Эмоциональные аспекты межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.
Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1
Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4
1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5
1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7
1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11
1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13
1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18
1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23
1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25
1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26
1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26
1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28
1.6.Молодость и межличностные отношения……………………………………Ст.43
1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44
1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46
Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47
Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48
2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48
2.2.Описание развития исследования…………………………………………….Ст.
2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.
Выводы……………………………………………………………………………..Ст.
Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.
Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.
Заключение…………………………………………………………………………Ст.
Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.
Список литературы………………………………………………………………...Ст.
Примечание 1 (анкета)
Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)
Примечание (краткое определение встречающихся понятий)

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Эмоциональные аспекты межличностных отношений.doc

— 611.00 Кб (Скачать документ)

Эмоциональные аспекты межличностных отношений

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….....Ст.1

Глава 1. Теоретические основы исследования……………………………….Ст.4

1.1.Теории межличностных отношений…………………………………………..Ст.5

1.1.1.Зарубежные теории межличностных отношений…………………….Ст.7

1.1.2.Отечественные теории межличностных отношений…………………Ст.11

1.2.Межличностные отношения: определение понятий…………………………Ст.13

1.3.Перцептивные стороны межличностных отношений. Аттракция в межличностных отношениях…………………………………………………………….Ст.18

1.4.Проявление эмоционального аспекта в межличностных отношениях……...Ст.23

1.5.Дисгармония как результат неудовлетворённости в межличностных отношениях………………………………………………………………………………..Ст.25

1.5.1.Понятие «дисгармония»………………………………………………..Ст.26

1.5.2.Понятие «неудовлетворённость»……………………………………...Ст.26

1.5.3.Причины неудовлетворённости и дисгармонии в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.28

1.6.Молодость и межличностные  отношения……………………………………Ст.43

1.7.Диагностика межличностных отношений……………………………………Ст.44

1.8.Значимость исследования проблем неудовлетворённости в межличностных отношениях……………………………………………………………………………….Ст.46

Выводы……………………………………………………………………………...Ст.47

Глава 2.Эмпирическое исследование………………………………………….Ст.48

2.1.Методика исследования……………………………………………………….Ст.48

2.2.Описание развития  исследования…………………………………………….Ст.

2.3.Предикаты неудовлетворённости……………………………………………..Ст.

Выводы……………………………………………………………………………..Ст.

Рекомендации……………………………………………………………………....Ст.

Выводы (общие)……………………………………………………………………Ст.

Заключение…………………………………………………………………………Ст.

Глоссарий…………………………………………………………………………...Ст.

Список литературы………………………………………………………………...Ст.

Примечание 1 (анкета)

Примечание 2 (пилотажное исследование причин и сравнение выборок)

Примечание (краткое определение  встречающихся понятий)

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе делается попытка дать причины нарушений отношений в близких межличностных связях людей, что впрочем, не избавляет нас от субъективности.

У человека родившегося  в нашем обществе всё начинается с эмоционального общения, потребность в котором сопровождает на протяжении всей жизни. И каждый раз при смене в развитии ведущие потребности, необходимость в эмоциональном общении всегда остаётся, только лишь меня свои формы выражения.

Эмоциональные аспекты межличностных отношений – решающие факторы взаимодействия (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия). Как бы рациональны не были бы отношения с партнёром, если вы испытываете, друг к другу неприязнь, то  наверняка будете поддерживать отношения, а если будете, то это будет причинять множество неудобств, неудовлетворённости.

Мы будем изучать  в данной работе такие эмоциональные  аспекты межличностных отношений, как неудовлетворённость.

Об актуальности данной проблемы уже говорит то, что наиболее частым поводом для обращения за психологической помощью являются люди с проблемами связанными с неудовлетворённостью в межличностных отношениях (конфликты, кризисы, сложности в личных и семейных отношениях.). Это может быть неудовлетворенность качеством имеющихся отношений, угроза их распада, уже осуществившийся разрыв, сомнения в выборе или в избраннике, измена - реальная или мнимая. Это может быть череда неудачных контактов, союзов, встреч, а также необъяснимое запустение личной жизни, одиночество, изоляция от внешнего мира - как добровольные, так и вынужденные. На этой почве происходит разрушение отношений и если молодые люди уже состоящие в браке, то у них возникают мысли о разводе.

К тому же на протяжении всей истории развития человечества существовали проблемы во взаимоотношениях между полами.

