Формирование понятий о времени у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

3.Охарактеризовать методику ознакомления старших дошкольников с календарём.

4.Проследить методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

5.Изучить опыт работы педагогов по данной тематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

формирование времени.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

    Спать пора! Уснул бычок, 

    Лег в коробку на бочок. 

    Сонный мишка лег в кровать,    

    Только слон не хочет спать…

    (А. Барто.)

    В работе с детьми младших групп применяют и наиболее простые словесные игры, в которых активизируют их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?», и дети дополняют пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна) [13,с.91].

    В средней группе закрепляют у детей название частей суток, углубляют и расширяют представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, стараются опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывают, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью используют картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют лома, наблюдают вечернюю улицу с балкона, бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели). Предлагают также самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.

    Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлялся и посредством игр, рекомендованных Ф.Н.Блехер. Это игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

    После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовали наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, используются карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток.

    На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая— ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки показывают детям одновременно и рассматривают, чем они отличаются. Ставят знакомый вопрос. «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывают картинки с изображением характерной деятельности и просят детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делают заключение об изображенном времени [8,с.57].

    На следующем занятии к каждой картинке прикрепляют соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для Дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. Цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предлагают детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяют правильность отбора, анализируя их содержание.

    В дальнейшем детям предлагаются только цветные знаки и по ним закрепляются названия времени суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак. При этом используют строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?»

    Спят луга, спят леса,

    В небе звездочки горят,

    К нам в окно луна глядит,

    Малым детям спать велит. 

    Если звонко за окном

    Защебечут птицы,

    Если так светло кругом,

    Что тебе не спится,

    Если радио у вас

    Вдруг заговорило,

    Это значит, что сейчас

    Утро наступило.

    (IO. Яковлев.)

    Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнили цветные знаки, определяющие части суток, приступают к уточнению знаний о последовательности частей суток. Учат детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашивали: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?» [7,с.83].

    В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток используют цветные знаки в качестве раздаточного материала и предлагают детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагают разложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами последовательность частей суток.

    В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

    Еще не раскрывается количественная характеристику суток —-24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.

    При усвоении детьми средней группы понятия «сутки» используют ряд приемов. На доске в один ряд ставят четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. По каждой картинке выясняют, когда это бывает. На основании одновременно представленных четырех частей суток знакомят с понятием «сутки». Спрашивают детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?» Дети обычно отвечают: «Весь день», «Целый день». Мы уточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем повторяют, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Предлагают также сложить знаки-символы частей суток и назвать все это время одним словом [7,с.42].

    Проводят также игры, например «Назови соседей»:

    — Назови соседей утра.

    — У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.

    — Назови соседей ночи. «Назови все части суток»:

    — Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

    Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводят беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня».

    Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени [10,с.84]. 
 

    1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем 

    Для того чтобы, формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.

    Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца.

    Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая —от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая — от полукруга до полного круга; третья — от круга вновь к форме полукруга; четвертая — от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.

    Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают», — отсюда произошло название «понедельник — день, следующий после «недели»; среда — средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период [15,с.27].

    Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени — лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из .10.месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны Марса, второй месяц — «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый—богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.

    В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь — в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31. -

    Если смена дня и ночи обусловливается вращением «земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год — это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.

    С помощью календаря определяется % время наступления праздников, вызывающих повышенный интересу детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.

    В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6—7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы-измерения времени.

    Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

    Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно" сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А.П.Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

    1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

    2)овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

    3)осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

    В программе «Пралеска» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра» [15,с.29].

Информация о работе Формирование понятий о времени у старших дошкольников