Управление дошкольным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание

Цель: сформировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

управление дошкольным образованием _контрольная работа[2).doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

    Контрольная работа

    по  курсу: 

    «Управление дошкольным образованием» 

         
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила:

      студентка заочного  отделения, 

    505 группы 

    Медведева Ирина 

Москва  «2010»

Контрольная работа 

    Цель:  сформировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности. 
     

    Вариант №4

    1. Организация как функция управления дошкольным учреждением. Сущность, этапы, содержание и формы организационной деятельности руководства дошкольного учреждения.
    2. Годовой план ДОУ: структура, формы, методики разработки.
    3. Составьте план беседы старшего воспитателя с воспитателем  любой возрастной группы, после просмотра прогулки: основная  цель  и содержание беседы. Укажите место и время проведения беседы, расположение участников, перечень основных вопросов к воспитателю, методы стимулирования и мотивации деятельности педагога.
 
 
 
 
 
 
 
 

«Без  одухотворения живой  мыслью и увлеченностью  педагога

      метод остается  мертвой схемой. Ибо  с того момента, 

    как маленький человек  сделал первый шаг  по земле,

    он  начинает сравнивать себя с тем, кто ёго воспитывает, 

    предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы,

      хочет видеть в  нем свой идеал»*.

    В.А. Сухомлинский  

    Ответ №1

    Дошкольное  учреждение имеет  управляемую и  управляющую системы. Управляемая система  состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. 
    Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней.

    На  первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая  осуществляет руководство  и контроль за деятельностью  всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для  всех участников образовательного процесса. 
    Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен: 
    * принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав; 
    *  утверждать расписание занятий; 
    * определять направление воспитательно-образовательной  деятельности учреждения; 
    * утверждать годовой план работы ГОУ; 
    * принимать программы воспитания и обучения в учреждении; 
    * рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; 
    * рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все  другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса; 
     

    На  втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая  осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.

    Третий  уровень управления осуществляют воспитатели,  музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители. 

    Организация педагогического процесса рассматривается  как сложная система, - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.

    Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны целям и задачам педагогического процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.

    Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда  управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов  оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.

    Реализация  такой концепции в значительной мере зависит от совокупности принципов  управления.

    "Под принципами  управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях."

    Анализ специальной  литературы и опыт организации педагогического  процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления:

    - целеполагания,  комплексности, демократизации, психологизации  моделей обучения и воспитания.

    Все эти принципы являются руководством к действию в  развивающем и развивающемся  ДОУ, находятся в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность:

    -информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно- целевую.

    Особенностью  данных функций управления является их взаимосвязь:

    информационно-аналитическая  функция предполагает повышение  эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;

    мотивационно-целевая  функция предполагает стремление к  достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

    планово-прогностическая  функция обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования ДОУ;

    организационно-исполнительская  функция относится к каждому  циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной  модели к организации деятельности в ДОУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;

    контрольно-диагностическая  функция предполагает сочетание  административного и общественного  контроля внутри ДОУ с самоанализом участников педколлектива (взаимопосещения  при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);

    регулятивно- коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий.

    Управление  педагогическим процессом в ДОУ на научной основе актуализирует проблему методов управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.

    Анализ опыта  работы в ДОУ позволяет выделить следующие методы управления:

    - организационно- административные, психолого-педагогические, общественного воздействия:

    организационно-административные методы управления реализуется при  разработке и утверждении годовых  планов, перспективной Программы  развития ДОУ, решений педагогического  совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

    психолого- педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;

    метод общественного  воздействия характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении.

    Задача руководителя ДОУ - помочь каждому педагогу найти  в себе силы и нереализованные  возможности для повышения своего профессионального мастерства.

    Названные методы управления отличаются друг от друга, но "в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления" (А.Н. Орлов).

    Вместе с  тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.

    Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

    "Стиль руководства  также создает и воспроизводит  в коллективе особую атмосферу  и порождает свой этикет, определенный  тип поведения и взаимоотношений," - отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева.

    Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.

    Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного воспитания, привели к появлению новых характеристик педагогического процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова).

    Основные функции  ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем:

    развитие индивидуальности ребенка;

    установление  взаимоотношений ребенка с предметным миром и социумом;

    сохранение  самобытности детского коллектива при  взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;

    помощь в  самоорганизации личности.

Рис 1. 

 
 
 

    Ответ № 2

      Общие подходы  и требования к  планированию работы учреждения.

    Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

    Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование  заключаются в  определении зон  ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Информация о работе Управление дошкольным образованием