Формирование понятий о времени у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

3.Охарактеризовать методику ознакомления старших дошкольников с календарём.

4.Проследить методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

5.Изучить опыт работы педагогов по данной тематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

формирование времени.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

    Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

    1.   Знание  временных  эталонов   (обобщенное  представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

    Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

    Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

    У детей старшей группы начинают развивать чувство времени сначала на интервалы в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей. 1 минута — та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречается в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них далеко не адекватны. Поэтому мы начали работу с восприятия детьми минутного интервала, а затем перешли к усвоению других интервалов.

    Организация и методика работы следующие:

    -знакомить детей с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, при этом использовать секундомер, песочные часы, часы-конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

    -обеспечить переживание длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

    -учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения [15,с.36].

    Работу проводят по этапам.

    На 1-м этапе учат определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам (задание сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам), этим обеспечивают накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно даёт оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

    На 2-м этапе учат оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксирует внимание на точности оценки детьми его длительности.

    На 3-м этапе учат предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводят с помощью песочных часов.

    На 4-м этапе учат переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

    Работа проводится на занятиях при обычной организации.

    Программный материал первых 3 занятий включает следующие задачи:

    -познакомить детей с длительностью 1 минуты;

    -учить умению контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности;

    -формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание вовремя.

    На первом занятии выявляют представления детей об 1 минуте. «Минута — это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60», — поясняют, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняют название этого прибора, знакомят со словом «секундомер». Показывают детям, как движется стрелка на секундомере, и объясняют, что ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагают посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого показывают песочные часы, предлагают подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрирует по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети делают вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывают, где используются эти приборы для измерения времени.

    Затем на каждый стол ставят песочные часы, и детям предлагают сказать, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом занятии и на следующих они сами должны были проверять, что можно успеть сделать за 1 минуту.

    На занятии дети выполняли 3 задания:

    Выкладывали из палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за одноминутными песочными часами. Названные за каждым столом дети по сигналу одновременно перевернут песочные часы и, работая, все будут следить за часами. Когда весь песок пересыплется, минута кончится, работу сразу же следует прекратить, руки убрать со стола. По окончании работы дети рассказывали, кто, сколько и каких узоров успел сложить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следят во время выполнения работы за песочными часами и успевают закончить работу вовремя [15,с.37].

    Раскладывают палочки по 10 штук в течение 1 минуты.

    Убирают все палочки по одной в коробку в течение 1 минуты.

    При подготовке к занятию учат, что объем работы должен быть рассчитан на 1-минутный интервал. Две операции — взять и положить палочку — требуют 2 секунды, поэтому на все три задания на первом занятии дают детям по 30 палочек. Таким образом, создаются условия, при которых дети имеют возможность выполнить задание и в то же время уложиться во времени, т.е., что очень важно, испытать удовольствие от успешной деятельности.

    Приведем фрагмент занятия.

    На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспитатель говорит:

    —Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.

    По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок наблюдает за секундомером.

    —Сколько прошло времени? — Дети отвечают, что 1 минута.

    —Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,— говорит воспитатель. — Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и вовремя кончить. А теперь,— дает сигнал воспитатель,— в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

    Подводя итоги работы, он говорит:

    Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили выкладывать узоры, когда прошла 1 минута..

    Сколько, узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т. д. 

    На следующем занятии дети вновь наблюдали на песочных часах за протеканием 1 минуты, вспоминали, что они успели сделать на прошлом занятии за минуту. На этом занятии задания, предлагаемые детям, были усложнены: в них уже количество операций зависело от индивидуального темпа действий. В конце работы мы обратили внимание детей на это, показав зависимость результатов от темпов работы при одинаковой длительности деятельности. На втором занятии давалось уже 5 заданий, каждое из которых предлагалось выполнять в течение 1 минуты, контролируя время наблюдением за песочными часами. Далее задаются следующие задания:

    -рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту;

    -разрезать бумагу на полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел нарезать;

    -трем детям, вызванным к столу, воспитатель предлагал раздевать куклу в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1 минуту;

    -одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать — одевать или раздевать куклу;

    -в раздевальной комнате предложено пяти детям одеваться за 1 минуту, а всем остальным следить, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту [9,с.136].

    Третье занятие по организации аналогично второму, отличие заключается в числе заданий. Дети разрезают полоски бумаги на квадраты, потом квадраты разрезают на треугольники, а затем из квадратов вырезают круги. Сравнивают, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В конце занятия выкладывают узоры из полученных геометрических фигур и выясняют, из какого количества фигур можно успеть сложить узор за 1 минуту.

    Иной программный материал в последующих трех занятиях:

    -учить детей оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте;

    -формировать чувство удовлетворения от умения точно определять время.

    На четвертом — шестом занятиях детям предлагают выполнять те же самые задания, что и на первых трех, но теперь они определяют время уже без песочных часов. Инструкцию дают следующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась, а я проверю и скажу, кто когда закончил. Посмотрим, кто из вас правильно угадает, когда кончится минута».

    Последующие два занятия посвящают выполнению таких программных задач:

    -учить детей правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту;

    -воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность.

    Детям предлагают самостоятельно наметить такой объем работы, какой можно успеть выполнить за 1 минуту. Важно было, чтобы ребенок устно заранее спланировал во времени объем работы, а затем практически выполнил его и оценил фактическую длительность своей работы по песочным часам. Например, предлагают такие задания: из трех предложенных узоров-образцов выбрать такой, который можно было бы успеть сложить за 1 минуту, или отобрать такое количество растений, которое можно успеть полить за 1 минуту, или назвать, сколько вещей можно успеть надеть на куклу за 1 минуту, и т. п. При оценке итогов работы внимание детей обращалось на причины соответствия или несоответствия длительности выполнения задания его планированию.

    Такие занятия помогают детям наглядно увидеть (на секундомере, на песочных часах) и пережить, почувствовать длительность 1 минуты. Они практически убеждаются в том, что можно успеть сделать за 1 минуту, знакомят с возможностью контролировать, измерять время.

    Песочные часы наиболее удачный прибор для измерения детьми времени, так как они дают возможность наблюдать текучесть минуты. По объему песка в баллончике песочных часов видно, сколько времени прошло и сколько осталось до окончания минуты. Песочные часы не требуют количественного исчисления времени и в то же время очень наглядны, поэтому мы считаем, что первый прибор измерения времени, с которым надо познакомить детей, начиная работу по развитию чувства времени. Наблюдая за течением времени в процессе выполнения задания, дети могут сами регулировать темп своей деятельности, воспринимая минутный интервал несколькими анализаторами (зрением, мышечным чувством). Для развития чувства времени в процессе выполнения разных заданий недостаточно введения только самого фактора времени, т. е. когда взрослый объявляет о начале и окончании временного интервала. Необходимо ввести фактор учета времени самими детьми, что и предусматривалось в нашей методике.

    Фактор времени включают в деятельность детей не только на занятиях — минутные песочные часы используется воспитателем и самими детьми и при других видах деятельности [7,с.136].

    Ознакомление детей с длительностью 3- и 5-минутных интервалов проводится так: сначала демонстрируется интервал в 3 минуты, как сумму отдельных минут, выясняют сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы и сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-минутных песочных часах. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее с той, которую выполняли за 1 минуту. Например, при одевании на прогулку сравнивают, сколько вещей надевали за 1 минуту и за 3 минуты.

    На первом занятии по ознакомлению с 3 минутами не все дети успевают выполнить задание за новый для них временной интервал. Они сначала очень торопятся, но, увидев, что песка в баллончике часов еще много, начинают медленнее работать, перестают следить за часами, увлекаются складыванием лодочки, или постройкой дома, или рисованием и не успевают закончить работу в срок. По мере приобретения опыта дети начинают работать в более равномерном темпе, привыкают следить за песочными часами и кончать работать в срок.

    На следующем этапе работы, когда детям нужно самим оценить длительность времени в 3 минуты, воспитатель показывает два вида песочных часов и предлагает определить после пуска часов, какие часы на 1 минуту, а какие на 3 минуты, что они и делают безошибочно. Затем предлагают им посидеть, ничего не делая, 3 минуты и поднять руку, когда покажется, что 3 минуты кончились.

Информация о работе Формирование понятий о времени у старших дошкольников