Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

- теории неопределенности, «Бергер (Berger) и Калабрис (Calabrese) в  70-ых гг. XX века, основываясь на  наблюдениях за начальным этапом  общения прежде незнакомых людей,  разработали теорию снижения  неопределенности, чтобы объяснить  повторяющиеся модели начальных этапов интеракции. Они отметили, что количество вербальной и невербальной информации, используемой в интеракции взаимно связано с неопределенностью, а неопределенность, в свою очередь, связана с такими условиями, как откровенность самораскрытия, внимание и стремление к получению информации». «В последнее десятилетие большой интерес представляет собой теория управления неопределенностью (uncertainty management theory; Brashers). Одним из ее интереснейших выводов является то, что некоторые индивиды сознательно стараются увеличить неопределенность при особых обстоятельствах: в случае, например, возможного серьезного заболевания». [15.]

Психоаналитический  подход объективных отношений. Реконстру-кция раннего развития, предложенная в теории объектных отношений, имеет значительную объяснительную ценность при рассмотрении личности взрослого и паттернов его отношений. [51.] Термин "объект" используется в связи с понятием влечения. Объект (предмет, человек в целом, частичный человек, фантазия) служит для удовлетворения потребности, снятия напряжения, вызванного ею. Объектное отношение означает взаимо- зависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние - объектов на личность.

Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутри психических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и фрустрации со стороны объекта прочно запоминается. В начале жизни объект воспринимается в связи с либидным удовлетворением: инстинктивные влечения должны искать удовлетворение и как можно скорее находить объекты и становиться зависимыми от объектов в контексте уже сложившихся отношений.

В топографической модели Фрейд подчеркнул патологическое влияние  травматического опыта в отношениях с объектом. Там же он показал, как бессознательные желания и фантазии могут превращать нейтральные отношения с объектом в травматические, оставляя тревожные и разрушительные воспоминания. Беспомощность и зависимость ребенка обусловливают детское ощущение опасности и потребность быть любимым, которые ребенок проносит через всю свою жизнь [50.]

Теория объектных отношений  в психоанализе разрабатывались  Кляйн, Малер, Ферберн, Кернберг, Кохут, Мастерсон и другие, они почёркивали  важность взаимоотношений между Я и объектами как главного организующего принципа человеческой жизни, источник здорового или аномального развития [71. с.66.]

 

1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений

А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский межличностные отношения рассматривают в категории общения. В то время как общение эти авторы рассматривают, как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. И в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и, наконец, перцептивную (взаимовосприятие). Но межличностные отношения на наш взгляд имеют более широкое содержание, и общение является важнейшей частью отношений, без которого невозможны межличностные отношения, но не исчерпывающей. Общение – это способ и средство взаимодействия, отношений.

Психология  отношений В.Н.Мясищева. У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе [49.].

Кузьмин Е. С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. выделяют шесть наиболее информативных факторов позволяющих выделить общие характеристики отношения человека к человеку[27.]..

1.Направленность – она может быть с положительным полюсом (дружественность, открытость, тактичность, симпатии, стремления принести пользу другому человеку, альтруизм), а так же с отрицательным полюсом (причинения вреда, унижения, бесцеремонность, скрытность, антипатии, эгоизм). Таким образом, происходит  координация либо как конфронтация собственных интересов субъекта с интересами другого человека.

2.Интенсивность – она определяется заинтересованностью другим человеком, степенью актуализированности отношения к нему. Включает: эмоциональную привязанность; вдохновение; эмоциональную поддержку; реальную помощь; привлечение внимания к себе; стремление к простран- ственно-временной и функциональной близости с партнером. Этому единству противопоставляется: безразличие, нейтральное отношение, пассивность, уход.

3.Экс-интериоризация  в отношении - отношение субъекта либо определяется соотношением его интересов с интересами партнера (интериоризация), либо определяет это соотношение (экстериоризация). Тенденция интериоризации характеризуется: рефлексивностью; искатель- ностью; стремлением выяснить характер отношений; скрытностью. Тенденция экстериоризации: директивности, стремления доминировать,  бесцеремонности, открытости.

4.Сдержанность—экспансивность - объективный либо субъективный характер интересов человека и способом достижения этих интересов. Сдержанность в отношении: субъективная независимость; ограничение общения, самоконтроль. Экспансивность включают элементы: навязчивости, эмоциональной экспансивности, нерациональности.