Дисгармонии в межличностных  отношениях близких людей может  определённо влиять как на социальное поведение человека, на его здоровье, так и на его психическое состояние, что в целом может отражаться через человека на жизнь общества. Как считают Б. Блюм, С. Ашер и С. Уайт [55.], «не вызывает сомнения связь между дезорганизацией отношений в семье, с одной стороны, и психическими и эмоциональными расстройствами, с другой»[55.]. Несмотря на актуальность данной темы, в психологии уделяется мало внимания нарушениям в близких межличностных отношениях, неудовлетворённости этими отношениями. Как правило, данные отношения чаще рассматриваются в рамках семьи или коллектива, в особенности в отечественной психологии, в меньшей степени принимаются в расчёт ещё «не оформленные», т.е. другими словами мало уделяется внимания отношениям полов, которые не зарегистрированы социальными институтами.  Так же следует обратить внимание на то, что большинство исследований по разводам и неудовлетворённости либо удовлетворённости в супружеских отношениях были проведены в период 70-х и начала 90-х годов ХХ в., в дальнейшем работы на данные темы копируют проведённые исследования. Как известно мы вступаем в новое информационное общество, что меняет многие прошлые традиции, происходит сглаживание культурных различий и т.п., тем более уже тогда (в 80-90 г.) начинали говорить о разрушении «традиционной» семьи, о кризисе института семьи.

Молодые люди, оказавшиеся  неспособными создать прочные отношения и добротную семью, попадают в условия психической травматизации, невротизирующая роль которой распространяется на ближних. В распавшейся или конфликтующей семье создаются предпосылки для неправильного психического развития детей. Дети из таких семьях чаще других оказываются неспособными на создание в будущем прочной и благополучной собственной семьи.

Фундаментально разрабатывали  многие проблемы психологии межличностного взаимодействия отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.Н.Мясищев, В.Н.Куницына и др.

Психологические механизмы, обеспечивающие процесс развития межличностных  отношений, изучали К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, Л.И.Анцыферова, А.А. Бодалёв, Т.П. Гаврилова, Л.В. Жемчугова, Г.А. Ковалёв, Н.В.Крогиус, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская, В.А. Петровский, А.А. Леонтьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, и др.

Зарубежные исследовали: Г.Л.Бардиер, К.Хорни. Т.Лири. М.Эрджил [24.] М.Арнольд [25.] Р.Акоффа и Ф.Эмери,.[33.] Г. Клаус.[34.]  К.Томас.[38.] Р. Бэйлс [39.] и другие.

Так же можно привести следующие исследования и работы: А.А.Корник, Е.А.Корник – диагностика  удовлетворённости в значимых отношениях (1988); А.М.Швец, Е.А.Могилёвкин, Е.Ю.Каргаполова (2004) – мотивация вступления в  брак и её влияние на кризис будущей семьи; Martin и Bumpass (1989), Norton и Moorman (1987) – исследования влияние возраста и уровня образования супругов на развод; Cleek и Pearson (1985) – исследование разведённых людей, их причин разрыва отношений, и др.

Целью исследования является изучение причин неудовлетворённости межличностными отношениями у людей первого периода зрелости.

Общая гипотеза

Гипотеза пилотажного исследования заключается в том, что внутренние (личные) причины нарушений в отношениях доминируют над внешними (среда).

Гипотеза исследования «молодых пар» заключается в том, что партнёры в близких отношениях склонны видеть причины дисгармонии  в личности.

Объектом исследования выступают испытуемые первого периода зрелости (от 18 до 25 лет) проживающие в России и Казахстане. Т.ж. молодожёны – от начала отношений до 1-го года в браке, проживающие в Кургане.

На уровне межличностных  отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". В нашем исследовании будет использоваться система "личность - личность".

Предмет исследования близкие межличностные отношения.

Задачи исследования:

1.Анализ литературы  по изучаемой проблеме. В том  числе сопоставления данных изучения  ситуаций являющихся разрушением  отношений, таких как: мотивы  и причины вступления в отношения, неудовлетворённость в процессе отношений и развод или прекращение отношений – в каждой из ситуаций присутствует неудовлетворённость.

2.Разработка анкеты  «Причины неудовлетворенности межличностными  отношениями».

3.Выявление различия в оценки причин неудовлетворенности отношениями у студентов, обучающихся в России и Казахстане.

4. Выявление причин  неудовлетворённости в отношениях  у молодых пар.

Методы исследования: ОМО, СОМО, Лири, анкета «Причины неудовлетворённости межличностными отношениями».

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе причин неудовлетворённости отношениями и выявлении психодиагностических возможностей.

Практическая  значимость работы определяется тем, что результаты могут иметь выход в практику брачно-семейного психологического консультирования, могут быть использованы для оптимизации близких и супружеских отношений, а также улучшить подготовку молодёжи к браку.

Под неудовлетворенностью межличностными отношениями по- нимаем: ситуацию, когда происходит депривация реализации каких-либо потребностей, стремлений, желаний, которые ожидаются от межличностных отношений, от других людей, в результате чего возникает переживание отрицательного отношения, которое может выражаться так же в виде недовольства, желании удовлетворить или желание показать неодобрение сложившейся ситуацией, в желании прекратить отношения в виду их «бессмысленности» или если они дают «противоположный эффект» (не тот, какой хотелось бы, «отрицательный»).

Неудовлетворённость в  межличностных отношениях может иметь как осознанный, так и неосознанный характер, что может влиять на степень разрешения и понимания неудовлетворённости.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования

 

“Известно множество  различных 

интерпретаций того факта, что индивид

 ищет общество себе подобных”

[28. С. 61].

 

Мы свободны перед  собой в своей ответственности  за свою жизнь, осознавая это мы ввергаем себя в экзистенциальную изоляцию. Мы расплачиваемся за свою индивидуальность, автономию, независимость и самоконтроль своим одиночеством. Выйдя из общности определённой природой, из некого «стада», выделившись и решивши идти своим собственным путём человек, стал одиноким скитальцем в бесконечных просторах природы и просторах взаимоотношений с другими скитальцами. Видимо буддийские монахи и другие религиозные люди востока, да и не только…,  пытаются соединиться с природой, стать единым с ней, что возвращает человека в мир который его и породил, достигая целостности и гармонии. Но люди в большей части своей дисгармоничны, и гармония обесценивается, так как она замыкается сама в себе. Человек – существо экспериментирующее, что уже содержит в себе не гармоничность, стремление что-то менять, открывать, узнавать, двигаться и развиваться.

Кто-то принимает своё одиночество, кто-то пытается его преодолеть с помощью каких-либо отношений, так некоторые компенсируют одиночество через зависимые отношения, которые сами называют любовью (тут не идёт речь о любви вообще, а как известно существует различные виды «любви», которые, если так можно выразится, отражают «симптоматику» субъекта отношений, но эта проблема уже отдельной беседы).

Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество. Люди заданные такой целью, так или  иначе разочаровываются и осознают что отношения ни чего не изменили. М.Бубер выделил два типа отношений: "Я-Ты" и "Я-Оно". Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Бубер противопоставляет "Я-Ты" отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Основной способ переживания "Я-Ты" отношений - диалог. [42.]

Итак, в первой главе мы для начала приведём известные в психологии теории межличностных отношений. Потом дадим определения понятию «межличностные отношения», и разберем то, что туда входит, какие виды отношений мы знаем. Далее остановимся на конкретной теме нашего исследования неудовлетворённости в межличностных отношениях. Приведём виды диагностики межличностных отношений. Так же укажем значимость исследований данной темы.

 

 

 

1.1 Теории межличностных отношений

 

"Счастье  только тогда настоящее, 
когда есть с кем его разделить" 
...из фильма "В диких условиях"

 

Впервые в отечественной  литературе межличностные (меж-персональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Е.С. Кузьмин, Г. Л. Бардиер, А. П. Марьяненко [27.] исследующими тему «Эмпирические  характеристики отношения человека к человеку», пишут: «Наиболее широко в описании и измерении отношений  в литературе представлен аттитьюдный  подход [23.], где личные отношения рассматриваются как тенденции воспринимать, оценивать другого и действовать в отношении его определенным образом. Психологическая классификация отношений К.Хорни построена на тенденциях «к», «против» и «от» другого человека. Критериями социально-психологической классификации Т. Лири являются два вида связей между людьми: сила (доминантность—подчинение) и принятие (вражда—любовь). В экспериментальном исследовании М.Эрджила [24.] интерперсональные аттитюды измерялись сходными параметрами: «выше—ниже» и «любовь — нелюбовь». Описывая эмоции в их связи с личностью, М.Арнольд делит их на любовь и ненависть, которые могут быть либо импульсивными, либо являться эмоциями сопротивления.[25.] Эмоционально-чувственная сторона отношения широко представлена в социометрическом подходе, где речь идет о «сгустках эмоционального отношения», на основе которых возникают симпатии и антипатии [26.] Исследования отношения человека к человеку представлены в литературе достаточно разнообразно. В описаниях отношений используются понятия потребностей, интересов, тенденций, эмоций, активности, действия, чувств, оценок, интерпретаций и т. д. Изучаются различные аспекты отношений: тенденциозный, чувственный, когнитивный, поведенческий. [27.].

Информация о работе Эмоциональные аспекты межличностных отношений