Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.
2. Охарактеризовать формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных 5
1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов 9
1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 18
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап) 18
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных 21
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа состоит из  1 файл

Заказ 6116 Форм. у ст. дошк. представл. о многообразии жив. организмов.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

При изучении животного  мира целесообразно использовать разнообразные  формы работы: экскурсии в природу, целевые прогулки, праздники, конкурсы, турниры и т.д. Эффективны и широко распространены следующие методы изучения животного мира: словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные, игровые.

В ходе проведённого исследования доказана истинность выдвинутой гипотезы: процесс ознакомления с многообразием мира животных эффективен при условии использования разнообразных методов и форм организации деятельности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Белавина, И. Планета наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: Издательство «ЛАЙДА». – 1995. – 95 с.
  2. Бондаренко, В. Д. Культура общения с природой / В.Д.Бондаренко.- М.: Агропромиздат, 1987. – 211 с.
  3. Боровская, Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города / Л.А.Боровская. - М.: Просвещение. 1991.- 175 с.
  4. Быстров, А. А. Природоведение в дошкольных учреждениях / А.А.Быстров. – М.: Просвещение, 1964. – 96 с.
  5. Вавилова, В. О методике экологического образования / В.Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 123–125.
  6. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Мозырь: Белый Ветер, 2002. – 124 с.
  7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  8. Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе / Н.Ф.Виноградова // Дошкольное воспитание . – 1981. – № 5. – 160 с.
  9. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе. – М., 1988. – С. 205-210.
  10. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / авт.-сост. В.С.Варивода. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 40 с.
  11. Дошкольная педагогика. / ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. – 321 с.
  12. Залкинд, Э. И. Руководство образованием представлений и понятий детей о природе на основе наблюдений: Дис. канд. пед. наук. – М.: Наука, 1991. – 340 с.
  13. Котко, А. Н. Основы профессионального мастерства заведующего дошкольным учреждением : учеб. пособие / А. Н. Котко, А. А. Гуз; ГУО «Акад. последиплом.образования». – Мн.: АПО, 2005. – 380 с.
  14. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева – М.: Новая школа,1995. – 160 с.
  15. Николаева, С. Н. Концепция экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Асадема,1996. –  46 с.
  16. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Асадема,1999. – 184с.
  17. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М: Асадема, 2002 . – 336 с.
  18. Марданова, Т. М. Познаем мир природы / Т. М. Марданова. – Мн.: НМ Центр. – 2000. – 56 с.
  19. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5—9 лет / М.В.Межиева. — Ярославль: Академия развития, 2002. – 211 с.
  20. Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод. пособие для учителей и воспитателей младших школьников / Л.П.Молодова. – Мн.: ООО «Асар», 2002. – 240 с.
  21. Организация работы с дошкольниками по программе «Пралеска», блок «Человек и природа» составление Шурпач Г. В., Точиленко З. Г. – Мозырь ООО ИД Белый Ветер, – 2006. – 472 с.
  22. Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А.Петрикевич. – Мозырь, ООО ИД Белый Ветер, – 2008. – 102 с.
  23. Потапова, Т. В. Надежда: Программа подготовки детей дошкольного возраста и обучению основам экологии, природопользования и правам человека. – Пушино. – 1998. – 180 с.
  24. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. Мн.: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
  25. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 304 с.
  26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – В 2 Т., Т. 1. – М.: Педагогика,1989. – 488 с.
  27. Рыжова, Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7. – С. 61-70.
  28. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План  наблюдений за хомяком в уголке природы

 

Знакомство  с хомячком

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

Ход наблюдения

Посмотрите. Кто  это?

Хомяк большой  или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

Какого цвета  хомяк? Чем покрыто его тело? Какая  у него шерстка? Погладьте его.

Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

Назовем его  Пик, как и мышонка, из рассказа Виталия  Бианки. Согласны?

Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

Куда он лезет? Что ему помогает?

Посмотрите  и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

Хомяк спокойное  животное или подвижное? Легко ли его поймать?

Задание для  самостоятельного наблюдения. Хомяк  очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

Устроим хороший дом для хомячка

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

Ход наблюдения

Посмотрим, где  живет Пик?

В каком домике ему удобно жить - в просторном или  тесном?

Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Дети помогите мне собрать песок из клетки и просеять его.

Зачем вообще в  клетке нужен песок?

Где Пик устроил  себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик  как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

Что есть еще  в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

А что это  за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

Хорошо  ли хомяку в новых условиях?

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

Ход наблюдения

Где живет Пик?

Чем является клетка для хомяка?

Хороший ли у  него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

Что видите на дне  клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

Что за баночка  в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка  хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).

Что делает Пик  в норке?

Какие действия совершает с колесом?

Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

Когда чаще можно  увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Скворец»

Цели:

Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.

Познакомить с особенностями  жизни скворцов.

Развивать интерес к  жизни птиц.

Обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест.

Закрепить знания о форме и цвете.

Продолжать учить детей  выкладывать и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей.

Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Воспитывать интерес  к птицам, заботливое к ним отношение.

Оборудование:

Картинки с изображением скворца, кукла «Весна» в народном стиле; собака на картинке или в виде игрушки; кормушка настоящая за окном  или на картинке; записи пения скворца  и фоновой музыки; материал и оборудование для аппликации.

Скворец

Предварительная работа:

Разучивание заклички:

 

Весна, Весна красная!

Приди весна ясная!

Приди весна с радостью,

Приди весна с милостью,

С солнцем горячим,

С дождем обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!

 


Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов