Управление дошкольным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание

Дошкольное образовательное учреждение – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Содержание

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………
2. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА……………………………………..
3. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ……………………..
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………..
5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………….
5.1. Коллективный договор ДОУ: содержание, порядок заключения и исполнения………………………………………………………………..
5.2. Порядок заключения трудового договора, изменения, прекращения (расторжения) трудового договора………………………
6. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………..
7. ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...
8. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРАВИЛА И НОРМЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ…………...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

На первом уровне управления находится заведующая детским садом, которая осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях.

Педагогический совет  правомочен:

- принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав;

- утверждать расписание занятий;

- определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения;

- утверждать годовой план работы ГОУ;

- принимать программы воспитания и обучения в учреждении;

- рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса.

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра, которые  взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так же структуры дошкольного учреждения.

Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальный  руководитель, воспитатель по физической культуре. На этом уровне объектом управления являются дети и их родители.

Организация педагогического  процесса рассматривается как сложная система – цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.

Цели, определяющие деятельность субъектов управления, адекватны  целям и задачам педагогического  процесса: развитие личности ребенка, формирование у него потребности в познании мира и самого себя, поэтому основным условием в деятельности ДОУ является признание всеми членами коллектива уникальности личности ребенка.

Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.

Реализация такой концепции  в значительной мере зависит от совокупности принципов управления.

Под принципами управления понимаются основные положения, которыми руководствуется в своей деятельности субъект управления, осуществляющий ее в определенных социально-экономических условиях [1, с. 9].

Анализ специальной  литературы и опыт организации педагогического  процесса в ДОУ позволил выделить следующие принципы управления: целеполагания, комплексности, демократизации, психологизации моделей обучения и воспитания.

Все эти принципы являются руководством к действию в развивающем  и развивающемся ДОУ, находятся  в основе обновления его деятельности. В модели выделяем функции управления, которые отражают ход и последовательность управленческих действий, их завершенность: информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую, планово-прогностическую, регулятивно - коррекционную, мотивационно-целевую.

Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь:

- информационно-аналитическая функция предполагает повышение эффективности управленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения формируются управленческие действия руководителя;

- мотивационно-целевая функция предполагает стремление к достижению желаемого результата (данная функция способствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

- планово-прогностическая функция обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования ДОУ;

- организационно-исполнительская функция относится к каждому циклу управления и предполагает реализацию личностно-ориентированной модели к организации деятельности в ДОУ; практическое распределение обязанностей, рациональную организацию труда;

- контрольно-диагностическая функция предполагает сочетание административного и общественного контроля внутри ДОУ с самоанализом участников педколлектива (взаимопосещения при организации различных видов детской деятельности среди педагогов, День открытых дверей, анкетирование родителей и т.д.);

- регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОУ с помощью оперативных линий [5, с. 10].

Управление педагогическим процессом в ДОУ на научной  основе актуализирует проблему методов  управления, которые обеспечивают координацию деятельности педколлектива при достижении поставленных целей.

Анализ опыта работы в ДОУ позволяет выделить следующие  методы управления: организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия.

- Организационно-административные методы управления реализуется при разработке и утверждении годовых планов, перспективной Программы развития ДОУ, решений педагогического совета, при инструктировании исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов. С помощью этой группы методов управления в ДОУ поддерживается внутренний распорядок, предусмотренный Уставом, осуществляется подбор и расстановка кадров, создаются условия для рациональной организации дел, требовательности и личной ответственности каждого сотрудника;

- Психолого-педагогические методы направляют коллектив ДОУ на творческое решение стоящих задач; на основе этих методов осуществляется проектирование социального развития коллектива, устанавливается благоприятный психологический климат, формируются положительные, социально значимые мотивы педагогической деятельности;

- Метод общественного воздействия характеризуется участием педагогов в управлении ДОУ на основе здоровой конкуренции, сотрудничества, организацией методической работы и развитием демократических начал в управлении [5, с. 11].

Задача руководителя ДОУ – помочь каждому педагогу найти в себе силы и нереализованные возможности для повышения своего профессионального мастерства.

Названные методы управления отличаются друг от друга, но в комплексе представляют собой неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления.

Вместе с тем анализ опыта практической работы показывает, что ведущей линией руководителя в управлении ДОУ является наличие у него собственной концепции, профессионального мышления, индивидуального стиля управленческой деятельности.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие  на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

 

4. Основные  правила внутреннего трудового распорядка в дошкольном учреждении

 

 

Педагогические работники  отнесены к числу лиц, для которых  установлена сокращенная продолжительность  рабочего времени.

Так, в силу ч.5 ст.114 Трудового  кодекса для отдельных категорий работников (учителя, врачи и др.) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Во исполнение данной нормы Трудового кодекса постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2003 №1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников организаций независимо от форм собственности - не более 36 часов в неделю. Этим же постановлением утвержден перечень педагогических работников, которым устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени и нормы часов преподавательской работы на ставку.

Также постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.2001 №41 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени и норм педагогической (преподавательской) работы на ставку отдельным категориям педагогических работников» утверждены: перечень педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени; перечень педагогических работников, которым устанавливаются нормы педагогической преподавательской) работы на ставку.

Необходимо обратить внимание и на то, что режим ненормированного рабочего дня может устанавливаться и педагогическим работникам, в т.ч. и лицам, относящимся к руководителям учреждений образования, их структурных подразделений.

Вопросы, связанные с  применением правил внутреннего  трудового распорядка, решаются администрацией ДОУ, а также работниками ДОУ в соответствии с их полномочиями и действующим законодательством.

В дошкольном учреждении устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье).

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Режим работы работников, работающих по сменам, определяется графиками  сменности, составляемыми работодателем  с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В дошкольном учреждении в соответствии со спецификой работы и на основании внутренних документов устанавливается режим работы по сменам для воспитателей (к примеру):

  • 1 смена – 06.30 – 13.00;
  • 2 смена – 13.00 – 18.30.

График сменности доводится  до сведения работников под роспись  не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.

Режим 36 - часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнение работы по изготовлению учебно – наглядных пособий, методической работы, работы по благоустройству территории и оснащению предметно - развивающей среды учреждения и т.п.

Графики работы утверждаются руководителем учреждения и предусматривают время начала и окончания работы, перерыв для отдыха и питания. Графики объявляются работнику под роспись.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно  предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь работникам по перечню должностей работников с  ненормированным рабочим днем может  быть установлен особый режим работы, в соответствии с которым они  могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Ненормированный рабочий  день устанавливается для работников учреждения, занимающих следующие должности: заведующая, заместитель заведующей по АХЧ.

Администрация учреждения ведет учет рабочего времени каждым работником. В случае неявки на работу по болезни работник обязан при наличии такой возможности незамедлительно известить администрацию, а также предоставить листок временной нетрудоспособности в первый день выхода на работу.

Привлечение работника  к сверхурочной работе (работе, выполняемой  работником по инициативе работодателя) за пределами установленной для  работника продолжительности рабочего времени (смены) допускается в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Республики Беларусь. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно [12].

С учетом условий работы в учреждении в целом или при  выполнении отдельных видов работ, когда не может быть соблюдена  установленная для определенной категории работников ежедневная или  еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

В рабочее время не допускается (за исключением случаев, предусмотренных локальными актами учреждения, коллективным договором):

  • отвлекать педагогических работников для выполнения поручений или участия в мероприятиях, не связанных с их педагогической деятельностью;
  • созывать собрания, заседания, совещания и другие мероприятия по общественным делам.

Информация о работе Управление дошкольным образованием