Формирование понятий о времени у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

3.Охарактеризовать методику ознакомления старших дошкольников с календарём.

4.Проследить методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

5.Изучить опыт работы педагогов по данной тематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

формирование времени.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

    1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

    1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

    1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

    2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

    2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33 

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

    В программе «Пралеска» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Необходимо  знакомить детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

    Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

    Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

    Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

    В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях.

    В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени [5].

    Объектом  исследования является формирование представлений о времени у дошкольников.

    Предметом исследования являются занятия по предматематическому развитию

    Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

    2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

    3.Охарактеризовать  методику ознакомления старших  дошкольников с календарём.

    4.Проследить  методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

    5.Изучить  опыт работы педагогов по данной  тематике.

    Методы  исследования использовались следующие: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом.

    База  исследования: ГУО «Ясли-сад № ». 

 

     ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
 

    1.1.Методика ознакомления детей с частями суток 

    Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.

    Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. В обыденной жизни вместо слова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это продолжительность времени от восхода солнца до его заката. В разных местах земного шара и в разное время года продолжительность дня и ночи различна, поэтому для измерения времени понятия «день» и «ночь» как эталоны непригодны. Сутки как мера времени, имеют свою определенную количественную характеристику — 24 Часа, поэтому время измеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.

    Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их смена принята условно [15,с.4].

    В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток: день — часть суток от утра до вечера; вечер — часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь — часть суток от вечера до утра; утро— начало дня.

    При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в базисной программе «Пралеска» рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).

    Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным  признакам.  Но эти  конкретные  признаки   («Утро когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно, лети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места. Небезусловен, при определении частей суток, и индивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детей различению частей суток [5,с.47].

    Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

    Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные виды деятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток: игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени, одновременно показывая эту деятельность на картинках.

    Ознакомление детей с частями суток согласно программе «Пралеска» начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны были использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.

    Ознакомление с частями суток начинают с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткую запись).

    Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаете утром?

    Надя Н. Я одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.

    Воспитатель. Когда вы приходите в детский сад?

    К о л я Б. Когда мама приведет, утром. Когда все идут на работу.

    Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду?

    Дети. Играем. Зарядку делаем. Завтракаем.

    Воспитатель. В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

    Такие беседы проводят на занятиях по математическому развитию, уделяя при этом особое внимание упражнению детей в правильном назывании частей суток. В повседневной деятельности также упражняют детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий с определенным временем суток [11,с.64].

    Знакомство детей с временным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельности и некоторым объективным показателям определять части суток осуществляется на занятиях по картинкам. Детям показывают картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (иногда используют картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток), спрашивали: «Когда это бывает?» Одни называли время действия без объяснения, другие объясняли при этом, почему они так думают. На последующих занятиях дети должны были выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).

    Для закрепления знаний детей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывваются характерные для данной части суток практические действия, например:

Информация о работе Формирование понятий о времени у старших дошкольников