5.Амбициозность—утилитаризм. Амбициозность (претенциозность, конфликтность,  стремлением к выяснению и изменению отношений) – выдвижение человеком своих интересов далеко за пределы реальных возможностей соотношения их с интересами партнера, а утилитаризм (лесть; расчетливость; неискренность, удовлетворенность отношениями и их сознательном использовании) – сужение области общих интересов до удовлетворения своих конкретных, определенных, часто предметно ограниченных целей.

6.Дистанционная  тенденция в отношении – это стремление сблизиться с другим человеком (желание понравиться, заинтересовать; стремление «возвысить себя», обратить на себя внимание; кокетство) и избегание другого человека (стремление разорвать отношения; уступчивость; бездействие)[27.].

Выделенные шесть характеристик, Кузьмин Е.С., Бардиер Г.Л., Марьяненко А.П. [27.].делят ещё на две группы:

1.тенденции субъекта во взаимоотношениях (направленность, интенсивность, экс-интериоризация). Содержательные характеристики отношений;

2.собственные интересы субъекта в отношении, их определение и выражение (сдержанность — экспансивность, амбициозность—утилитаризм, дистанционная тенденция). Стилевые характеристики отношений.

 

1.2 Межличностные отношения: определение понятий

Г.М.Андреева пишет, что  межличностные отношения существуют внутри различных форм общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и иных разновидностей).

Межличностные отношения возникают  на основе фундаментальной потребности человека в принадлежности (к общности, находится рядом с людьми) и любви, т.ж. общении, быть признанным и принятым, потребность в одобрении, признании, авторитете…

Вообще, отношение – это 1.) относиться. 2.) cвязь, касательство, участие. 3.) Взаимное общение, связь между кем-чем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве.

Идея отношения богата потенциальными смыслами. Она включает в себя идеи целостности, субъектно-объектной связи, активности, развития, актуальности-потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества [8.с.79].

Таким образом, под отношениями  часто имеют в виду состояние, характер действий, переживаний и  установки.

Отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. На основе этого, отношение может быть:

А) бесстрастным – не препятствует адекватному отражению, но не достаточно для глубины его;

Б) страстным – содействует глубине  и богатству отражения;

В) пристрастным – искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным [8.с.81].

«Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают  в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения» [14.]

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.

Отношения межличностные — объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения определяют психологические особенности, степень интенсивности и "знаковую" направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей. [64.]

Межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. [63.]

«Где бы мы ни встречали людей, мы видим, что они живут в группах, разве что только отдельные люди были, например, искусственно или по причине безумия изолированы от общества» - пишет А.Адлер. То есть человек всегда с кем-то вступает в контакты, общается и налаживание межличностных контактов, общения является важным в жизни человека, на столько что иначе человек или деградирует или становится вне общества…, так как чувство общности является фундаментальной потребностью после удовлетворения физической потребности.

Итак, межличностные отношения – это объективная взаимосвязь, которая субъективно переживается субъектами отношений.

Далее рассмотрим, какие возможны проявления, характеризующие межличностные  отношения, которые выражаются в  понятиях: близость, интимность, романтика. Это сделано для того, что бы определить форму межличностных отношений какую мы нацелены исследовать.

Близость — одно из важнейших оснований и характеристик позитивного полюса отношений типа "симпатия — антипатия", определяющая причина и одновременно следствие сложившихся и относительно устойчивых аттракционных взаимосвязей между людьми.[64.]

Э. Эриксон рассматривает  близость как способность одного человека заботиться о другом, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

В социально-психологическом  плане понятие "близость" является практически антонимом понятия "социальная дистанция". По сути дела, в первом случае речь идет о системе взаимоотношений и межличностного взаимовосприятия, построенных в логике идентификации и приязни, а во втором — конфронтации, своего рода межличностного противостояния и отчуждения. Формы проявления близости могут быть различными как по психологическому содержанию, так и по степени выраженности, эмоциональной насыщенности.

Близкий – находящийся неподалеку, в небольшом расстоянии. Недалекий по времени. Коротко знакомый, связанный дружескими отношениями, взаимной симпатией. Отвечающий интересам, взглядам, по душе. Имеющий свободный доступ, вхожий куда-нибудь.[66.]

Снинонимы понятию  «близкий»: ближний, близлежащий, граничащий, окрестный, пограничный, порубежный, прилегающий, прилежащий, смежный, сопредельный, соприкасающийся, соседний, родной, родственный, сродный, причастный, прикосновенный; приближенный.

Э. Фромм, пишет: "есть лишь одна форма близости, которая  не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости" [22.]

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений