Управление дошкольным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание

Дошкольное образовательное учреждение – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………
2. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА……………………………………..
3. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ……………………..
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………..
5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………….
5.1. Коллективный договор ДОУ: содержание, порядок заключения и исполнения………………………………………………………………..
5.2. Порядок заключения трудового договора, изменения, прекращения (расторжения) трудового договора………………………
6. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………..
7. ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...
8. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРАВИЛА И НОРМЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ…………...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)


 

План

 

1. Правовое  положение трудового коллектива  дошкольного учреждения…………………………………………

 

3

2. Основные  документы, определяющие основные  положения трудового права……………………………………..

 

6

3. Принципы  и формы участия трудового  коллектива в управлении дошкольным учреждением……………………..

 

8

4. Основные  правила внутреннего трудового  распорядка в дошкольном учреждении……………………..

 

11

5. Основные  виды договоров и соглашений  в дошкольном учреждении………………………………………….

 

16

5.1. Коллективный договор  ДОУ: содержание, порядок заключения и исполнения………………………………………………………………..

 

16

5.2. Порядок заключения  трудового договора, изменения, прекращения  (расторжения) трудового договора………………………

 

17

6. Документы,  необходимые для оформления трудовых  отношений………………………………………………..

 

22

7. Вопросы дисциплины труда в дошкольном учреждении, современные формы и методы по укреплению трудовой дисциплины…………………………...

 

 

24

8. Вопросы  охраны труда работников дошкольных  учреждений, правила и нормы по  технике безопасности и производственной  санитарии…………...

 

 

27

Практико-ориентированные  задания…………………………

31

Список  использованных источников………………………...

37


 

 

1. Правовое  положение трудового коллектива  дошкольного учреждения

 

 

Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием.

Дошкольное образовательное  учреждение – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную  программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачами дошкольного  учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в  уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Система дошкольного  образования включает в себя:

- участников образовательного  процесса при реализации образовательной  программы дошкольного образования;

- образовательную программу  дошкольного образования;

- учреждения дошкольного  образования;

- иные учреждения образования,  реализующие образовательную программу  дошкольного образования;

- иные организации,  которым в соответствии с законодательством  предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

- индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством  предоставлено право осуществлять  образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

- государственные организации  образования, обеспечивающие функционирование  системы дошкольного образования;

- республиканские органы  государственного управления, иные  государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования [3].

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

Научное управление дошкольным учреждением базируется на знании и  использовании объективных законов и закономерностей как самого объекта, так и теории научного управления. Эти законы и закономерности многообразны, они охватывают области идеологических и правовых отношений, организации детского учреждения и системы воспитания, труда и управления, физиологии, психологии, педагогики.

В дошкольных учреждениях  характер взаимоотношений между  элементами системы управления осуществляется между коллективами – «взрослые  – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления.

13.01.2011 Президентом Республики  Беларусь был подписан Кодекс  Республики Беларусь об образовании  (далее – Кодекс об образовании), который вступил в силу с 01.09.2011.

Этот законодательный  акт, имеющий статус закона, является первым в Республике Беларусь кодифицированным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области образования.

В данный период приводятся в соответствие с Кодексом об образовании  и другие акты законодательства, закрепляющие порядок и правила осуществления деятельности в области образования, а также принимаются новые нормативные правовые акты в этой сфере регулирования общественных отношений во исполнение норм названного кодекса.

В главе 6 Кодекса об образовании (ст.50-54) закреплены нормы, устанавливающие правовой статус педагогических работников и иных работников учреждений образования.

Педагогическими работниками  признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют  содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Педагогическую деятельность могут осуществлять только физические лица на основании трудового или гражданско-правового договора, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Порядок назначения (освобождения) на должности педагогических работников определяется Кодексом об образовании и иными актами законодательства.

Учреждение дошкольного  образования является юридическим  лицом, основной функцией которого является осуществление образовательной  деятельности.

Учреждение дошкольного образования может быть государственным и частным [3].

Создание, реорганизация  и ликвидация учреждения дошкольного  образования осуществляются в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь. В случае прекращения  деятельности учреждения дошкольного образования его учредитель принимает меры по обеспечению перевода воспитанников в другое учреждение дошкольного образования.

Основные направления  деятельности дошкольных учреждений любого типа: защита ребенка от всех форм физического  и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Каждое дошкольное учреждение может стать самостоятельным  и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может  выбрать приоритетное направление  своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом) – организовать дополнительные услуги.

 

2. Основные  документы, определяющие основные  положения трудового права

 

 

Нормативно-правовое обеспечение  – это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Основные задачи нормативно-правового  обеспечения:

- правовое регулирование  трудовых отношений, складывающихся между работодателем и другими сотрудниками ДОУ;

- защита прав и законных  интересов работников, вытекающих  из трудовых отношений.

Примерный состав таких  документов приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном  учреждении

 

Уровень

Наименование  документов

Международный

Декларация прав ребенка, материалы ООН и др.

Государственный

Конституция, Трудовой кодекс, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в  действующем законодательстве (например: в части государственных требований в сфере дошкольного образования) и др.

Отраслевой

Организационно-распорядительные документы министерства образования

Областной

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти областного самоуправления

Районный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти районного самоуправления

Учреждения

Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения и  т.п.

Рабочего места

Должностная инструкция, трудовое соглашение и др.


 

Основными документами, определяющими основные положения  трудового права работников дошкольного  учреждения являются Гражданский кодекс, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Кодекс об образовании и Положение об учреждении дошкольного образования.

Гражданский кодекс определяет правовые основы деятельности юридических лиц и ее документирования, например содержит требования к содержанию устава и учредительного договора.

Трудовой кодекс Республики Беларусь используется руководителями дошкольного образовательного учреждения при составлении документов по личному составу: приказов, должностных инструкций, трудовых книжек. Неправильное оформление документов по личному составу сопряжено с возникновением конфликтов, рассмотрением исков в суде. В связи с этим особо важное значение имеет учет норм законов о труде при составлении приказов о назначении кадров, об увольнении, об административных взысканиях [12].

Законы об образовании  предусматривают выбор образовательных (основных и дополнительных) программ, оказание дополнительных образовательных услуг, самостоятельный выбор разработку педагогических технологий; регламентирует порядок регистрации, лицензирования, аттестации, аккредитации дошкольного образовательного учреждения и многие другие вопросы деятельности образовательного учреждения.

Положение об учреждении дошкольного образования устанавливает:

- задачи и функции  учреждения дошкольного образования;

- права и обязанности  учреждения дошкольного образования;

- структуру учреждения  дошкольного образования;

- прием лиц в учреждение дошкольного образования;

- особенности организации  образовательного процесса в  учреждении дошкольного образования;

- требования к управлению  учреждением дошкольного образования.

При разработке устава дошкольного  образовательного учреждения руководитель основывается на требованиях «Положения» к организации деятельности учреждения, к комплектованию, на требованиях к участникам образовательного процесса, к управлению, к имуществу и средствам финансово-хозяйственной деятельности, к реорганизации и ликвидации [7].

Свою работу образовательные  учреждения, осуществляющие внедрение  государственных требований в подготовку кадрового обеспечения, строят в  соответствии с нормативными документами, регулирующими деятельность ДОУ.

 

 

3. Принципы  и формы участия трудового коллектива в управлении дошкольным учреждением

 

 

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую  системы. Система управления состоит  из взаимосвязанных между собой  коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней [5, с. 8].

Информация о работе Управление дошкольным образованием