Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.
2. Охарактеризовать формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных 5
1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов 9
1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 18
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап) 18
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных 21
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа состоит из  1 файл

Заказ 6116 Форм. у ст. дошк. представл. о многообразии жив. организмов.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Живая природа  издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования  и воспитания подрастающего поколения. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Живая природа  – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два  процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна.

Проблему формирования у детей представлений о многообразии живых существ и их влияния  на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство  работ С. Н. Николаевой посвящено  особенностям формирования у детей  представлений о многообразии животного мира.

Исследования  по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у  детей, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли дети умениями, необходимыми для формирования обобщений.

Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.

Гипотеза исследования: процесс ознакомления с многообразием мира животных эффективен при условии использования разнообразных методов и форм организации деятельности.

Объект работы: процесс ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика формирования представлений и понятий в процессе изучения мира животных.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать  особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.

2. Охарактеризовать формы  и методы ознакомления дошкольников  с многообразием живых организмов.

3. Рассмотреть  особенности процесса ознакомления  дошкольников с животным миром  на занятиях и в повседневной  жизни.

4. Организовать  педагогический эксперимент, направленный  на формирование представлений  о многообразии живых организмов  у детей старшего дошкольного  возраста.

Методы  исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, математическая обработка данных, описание.

База  проведения исследования: ясли-сад №16 г.Кобрин.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных

 

Природа отличается необычайным многообразием форм жизни. Всюду произрастают разнообразные растения, обитает множество животных в самых различных условиях. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребёнка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач – всё это имеет огромное значение для ребёнка в дошкольном возрасте и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.

Исследованиями  в области ознакомления детей  с природой и практикой дошкольного  воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают  большое количество разнообразных, но разрозненных и поверхностных  знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать об отдельных, наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения. Однако они имеют мало сведений об особенностях их жизни: в каких местах обитают, чем питаются, какой образ жизни ведут в разное время года и пр. Е.Ф. Терентьева отмечает, что детям старшего дошкольного возраста известно от 10-15 до 30-45 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже – рыб, земноводных, насекомых.

В старшем дошкольном возрасте в конкретных знаниях детей обнаруживается тенденция понимания связей, существующих между животными и средой обитания. Дети понимают: птицы летают, потому что у них крылья; кузнечика трудно поймать, потому что он зелёный, под цвет травы; кошка хорошо лазает по деревьям, потому что у неё острые когти; белка живёт в лесу, потому что там растут орехи и т.д. На конкретных знакомых примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов к особенностям среды их обитания.

Другая особенность  знаний детей о многообразии животного  мира – появление в старшем  дошкольном возрасте представлений  общего характера о группах животных, в ряде случаев относящихся к  одним классификационным единицам зоологической систематики. Эта  особенность проявляется в двух формах: в способности понимать и использовать обобщающие слова и в способности производить группировку картинок с изображением различных объектов.

Дети 5-7 –летнего возраста понимают в речи взрослых и сами употребляют такие слова-термины, как птицы, хищники, звери, грызуны, насекомые.

Э.И. Залкинд, изучавшая  знания детей о птицах, утверждает, что уже в младшем дошкольном возрасте они отличают птиц от других животных, не путают их с бабочками  и другими летающими насекомыми. Старшие дошкольники успешно выделяют характерные особенности птиц (клюв, крылья, ноги, перья, полёт, своеобразие крика). Исследователь отмечает, что у детей очень рано складывается обобщённый образ птицы. В речи это проявляется в том, что они чаще пользуются словом птица и реже употребляют конкретное видовое название представителей этого класса [12, с.29].

Тенденция к  обобщению знаний проявляется и  в умении старших дошкольников произвести группировку (классификацию) картинок с изображением животных. Психолого-педагогические эксперименты показали, что дети легко находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, объясняют своё решение. Установлено, что без предварительного обучения дети старшего дошкольного возраста легко составляют группы животных. Основанием для этого служат самые различные их признаки. В ряде случаев в своих практических действиях дети опираются на наглядный образ или знание обобщающего термина. Так, они правильно определяют птиц, изображённых на картинках, не зная их конкретных видовых названий. Часто поводом для объединения животных в группы служит сходство их внешнего строения, а также среда обитания или место совместного проживания.

Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых [18, с.63].

Им рассказывают о домашних животных и диких зверях. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) - и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками.

Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.

В сельских детских садах у детей формируют знания об уходе за домашними животными. Посещая колхозные и совхозные фермы, дети наблюдают за кормлением животных, чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой кормов.

В программе дошкольного образования «Пралеска» определены следующие задачи ознакомления старших дошкольников с миром животных:

  • формировать представления о том, что каждое животное неповторимо; сохранение целостности организма — одно из условий его жизни и здоровья; здоровое животное всегда красиво; нужно беречь каждое живое существо.
  • формировать представление об условиях, необходимых для того, чтобы тело животного было крепким и здоровым (в сравнении с собственным организмом): движение и отдых, полезная еда и свежий воздух, чистота;
  • уточнять представления о том, что животное чувствует опасность и стремится ее избежать; больное животное лечится травами; за домашними животными ухаживает человек.
  • формировать представления о том, что тело животного имеет сложное внутреннее строение; его внутренние органы ветеринары могут видеть с помощью специальных медицинских аппаратов;
  • формировать представления о том, что сердце животного бьется в течение всей его жизни; размеры сердца у разных животных зависят от их величины.
  • формировать элементарные представления о процессе и органах дыхания животного (в сравнении с человеком): из носа (рта) воздух попадает через «живые трубочки» в легкие; о том, что животное не портит организм табаком.
  • формировать элементарные представления о процессе и органах пищеварения животного (в сравнении с человеком): изо рта через «живые трубочки» пища попадает в желудок и кишечник; о том, что животное не портит свой организм спиртными напитками; о пище хищных и растительноядных животных.
  • формировать элементарные представления о том, что кости разных форм и размеров составляют скелет животных; у молодых животных они растут.
  • уточнять представления об изменении внешнего вида животного (рост, вес и т. д.) в процессе его роста [24, с.207-209].

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, о многообразии живых организмов, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

 

1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов

Традиционно в  дошкольных учреждениях используются определенные формы работы по ознакомлению детей с животным миром.

1. Занятия - основная форма.  На занятиях сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы. К таким занятиям можно отнести следующие проведенные мной занятия: «Что живое вокруг нас», «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях», «Беседа о кроте», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу», «Вот так Африка!», «Для чего зайцам нужны волки», «Животный мир полярных районов Земли», «Австралия – сумчатый материк» (для ознакомления с разнообразием животного мира) и другие.

Уточняющие  и обобщающие знания детей о животных (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование).

Это такие занятия как: «Обитатели скотного двора», «Сравнение рыб и лягушек», «Сравнение кроликов и зайцев», «Следы на снегу», «Сравнение белого и бурого медведей», «Сравнение диких и домашних животных», «Как черепахи живут в природе», «Слепые землекопы» и другие.

2. Экскурсии  - знакомство с представителями животного мира в естественных условиях - в зоопарке, парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными. В зоопарке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомых детям животных (волки, медведи, лисы), а затем пообщаться с животными, наиболее привлекающими их внимание (обезьяны, тигры, львы). И в последнюю очередь следует показать животных, незнакомых детям (дикобраз, гиена, крокодил и др.).

3. Ежедневные  прогулки. На участке детского  сада воспитатель организует  ежедневные наблюдения за внешними  отличительными признаками, сезонными  изменениями в жизни животного мира. Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

4. Уголок живой  природы. В нем могут содержаться  белка, ежик, кролик, черепаха, хомячок,  рыбы, птицы и др. Бережный, заботливый  уход за обитателями уголка  способствует формированию у  детей трудовых навыков, прививает им доброту, чувство справедливости и ответственности за порученное дело.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов