Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.
2. Охарактеризовать формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных 5
1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов 9
1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 18
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап) 18
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных 21
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа состоит из  1 файл

Заказ 6116 Форм. у ст. дошк. представл. о многообразии жив. организмов.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

 

2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап)

Исследование  проводилось на базе ясли –сада  №16 г.Кобрина в апреле-мае 2012 года. В эксперименте приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста (группа «Фантазёры»).

Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов осуществлялась по следующим направлениям:

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные)?

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?

5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

6. Умеют ли установить связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

7. Сформированы ли понятия «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группы — «животные»).

Методика диагностики. Приготовить картинки с изображениями животных разных экологических групп, стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».

Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы). 3. Найди (подбери) модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом? 6. Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?

Организовать  игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображениями животных разных экологических групп по месту и среде обитания.

Критерии  оценки знаний о природе у детей  дошкольного возраста

  1. Полнота (или объем) знаний — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.
  2. Существенность знаний — выделение существенного в объекте.
  3. Обобщенность знаний — выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).
  4. Системность знаний — познание совокупности объективных связей, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Уровни  знаний детей дошкольного возраста

0 — узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

  1. — нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположенное. Отсутствуют знания об объективно существенных сторонах.
  2. — нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
  3. — установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов.
  4. — системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

 

В соответствии с критериями оценки ответов определяется уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированность умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.

Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий  уровень. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении): не способен к установлению связей и зависимостей.

В результате проведённого исследования установлен результат, представленный в обобщённом виде на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Уровни сформированности представлений старших дошкольников о живых организмах (констатирующий этап)

 

Наглядно доказано, что высокий уровень сформированности представлений о живых организмах имеют лишь 2 дошкольника (13%), средний  – 5 человек (33%), а остальные 8 человек (54%) - низкий.

Вывод: необходима целенаправленная работа по обогащению представлений старших дошкольников о многообразии живых организмов.

 

2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации  детей при ознакомлении их с миром  животных. Занятия или экскурсии  чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

В ходе ознакомления дошкольников с многообразием мира животных используются следующие методы обучения:

  1. Наглядные: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов о животных. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности дошкольников, позволяет сформировать у них яркие представления о изучаемых объектах.
  2. Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о животных, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о животных, систематизации и обобщения их. Они помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с миром животных необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость  их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Основными методами ознакомления детей с многообразием  мира животных является рассказы воспитателя  с демонстрацией картинок, фотографий, наблюдение.

Наблюдение  – специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее  длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений  природы.

В современной  педагогике существует классификация  наблюдений:

  1. По времени (кратковременные и длительные).
  2. От места проведения (естественная среда и специально организованная).
  3. По количеству детей (индивидуальные, групповые, фронтальные).
  4. От инициатора (самостоятельное наблюдение, с подачи воспитателя).
  5. От дидактических задач (первичное, повторное, итоговое).

В ходе педагогического  эксперимента мы уделили внимание созданию уголка природы в детском саду, так как посредством его можно  знакомить детей не только с животными, но и с птицами.

Живые уголки - достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными, птицами, побуждают детей заботиться о них. Пример хода наблюдений за хомяком в уголке природы приведён в Приложении 1.

Изучив научно - методическую литературу по проблеме исследования, нами были подобранны:

  • Наглядные пособия и их паспорта, которые мы оформили в альбом. Для помощи восприятия ребенком знаний о животных. Они помогут педагогу, как для первичного ознакомления дошкольников в младших группах, так и для усложнения и закрепления знаний в более старшем возрасте.
  • Фотографии животных в естественной среде, для расширения кругозора и разучивания названий.
  • Конспекты ознакомительных занятий по ознакомлению с животными в старшей группе. (Приложение 2)
  • Художественное слово (стихи о животных, птицах, загадки, скороговорки).
  • Минусовки детских песен о животных, которые можно разучивать в повседневной жизни детского сада, для того, чтобы вызвать интерес к ознакомлению с животными, и создания хорошего настроения.

 

2.3 Диагностика  знаний детей о многообразии  живых организмов (контрольный этап)

После проведения повторной диагностики сформированности представлений у старших дошкольников о многообразии живых организмов мы сравнили полученные данные до и после проведения формирующего этапа эксперимента (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Динамика уровней сформированности представлений старших дошкольников о живых организмах

 

Из рисунка  видно, что уровень знаний детей о многообразии живых организмов претерпел существенные изменения. На 27% увеличилось количество дошкольников, имеющих высокий уровень знаний о живых организмах. Знания этих детей носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

У 40% дошкольников имеется определенный объем фактических знаний о потребностях животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

На 34% уменьшилось  число дошкольников с низким уровнем. Эти дети имеют небольшие по объему, неточные знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются; с помощью подсказки или наводящих вопросов дают неполный ответ.

Это доказывает истинность гипотезы исследования. Процесс ознакомления с многообразием мира животных эффективен при условии использования разнообразных методов и форм организации деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы над  данной курсовой работой были проанализированы особенности знаний детей дошкольного возраста о животных; охарактеризованы формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов; рассмотрены особенности процесса ознакомления дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни.

Многообразие  форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение  ребёнка с самого его рождения. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач – всё это имеет огромное значение для ребёнка в дошкольном возрасте и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.

В процессе формирования представлений о многообразии животного мира можно выделить несколько этапов.

Первый –  наблюдение определённых предметов по определённой схеме. В результате восприятия и осмысления полученной с помощью органов чувств информации определяются индивидуальные особенности и формируются представления.

Второй –  обобщение особенностей, определение  главных и второстепенных, введение понятия.

Третий –  уяснение формулировки понятия, уточнение  сущности понятия.

Четвёртый –  закрепление нового понятия: конкретизация  с помощью новых примеров, упражнения по применению понятия в новых учебных ситуациях, установление связей с ранее изученным материалом.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов