаки, психологические качества, физические и умственное здоровье и т.д. Пригодность, готовность к семейной жизни…

2.условия знакомства, характеристики предбрачного периода, мотивация брака.

3.проблемы связанные с экономической основой и жилищными условиями, несоответствие ролевых ожиданий и их реализации.

Духновский  С.В. выделяет следующие виды дисгармонии и связанные с ней напряжения в межличностных отношениях:

1.Эмоциональная дисгармония предполагает отсутствие эмоциональной стабильности в отношениях. Это происходит в силу преобладания удаляющих чувств (таких, как одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими (единство, общность, дружелюбие, добросердечие, уверенность в собственной правоте, признательность, самодостаточность, уважение, любовь) или гиперболизированной выраженности сближающих чувств.

2.Когнитивная дисгармония - связана с неточной, некорректной и порой неправильной оценкой, восприятием и пониманием людьми друг друга; с неадекватной интерпретацией своих отношений, что также приводит к нестабильности отношений. Под интерпретацией понимаем осмысление, понимание, оценку происходящего, объяснение его причин и следствий. Субъекты отношений испытывают дискомфорт из-за осознания того, что они действуют или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитьюдами и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков неясен или же неприемлем для них.

Подвидом когнитивной  дисгармонии выступает позиционная дисгармония. Она связана с рассогласованием, неупорядоченностью субъективных позиций (точек зрения, мнений в каком-нибудь вопросе) людей в континууме межличностных отношений, в основе которых могут лежать выраженные различия в индивидуальном (субъективном) жизненном опыте людей, ведущие к непониманию людьми друг друга, а также противоречия, различия в ценностных ориентациях и смыслах людей.

3.Ролевая дисгармония базируется на представлении о том, что роль - формы поведения (действия), ожидаемые от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным позициям. Это дисгармония, связанная с различными, несовпадающими ожиданиями людей относительно друг друга. Дисгармония возникает из-за несовпадения ролей людей в континууме отношений, а также когда поведение субъектов отношений не соответствует тем ролям, которые они должны исполнять в отношениях.

4.Коммуникативная дисгармония представляет собой рассогласование в общем информационном поле, несоразмерность (или отсутствие) обратной связи, образование коммуникативных барьеров, рассогласование в коммуникативных позициях и каналах передачи информации. Имеет место рассогласование во взаимных действиях участников общения, направленных на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения (отсутствие стабильности в инструментально-технологической стороне общения).

5.Дисгармония, связанная со структурой «Я» субъектов отношений. Это рассогласование между «Я»-желаемым и «Я»-воспринимаемым. Так, их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, при которой созидание себя невозможно или крайне затруднено. Л.В. Куликов (1997) отмечает, что и большое, и малое расхождение «Я»-воспринимаемого и желаемого мешает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноценности, неуверенности в себе, снижается активность, энергичность. При малом - имеет место чувство успокоенности, любование собой, что также может снижать активность, особенно направленную на себя, на самоизменения. Опасно оно и тем, что может вести к ослаблению социальной адаптации, напряжению в межличностных отношениях.

Переживание дисгармонии представляет собой ориентационный процесс, связанный с динамической сменой состояний и настроений человека и с психологической устойчивостью личности. Глубина, острота и динамика переживания определяется как внешними условиями - природными, физическими, социальными, так и психологической устойчивостью личности. Ориентационный процесс переживания реализуется (проявляется) в выборе определенной поведенческой стратегии в отношениях, а также в выборе позиции как относительно самого себя, так и относительно межличностных отношений в целом [8.с.104-105].

Как свидетельствуют  результаты экспериментальных исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей.

Если принцип подобия  у общающихся не проявляется, то это  говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии.» [18.].

Исходя из типологии  супружества (партнёрства), так же можно определять уровень удовлетворённости, наличие неудовлетворённости отношениями. Основываясь на системном подходе к изучению динамики отношений в супружеских парах, В.В. Кришталь и Г.П. Андрух [Кришталь, Андрух, 1996] предлагают следующую типологию супружества:

1.Гармоничный (идеальный) тип супружества: максимально высокий уровень социальной, психологической, социально-психологической и сексуально-поведенческой адаптации, которые приводят к супружескому синергизму, ощущению полного удовлетворения и счастья.

2.Дисгармоничный тип: изолированное или сочетаемое нарушение адаптации супругов.

2.1.Антагонистический вариант (у супругов имеются особенности личностной аномалии, которые резко ограничивают или делают невозможным достижение адаптации на всех уровнях супружеского взаимодействия).

2.2.Негативно-дополняющий вариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры.

3.Псевдогармонический тип супружества: наличие у обоих супругов психопатологии или сексуальной девиации, мнимой адаптации при имеющемся несоответствии личной и общественной морали и этики.

3.1.Псевдопозитивно-дополняющий вариант: супруги выступают по отношению друг к другу как патологически дополняющие партнеры, но такое патологическое дополнение способно обеспечивать относительную устойчивость брака.

3.2.Псевдосимбиотический вариант: у обоих супругов имеется психический инфантилизм и патологическая зависимость друг от друга.

3.3.Псевдосинергический вариант: отмечается мнимая адаптация супругов. Супружеская жизнь может быть внешне гармоничной, но мотивы ее носят отрицательный характер.

«Динамические причины» показывают тот момент, в который могут возникать те или иные неудовлетворённости в отношениях.

Так, исходя из стадий развития отношений, предполагается разные стороны  неудовлетворённости отношениями. Приведём стадии и возможные проблемы:

1.9.Стадия сближения [8.с.94 – 95], её основа – поиск и выбор партнёра. Факторы межличностной аттракции: внешние данные (пол, возраст, профессия, манера поведения и т.п.); требования определённого сходства между собой и партнёром; возможность включения в совместную деятельность. При неблагоприятных описанных сочетаниях факторов аттракции не возникает и общение не продолжается.

1.10.Стадия близости, её основа – становление пары. Включает в себя фазы: увеличивается частота встреч во всё более разнообразных ситуациях; поиск общества друг друга; становятся всё более открытими друг другу; начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга; начинают чувствовать, что благополучие каждого из них связано с устойчивостью и надёжностью их взаимоотношений; отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего. Это уровень близких, доверительных отношений. Здесь при потери каких-либо из перечисленных факторов происходит дисгармония в отношениях, что приводит к дальнейшим стадиям…

1.11.Стадия дифференциации, её основа – стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнёра, думать больше о реализации своих возможностей, чем о партнёрстве. Реализуется потребность в автономии, уникальности, неповторимости субъектов отношений.

1.12.Стадия отдаления, её основа – проведение границ между Я и Ты, стремление освободиться от партнёра, в конечном итоге расстаться. Изменяются суждения о поведении друг друга; взаимные оценки партнёров становятся ниже. Крайняя степень отдаления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпанности отношений.

1.13.Стадия распада отношений, в её основе – прекращение отношений.

Подходы к изучению неудовлетворённости: конфликтный и потребностный.

1. Подход конфликтный. Это все конфликты которые могут возникнуть между партнёрами, супругами, на разной почве.

В.П.Левкович и О.Э.Зуськова (1985) [1.с.526] приводят следующие причины конфликтов супружеских пар: в ролевой сфере – неоднозначное представление супругов о некоторых из семейных ролей; не удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции», в культуре общения, информированность супругов друг о друге, не совместное проведение досуга, неудовлетворённость потребности в духовном росте и совершенствовании.

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений