Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

- Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов. [11.].

- Аттракция, возникающая между мужчиной и женщиной, в некотором отношении имеет ту же природу, что и другие близкие отношения. Например, на выбор партнера влияет сходство (Whitbeck & Hoyt, 1994). Стиль общения также является важным аспектом межличностного поведения. Килан и его коллеги (Keelan, Dion & Dion, 1994) обнаружили, что люди, уверенно чувствовавшие себя в ситуации общения, выражали большую степень удовлетворенности такими отношениями и большую приверженность им, они больше доверяли партнеру, чем те, чей стиль общения был избегающим или амбивалентным. Среди тех, кто имел опыт романтических отношений, существовала слабая, но тем не менее очевидная тенденция увлекаться теми, чей стиль общения совпадал с их собственным (Brennan & Shaver, 1995). Таким образом, некоторые аспекты стиля межличностного поведения, берущего свое начало в детском опыте, продолжают сказываться и на взрослых романтических отношениях. [53.C.286]

- Симпсон и Генджестэд (Simpson & Gangestad, 1992) обнаружили, что люди различаются с точки зрения первичной мотивации в поиске романтического партнера: для одних важен секс, для других — близость. Это различие отражается в личностном измерении, называемом социосексуальностью. На одном конце шкалы оказываются люди с неограниченной социо-сексуальной ориентацией; они готовы вступать в сексуальные отношения при отсутствии и близости, и привязанности, и эмоциональной связи с партнером. На другом конце оказываются люди с ограниченной социо-сексуальной ориентацией; они убеждены, что сексуальные отношения должны быть основаны на близости, привязанности и эмоциональной связи партнеров. Кроме того, ограниченная социо-сексуальность ассоциируется с уверенным стилем общения (Вгеп-nan & Shaver, 1995). [53. C.287]

- модель процесса распада эмоциональных отношений, предложенная С.Даком [56.]. Он делит процесс распада на четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, социальную и фазу, получившую название фазы «отделки». Каждая имеет свою специфическую задачу, свои проявления, свой результат. [57.] Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в данных отношениях является неудовлетворяющим, идентификации своих проблем с определенными аспектами отношений, повышении уровня удовлетворенности партнером и отношениями с ним. В попытке достижения этих целей субъект повышает внимание к таким характеристикам своих эмоциональных отношений, как справедливость и ра-венство, увеличивается степень личностной атрибуции в описании им действий партнера, растет враждебность к партнеру, стремление оценивать и сравнивать его с другими людьми, появляются тенденции к обсуждению своих отношений с референтами, растет чувство вины и неопределенности, тревожность. Результатом прохождения первой фазы является решение об эксплицировании конфронтации с партнером.

Цели второй, диадической, фазы уже иные. Это, во-первых, конфронтация с партнером, а затем перестройка или прекращение отношений. В течение этой фазы в общении партнеров начинают преобладать негативные моменты, продолжается ухудшение состояния — все больше возрастает чувство вины, тревожности и т. д. Для этой фазы характерны приватные дискуссии между партнерами («выяснение отношений»), экспериментирование со своими отношениями, активный поиск новых форм, склонность к фантазиям о будущем. Все это направлено на поиск возможностей для перестройки и сохранения отношений в их новом варианте. Результатом может быть либо успех на этом пути, либо решение о прекращении отношений.

Задачами третьей фазы являются собственно прекращение отношений, информирование об этом значимых других и получение их «санкций», минимизация негативных (психологических и социальных) последствий прекращения отношений. На этой фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирениям, актуализируется сомнение и тревога по поводу своего будущего, страх одиночества и т. д. Одновременно активизируется тенденция к возложению на партнера ответственности за неудачу, партнеры становятся более общительны и болтливы. В результате они добиваются принятия факта прекращения их эмоциональных отношений окружающими людьми.

Фаза «отделки», протекание которой происходит наиболее индивидуально, посвящена реинтерпретации происходящего с целью создания наиболее благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. [57.]

- Л. Ли [58.]. Согласно  Л. Ли, выявляются пять стадий: осознание неудовлетворенности, выражение неудовлетворенности, переговоры, решение, трансформация. Каждый конкретный случай включает в себя либо полный, либо неполный набор фаз, причем последовательность их может меняться, некоторые появляются больше одного раза и т. д. (Такой индивидуальный вариант распада автор назвал сценарием.) Например, после фазы переговоров субъект может вновь вернуться на фазу осознания неудовлетворенности и начать процесс сначала. Другой вариант — непосредственно после выражения неудовлетворенности перейти к трансформации отношений. [57.]

 

1.6.Молодость и межличностные отношения

Так как в практической части исследования нашей проблемы будут участвовать люди молодого возраста, следует рассмотреть этот возраст, так как возрастная динамика имеет так же значительный вклад в неудовлетворённость межличностных отношений.

Периодом молодости  иногда называют позднюю юность (от 18 до 23 лет). Мы будим считать период молодости от 18 до 30 лет, когда деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной (профессиональной) и личной сферах.

Основное взросление происходит с 23 до 30 лет. Физиологически у 25% девушке половое влечение своего полного развития лишь к 26 – 30 годам, максимума 23 – 30 годам и у многих держится на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин половое влечение снижается к 45 – 50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня 25 – 30 годам, после чего наступает постепенный спад. Так, многие жёны до 30 лет жалуются, что их мужья в половом отношении слишком активны, а после 30 лет – на недостаточную половую активность мужей. [60.]

В двадцать один год человек  становится взрослым и полностью  ответственным за свои поступки. Начало взрослого бытия воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения и временность юности, начинают строить будущее. Во всех сферах начинается сильное жизненное стремление к экспансии. Важнейшей задачей для мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения. Если этот момент замедляется внешними обстоятельствами, то внутренне это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. В этой фазе человек должен развить соответствующую порцию творческих способностей. [59.]

Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения». [1.]

Серьезная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же время непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости разрушают живое чувство. Это описывают как исчезновение романтических настроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнера в быту и в период ухаживания. Причем кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних обстоятельств - социальных и экономических. [1.]

Содержание кризиса – это задача борьбы с привидениями, которые заполняют сознание ненужными ожиданиями, известными сознанию одного человека, но присутствующими совсем в другом варианте в сознании его партнера. [61.]

По Эриксону: кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком (Ericson, 1963).[62.]

 

1.7.Диагностика межличностных отношений

Для изучения проблемы межличностных  отношений существуют разнообразные  психодиагностические методики. В.Б.Быстрицкас и Г.Т.Хоментаускас [17,с.179] отмечают следующие основания для систематизации методик:

- на основании объекта  (диагностика отношений между  группами, внутригрупповых процессов,  диадных отношений и т.д.);

- на основании задач,  решаемых исследователем (выявления  групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

- на основании структурных  особенностей используемых методик  (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

- на основании исходной  точки отсчета диагностики межличностных  отношений (методики субъективных  предпочтений и др.).

При этом они отмечают: "...Оценка межличностных отношений  в разных подходах опирается на различные  психические детерминанты личности... Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует  от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика..." [17,с.181]. Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:

- диагностика межличностных  отношений на основе субъективных  предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест Дж.Морено а также ряд его модификаций - например, аутосоциометрические методики. [17,с.182];

- методики косвенной  оценки межличностных отношений.  Авторы отмечают, что это - самая  молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном - проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков - неразработанность и узость даваемой информации;

- методики наблюдения  и экспертной оценки интерпретации.  Акцент здесь дается на объективное  и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;

- диагностика индивидуальных  свойств, влияющих на межличностные  отношения. Созданы тесты и  шкалы для измерения таких  свойств, как стиль лидерства,  авторитарность, совместимость, тревожность,  личностные ценности и т.д.  Авторы выделяют две наиболее  удачные методики этой группы - "Калифорнийский психологический опросник личности" и методику Т.Лири. К сожалению, "...остается неясным, как соотносить разные уровни между собой..." [17,с.190];

- методики исследования  субъективного отражения межличностных  отношений. Большинство этих методик - проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных.

Итак, среди многочисленных методик и тестов для измерения, диагностики различных аспектов межличностных отношений существуют: Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщи- тельность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. методика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.

 

1.8. Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных  отношениях.

Изучения проблем неудовлетворённости  в межличностных отношениях может  существенно отражаться на понимании  и решении проблем отношений.

Л.Я.Гозман [57.С.161-163] приводит следующие аспекты «полезности» науки об эмоциональных отношениях для практики воздействия на них, которые существуют уже сейчас.:

- феноменология эмоциональных отношений изучена пока явно недостаточно, что отрицательно сказывается и на тех «имплицитных концепциях отношений», которыми пользуются в своей работе психологи-практики.

- знание психологических  законов эмоциональных отношений необходимо консультанту в процессе его подготовки к психокоррекционной деятельности, в частности в процессе обучения новым методам и приемам работы.

- глубокое понимание  психологических особенностей эмоциональных отношений, а значит, и развитие исследований этих проблем абсолютно необходимо тем, кто создает и апробирует новые психокоррекционные методы и совершенствует уже известные, а также тем, кто занимается профессиональной подготовкой консультантов.

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений