Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.
2. Охарактеризовать формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных 5
1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов 9
1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 18
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап) 18
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных 21
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап)
Исследование проводилось на базе ясли –сада №16 г.Кобрина в апреле-мае 2012 года. В эксперименте приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста (группа «Фантазёры»).
Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов осуществлялась по следующим направлениям:
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют ли установить связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?
7. Сформированы ли понятия «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной к школе группы — «животные»).
Методика диагностики. Приготовить картинки с изображениями животных разных экологических групп, стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
Беседа по картинкам: 1. Кто это? 2. Составь группы «звери», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы). 3. Найди (подбери) модели к этим группам животных. 4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу? 5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных (кошки, цыпленка, рыбы). Что было сначала, что потом? 6. Что происходит с птицами (рыбами и др.) зимой, весной, летом? 7. Почему это происходит?
Организовать игру «Зоологическое лото». Предложить детям подобрать картинки с изображениями животных разных экологических групп по месту и среде обитания.
Критерии оценки знаний о природе у детей дошкольного возраста
Уровни знаний детей дошкольного возраста
0 — узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
В соответствии с критериями оценки ответов определяется уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированность умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.
Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении): не способен к установлению связей и зависимостей.
В результате проведённого исследования установлен результат, представленный в обобщённом виде на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Уровни сформированности представлений старших дошкольников о живых организмах (констатирующий этап)
Наглядно доказано,
что высокий уровень
Вывод: необходима целенаправленная работа по обогащению представлений старших дошкольников о многообразии живых организмов.
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с миром животных. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
В ходе ознакомления дошкольников с многообразием мира животных используются следующие методы обучения:
В работе по ознакомлению детей с миром животных необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Основными методами ознакомления детей с многообразием мира животных является рассказы воспитателя с демонстрацией картинок, фотографий, наблюдение.
Наблюдение – специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В современной педагогике существует классификация наблюдений:
В ходе педагогического эксперимента мы уделили внимание созданию уголка природы в детском саду, так как посредством его можно знакомить детей не только с животными, но и с птицами.
Живые уголки - достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений. Они очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными, птицами, побуждают детей заботиться о них. Пример хода наблюдений за хомяком в уголке природы приведён в Приложении 1.
Изучив научно - методическую литературу по проблеме исследования, нами были подобранны:
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап)
После проведения
повторной диагностики
Рисунок 2.2 – Динамика уровней сформированности представлений старших дошкольников о живых организмах
Из рисунка видно, что уровень знаний детей о многообразии живых организмов претерпел существенные изменения. На 27% увеличилось количество дошкольников, имеющих высокий уровень знаний о живых организмах. Знания этих детей носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
У 40% дошкольников имеется определенный объем фактических знаний о потребностях животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
На 34% уменьшилось число дошкольников с низким уровнем. Эти дети имеют небольшие по объему, неточные знания, отвечают неуверенно, подолгу задумываются; с помощью подсказки или наводящих вопросов дают неполный ответ.
Это доказывает истинность гипотезы исследования. Процесс ознакомления с многообразием мира животных эффективен при условии использования разнообразных методов и форм организации деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над данной курсовой работой были проанализированы особенности знаний детей дошкольного возраста о животных; охарактеризованы формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов; рассмотрены особенности процесса ознакомления дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни.
Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребёнка с самого его рождения. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач – всё это имеет огромное значение для ребёнка в дошкольном возрасте и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.
В процессе формирования представлений о многообразии животного мира можно выделить несколько этапов.
Первый – наблюдение определённых предметов по определённой схеме. В результате восприятия и осмысления полученной с помощью органов чувств информации определяются индивидуальные особенности и формируются представления.
Второй – обобщение особенностей, определение главных и второстепенных, введение понятия.
Третий – уяснение формулировки понятия, уточнение сущности понятия.
Четвёртый – закрепление нового понятия: конкретизация с помощью новых примеров, упражнения по применению понятия в новых учебных ситуациях, установление связей с ранее изученным материалом.