Управление дошкольным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:05, контрольная работа

Описание

Цель: сформировать знания и умения реализовать функции управленческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

управление дошкольным образованием _контрольная работа[2).doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Планирование  должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в  следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

    Планирование  будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

    — объективная оценка уровня работы дошкольного  учреждения в момент планирования; 
    — четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; 
    — выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

    При разработке планов важно  определить конкретные конечные результаты. Это требование относится  как к перспективным, так и текущим планам.

    В качестве повседневного  плана действий в  детском саду выступает  план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная  программа. Коротко  остановимся на этих трех документах.

    Планирование  работы на учебный  год (годовой план ДОУ)

    Годовой план является обязательным документом дошкольного  образовательного учреждения. Он нацелен на решение  конкретных задач, способствующих совершенствованию  работы всего педагогического  коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.

    Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного  образовательного учреждения и профессионального  уровня педагогических кадров. Приступая  к составлению  годового плана, заведующий руководствуется  тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

    План  работы на год может  оформляться в  любой удобной  для конкретного  педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы и др.

    Ориентируясь  на наше видение основного  содержания деятельности и направленность этой деятельности на конечные результаты, предлагаем годовой  план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняется содержание, которое определяется полученными результатами.

    Итак, годовой план работы включает следующие  разделы:

    1. Анализ конечных  результатов прошедшего  учебного года.

    2. Планирование деятельности ДОУ на ______ учебный год:

    2.1. Обеспечение здоровья  и здорового образа  жизни;

    2.2. Обеспечение высокого  уровня воспитания  и образования  дошкольников в  соответствии с  государственными  стандартами и  программой «_________________»;

    2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

    2.4. Научно-методическое  и кадровое обеспечение  учебно-воспитательного  процесса;

    2.5. Взаимосвязь в  работе ДОУ с  семьей, школой и  другими организациями;

    2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.

    Годовой план ДОУ должен учитывать  все виды ресурсов, их состояние, способы  и возможности  использования.

    Приступая к составлению  годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться  всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

    Следовательно, при составлении  годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анкета может включать 3 вопроса:

    — Что у меня в  работе получается очень  хорошо, и каким  опытом я могу поделиться с коллегами; 
    — Что у меня в работе с детьми получается хорошо; 
    — В чем я испытывал затруднения.

    Анализ  данных, полученных в результате анкетирования  или бесед с  педагогами, поможет  старшему воспитателю  составить карту  педагогического  мастерства, проект методических мероприятий  на следующий учебный  год, который выносится  на всеобщее обсуждение итогового педсовета.

    Таким образом, прежде чем  приступить к составлению  годового плана, необходимо провести предварительную  работу, включающую 2 этапа:

    — анализ выполнения всех разделов программы  воспитания и обучения; 
    — анализ затруднений педагогов, воспитателей.

    План  работы по конечным результатам предъявляет  особые требования к  технологии его реализации.

    Составленный  план обсуждается  и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе).

    Принятие  плана работы ДОУ  означает начало деятельности по его реализации.

    Уточним, что в какой  бы форме не писался  годовой план работы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

    Данный  раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу. Содержание аналитической  части плана может  быть следующим:

    1.1. Состояние здоровья  воспитанников, заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно- оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

    1.2. Результаты выполнения  программы по всем  направлениям. Анализ  уровня познавательного  развития детей,  интеллектуального,  социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.

    1.3. Анализируется уровень  готовности к обучению  в школе детей  подготовительной  к школе группы (результаты  диагностики развития  детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1—3-е классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

    1.4. Анализ результатов  повышения квалификации  и аттестации педагогов;  заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

    1.5. Анализируется система  работы с родителями (по  результатам анкетирования  родителей), выполнение  планов совместной  работы ДОУ и  школы; результаты  работы с другими  организациями. Общие выводы.

    1.6. Анализируются итоги  административно-хозяйственной  работы и проводится  оценка материально-технических  и медико-социальных  условий пребывания  детей в ДОУ.  Можно использовать  «Критерии оценки  материально-технических  и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений». М.: АСТ, 1996. С. 82.  

    Ответ №3

                    

     «Со мной работали десятки молодых педагогов.

    Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,

    как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,

    никогда не будет хорошим педагогом,

    я сам учился у более старых педагогов…» 

    А.С. Макаренко 

    Контроль старшего воспитателя, отражает состояние дел  в детском саду. Составной его частью является педагогический анализ, позволяющий выявить причины успехов или неудач и определить перспективы дальнейшей работы.

    Наблюдения  педагогического  процесса - это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только выявить уровень усвоения детьми Программы, но и определить степень владения педагогом методикой работы по данному вопросу. Наблюдение педагогического процесса может проводиться  самостоятельно, как контроль по результатам текущей работы: контроль за выполнением предложений предыдущей проверки, проверка выполнения решений педсовета, внедрение материалов самообразования, передового опыта, материалов курсов, семинаров, консультаций, методических объединений и т.д. Это и будет являться целью беседы старшего воспитателя, с воспитателем наблюдаемой группы.

    При подготовке к наблюдению и последующей целевой беседе, важно не только чётко определить, что нужно посмотреть, но и выработать экономичную форму фиксации наблюдения, чтобы не делать громоздких записей во время просмотра, но иметь ёмкую и конкретную информацию для анализа. Наиболее приемлемой формой записи в этом случае являются блок-схемы. Чем подробнее будут разработаны вопросы в них, тем легче будет вычленить необходимую информацию и зафиксировать её условными значками или минимальным текстом.

    Для оптимизации  коммуникативного прцесса и в  дальнейшем аналитического, взаимодействие старшего воспитателя с педагогом  должны иметь индивидуальный смысл. Также для гармоничных отношений, старший воспитатель должен опираться  на  механизм мотивации.

    Механизм мотивации  сводится к соблюдению основных правил.

     Работники  должны:

    -знать критерии, по которым оценивают результаты их работы, и быть уверены в объективности оценки;

    -убедиться, что результаты зависят от прикладываемых ими усилий;

    -быть уверены, что требуемые результаты они способны получить при нормальном напряжении;

    -знать, какое вознаграждение (материальное или моральное) они получат за свой результат, и в какой мере это вознаграждение соответствует мотивации;

    -не сомневаться, что величина вознаграждения определяется достигнутыми результатами.

    По своей  направленности система мотивации  должна поощрять как хорошую текущую  деятельность, так и развитие.

    В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания  педагогу. Возможны беседы с детьми. Допустимо также начать наблюдение в процессе прогулки и присутствовать до конца. После наблюдения, проводится его анализ, задача которого – показать педагогу, насколько целесообразно и методически правильно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие знаний, умений, навыков детей требованиям Программы и только после этого предложить свой анализ.

    Выявить причины  успехов или неудач в реализации Программы помогают анализ деятельности педагога, владение им методическими  знаниями, практическими умениями и  навыками руководства разнообразной  детской деятельностью. Вот почему, наблюдая занятие или игру и анализируя знания, умения и навыки детей, следует определить вопросы для анализа деятельности педагога. Он может стать и самостоятельной целью наблюдения. В зависимости от уровня профессиональной подготовки воспитателя вопросы анализа могут быть поставлены по-разному. Анализируя работу педагога, следует обратить внимание на то, как он организует детей на занятие, обеспечивает интерес к обсуждаемой теме, как использует наглядность, как ставит вопросы, как активизирует детей, насколько реализовано заявленное программное содержание, и т.д. У опытного педагога эти вопросы не вызывают затруднений. Здесь важнее увидеть использование эффективных, нетрадиционных приёмов, способов организации детей, попытки расширения и углубления программного содержания на основе усвоения базиса знаний. Помимо наблюдений деятельности педагога, используются беседы с воспитателем по выявлению знания Программы, методики работы по изучаемой проблеме, умению видеть перспективы в своей работе со всей группой и с каждым ребёнком.

Информация о работе Управление дошкольным образованием