Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ теоретических и методических аспектов проблемы формирования у старших дошкольников представлений и понятий в процессе изучения мира животных.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности знаний детей дошкольного возраста о животных.
2. Охарактеризовать формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Особенности знаний детей дошкольного возраста о животных 5
1.2 Формы и методы ознакомления дошкольников с многообразием живых организмов 9
1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОГООБРАЗИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 18
2.1 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (констатирующий этап) 18
2.2 Организация педагогического процесса по ознакомлению старших дошкольников с многообразием мира животных 21
2.3 Диагностика знаний детей о многообразии живых организмов (контрольный этап) 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Работа состоит из  1 файл

Заказ 6116 Форм. у ст. дошк. представл. о многообразии жив. организмов.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

5. Подкормка  птиц. Зимой на участке детского  сада необходимо устанавливать  кормушки для птиц. Если каждый  день в определенное время  насыпать в них корм, то дети смогут наблюдать зимующих птиц, прилетающих поклевать. Весной необходимо развешивать скворечники, в которых поселяются перелетные птицы.

Опосредованное  наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. Дошкольников, как правило, учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом развивается пространственное воображение - наиболее сложный для ребенка процесс [7, с.54].

Задача педагога - учить детей воспринимать эмоциональный  смысл и контекст картины как  художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников-анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина, В.Бианки. Их глубокие знания повадок животных, окрашенные юмором и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринамаются дошкольниками.

Все задаваемые вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания. Например, при рассматривании картины "У кормушки" детям задаются не только вопросы типа: Кто сделал кормушку? Зачем дети сделали кормушку? Какой корм дети приготовили для птиц? Куда дети повесили кормушку? Какие птицы прилетели? Почему дети спрятались за елку? и т.д. Обязательно надо выяснить, хорошо ли делают дети, которые кормят птиц зимой, узнать, кто из детей делал кормушку или собирал крошки для кормления птиц. Такие вопросы вызывают сопереживание у самых маленьких детей и, несомненно, способствуют переходу от формального "натаскивания" на определенные лексические темы к анализу явлений окружающей жизни и их творческому переосмыслению.

К словесным  методам относятся работа с картинным  материалом, рассказы воспитателя, беседы, чтение художественных произведений.

Рассказ воспитателя  о различных представителях животного  мира расширяет знания детей. Рассказ  дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.

Беседа состоит  из вопросов педагога и ответов детей. Беседы должны стимулировать детей  к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.

Целью вводной  беседы является активизация имеющихся  у детей знаний, создание мотивации  предстоящей деятельности. Обычно такие  беседы проводят перед экскурсией или  практической деятельностью детей.

Беседы, связанные  с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все  занятия, экскурсии, игры, т.е. во все  виды деятельности детей.

Итоговые беседы включают уточнение и обобщение  знаний детей, полученных в процессе наблюдения или трудовой деятельности. Вопросы, задаваемые воспитателем в процессе итоговой беседы должны оживить в памяти детей полученные представления.

Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения способствуют более яркому восприятию, вызывают у детей больший интерес к наблюдению. Благодаря художественным произведениям (сказки, стихотворения, рассказы) дети получают важную информацию о животном мире.

Богатство слова  надо уметь сочетать с непосредственным восприятием детей. Воспитатель должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения за животным, рассматривания рисунка художника-анималиста, просмотра фильма). Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые открывают им новый мир, вызывают интерес ко всему живому, воспитывают любознательность, наблюдательность.

Художественное  описание животных и птиц, некоторых  насекомых, недоступных для непосредственного наблюдения, создают новый образ, помогающий найти в природе описываемый объект. Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть обстоятельно обследовать со всех сторон и по-своему его охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к животным, они получают первые навыки в охране природы, сведения об экологии.

Поэтическое описание объектов живой природы помогает ребенку осмыслить свои непосредственные жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о фауне родного края, тем богаче, ярче становится его воображение, умение представить обитателей других климатических и природных зон. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки животных, которые раньше им не воспринимались. Заучивая стихи, слушая рассказы и сказки, знакомясь с народной мудростью (пословицами, поговорками, загадками, приметами и т.д.), дети быстрее запоминают названия животных, их отличительные признаки, повадки. [18, с.54].

Используя слово  как средство изображения, детские  поэты стремятся с особой точностью  добиваться, чтобы каждое слово имело  конкретное значение, - только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость достигается мягкостью описания внешних признаков образа, обобщением таких характерных черт, которые может заметить ребенок, художественными средствами, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.

Это обогащает  словарь дошкольника, развивает  внимание, память, прививает интерес  к наблюдениям. Дети должны воспитываться  на доступных и красивых произведениях, как классических, так и современных.

Для того чтобы  дать наиболее полное представление о животных, программа по ознакомлению делится на три части:

1. Внешний вид  животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки,  характерные движения, особенности  питания и размножения).

2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

3. Приносимая  польза.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности  является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы  условия для наиболее естественного  и благоприятного контакта детей с животными.

Таким образом, в педагогическом процессе детского сада используются различные формы  организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии  чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. При ознакомлении детей с многообразием живых организмов широко используются все вышеописанные формы организации деятельности.

 

1.3 Ознакомление дошкольников с животным миром на занятиях и в повседневной жизни

Обучение на занятиях в старшем дошкольном возрасте становится основным средством образовательной  работы в детском саду, в том числе и по формированию знаний о многообразии животного мира. Усложняются задачи, которые решаются на занятиях.

Основной задачей  обучения на занятиях является формирование у детей 5—6 лет обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Вместе с тем накопление конкретных представлений о природе по-прежнему составляет существенное звено в этой работе. Другая, не менее важная задача — развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание необходимо уделять развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать животных как объекты природы, устанавливать более глубокие связи между ними, делать обобщения.

Учитывая необходимость  подготовки детей к школе, в старшей группе на занятиях по ознакомлению с животным миром должны решаться задачи формирования важных учебных умений. Поэтому обучая детей на занятиях, следует развивать умения принимать познавательную задачу, отбирать и использовать адекватные способы ее решения, доводить начатое дело до конца, объективно оценивать полученный результат.

Разносторонность  и усложнение усваиваемых детьми в старшей группе знаний о природе, умений и навыков требует включения  в занятия разнообразных методов  обучения: наглядных, практических и словесных. По-прежнему широко используется наблюдение, которое теперь существенно усложняется. Усложняются и задачи, которые могут быть решены с помощью этого метода [16, с.63].

Значительное  место в обобщении и систематизации знаний о животных занимают беседы. При проведении бесед с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо обеспечить высокую умственную и речевую активность детей. Это возможно при использовании разнообразных приемов: вопросов поискового, проблемного характера, работы с моделями, сравнений, упражнений в обобщениях и доказательствах.

Успех ознакомления детей  с миром животных на занятиях обеспечивается в том случае, если они будут представлять собой систему. Для этого содержание отбираемых для усвоения знаний, умений и навыков должно постепенно усложняться: от накопления конкретных представлений к их углублению, уточнению, а затем обобщению. Вместе с тем воспитателю необходимо предусмотреть неоднократное возвращение детей к одному и тому же объекту (повторные наблюдения, чтение, рассматривание с усложнением задач). При этом в каждом следующем занятии следует стремиться показать все новые и новые проявления его сущности, рассматривая с разных сторон.

Приведём примеры наблюдения и беседы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении их с многообразием животного мира.

Наблюдение  за черепахой

Цель. Углублять  и расширять представление о  черепахе (ее внешнем виде), типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знание о месте обитания черепахи на воле, учить создавать в уголке природы аналогичные условия. Учить ухаживать за черепахой, вызывать симпатию к ней, интерес.

Беседа о домашних животных (формирование понятия)

Цель. Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умения насыщать обобщенные существенные признаки конкретным содержанием, отражать ход размышлений в речи. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.

Усваиваемые вне  занятий знания о животных, изменением их жизни в связи с сезонными изменениями составляют важное условие успешного обучения детей на занятиях, обеспечивают последовательность, необходимую системность этой работе. Дети накапливают конкретные представления и необходимый опыт общения с животными как частью природы, упражняются в применении знаний и навыков.

В повседневной жизни используются разнообразные  методы и формы работы — наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, целевые прогулки и т. д. Организация детей может быть различной — фронтальная, небольшими подгруппами, индивидуальная. Выбор формы организации дошкольников зависит от задач и содержания предстоящей работы.

Работа по ознакомлению с многообразием животного мира в повседневной жизни должна тщательно  продумываться и целенаправленно  планироваться с учетом перспектив обучения и воспитания детей в  этой возрастной группе [17, с.42].

В течение зимы дети ухаживают за обитателями уголка природы, наблюдают за их поведением, повадками. В аквариум помещают новую рыбку, воспитатель предлагает сравнить ее с другими, выявить интересные особенности. Весной можно понаблюдать с детьми за птицами, рыбами, особенно живородящими, обращая внимание на своеобразие поведения детенышей. Интересны также наблюдения за насекомыми, принесенными с целевых прогулок и экскурсий. Летом дети в основном находятся на участке, туда же выносится большинство обитателей уголка природы. Это могут быть кролики, домашние птицы (куры, гуси); на прогулку можно вынести черепаху и морскую свинку.

Таким образом, чётко спланированная работа по ознакомлению дошкольников с миром животных в  процессе занятий и в повседневной жизни помогает воспитателю организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей определенной группы, способствовал формированию личности воспитанников.

Информация о работе Формирование у старших дошкольников представлений о многообразии живых организмов