Формирование понятий о времени у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

3.Охарактеризовать методику ознакомления старших дошкольников с календарём.

4.Проследить методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

5.Изучить опыт работы педагогов по данной тематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

формирование времени.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

    Мы провели обследование уровня знаний детей об этих мерах времени. Одним из методов обследования была индивидуальная беседа, в ходе которой ребенку задавали вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» Отвечая на первый вопрос, примерно 20% детей правильно называли дату, другие называли случайное число или день недели, иногда отказывались отвечать. На второй вопрос 55% детей отвечали: «По календарю», т. е. знали этот прибор измерения времени. Они ссылались на взрослых, которые пользуются календарем: «У мамы в сумке есть листочек, он называется календарь, она посмотрит и узнает, какое число».

    В целях выяснения знаний детей о днях недели задавали такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?» Ответы детей показали, что названия дней недели усваиваются неравномерно.

    Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели. Так, около 80% детей знали дни недели— понедельник и пятницу. Другие дни недели часто путали, заменяли название одного дня недели другим, или вместо дня недели называли месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорили «сегодня», «завтра». Иногда называли день недели порядковыми числительными, а то и просто по характеру погоды (пасмурный день, солнечный день). Некоторые дети отказывались отвечать, так как не знали такого обобщающего понятия, как «неделя» («Я только дни знаю, а неделю не знаю»).

    Все это свидетельствует о том, что сама постановка вопроса о дне недели для детей часто неясна. Владение некоторыми конкретными представлениями, дети затруднялись в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могли назвать все дни недели.

    Мы выясняли также, знают ли дети последовательную связь дней недели. По характеру ответов на вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?» —выяснилось, что дети лучше знали предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

    Нас интересовало, как ребенок обосновывает названную им последовательность («Почему ты так думаешь?»). Обоснования эти были различны: здесь имели место и запоминание, и связь с содержанием деятельности в различные дни («Вчера была среда, я была на музыке»), и ссылка на календарь («По календарю смотрю»). Интерес представляли и те объяснения, в которых устанавливалась последовательность чередования дней недели с опорой на порядковые числительные («Сегодня четверг — четвертый день, а завтра будет пятый, значит, пятница»). По-видимому, общий корень этих слов способствовал их осознанию и запоминанию.

    Для выявления понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке детям задавали вопросы типа: «Какой день бывает до понедельника и после понедельника?» (Так о всех днях недели.) Ответы показали, что порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности. Примерно половина детей называли, какой день будет до и после названного, они восстанавливали в памяти цепочку слов-названий дней недели и безошибочно определяли предыдущий и последующий дни. Остальные дети испытывали различные трудности в установлении взаимосвязи в прямом и обратном порядке следования дней недели. Часто они про себя называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли громко следующий день. При этом им было значительно труднее назвать предыдущий день.

    Нас интересовал также вопрос, знают ли дети, сколько всего дней в неделе. Дети (в том числе все дети старших групп) называли случайное количество дней. Некоторые дети утверждали, что в неделе всего 5 дней, так как суббота и воскресенье — выходные дни и не считаются.

    Для выяснения того, в какой мере дети знают названия месяцев, их последовательность, были заданы следующие вопросы: «Какой сейчас месяц? Какой месяц был до него? Какой месяц будет после него? Сколько всего месяцев в году?»

    Дети старших групп не знали, какой сейчас месяц. Прошедший месяц называло небольшее количество детей: 10% в старших группах. Это можно объяснить тем, что название прошедшего месяца дети слышали неоднократно. Будущий месяц не мог назвать практически никто.

    Отвечая на вопросы, дети включали в ответы и названия времен года, и порядковые номера, и названия праздников. Так, например, на. вопрос: «Какой сейчас месяц?» (октябрь) — следовали такие ответы: двадцатый, октябрьский, осенний, второй месяц, новый год и т. п. На вопрос о количестве месяцев в году подавляющая часть детей совсем не отвечала, только некоторые давали правильные ответы. 35% детей называли случайные числа (7, 4, 3, 2, 1, 10, 40), при этом чаще всего называлось число 3.

    Когда детям было предложено назвать все месяцы по порядку, только половина из них пыталась дать ответ. Правильно назвали все месяцы в последовательности 5% детей старших групп. Остальные называли только некоторые месяцы, не соблюдая никакой последовательности. При этом наряду с названиями месяцев перечисляли и названия времен года: «Январь, февраль, ноябрь, март, лето, апрель, осень». Чаще встречаются среди названных детьми сентябрь (причем некоторые считают, что сентябрь — первый месяц в году), октябрь, ноябрь, апрель, март. Реже всего дети называли декабрь и январь.

    Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март — с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

    Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

    Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни  в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

    Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

    В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток — положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки (например, квадратики голубого, желтого, серого и черного цвета) как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток — ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.

    При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность отмечены следующие особенности:

    1) неравномерность в овладении названиями частей суток;

    2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;

    3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

    4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.

    Таким образом, поставленные цели и задачи исследования полностью доказаны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1.Архипова, Е.А. Современный детский сад. Программное обеспечение: Пособие для педагогов дошк.учреждений / Е.А.Архипова.- Мн.:НМЦентр, 2000.-88с.

    2.Закон Рэспублікі Беларусь Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь “Аб адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь” // Пралеска.-№5.-2002г.

    3.Занятие  в детстком саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост.Н.В.Тимофеева, Ю.В. Зотова.- Волгоград: Учитель, 2009.-131с.

    4.Козлова,  А.М. Дошкольное образование: учебно-методическое  пособие / А.М. Козлова, Е.В. Никофорова.-М.: УГЛ, 2004.-185с.

    5.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2009 – 2010 учебному году. Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования // Пралеска.- №8.-2009г. с.6-21

    6.Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в дошкольном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк.образования / А.Н.Котко.-Мн.: Зорны верасень, 2007.-168с.

    7.Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В.Лобынько, Т.Ю.Швецова.-Мн.: ИВЦ Минфина, 2010.-220с.

    8.Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу / Л.В.Лобынько, Т.Ю.Швецова.-Мн.: ИВЦ Минфина, 2009.-280с.

    9.Маралов, В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми / В.Г. Маралов.- М., 1996г.

    10.Методические рекомендации для дошкольных учреждений к началу 2008-2009 учебного года. Приоритетные направления деятельности системы дошкольного образования // Пралеска.- №8.-2008

    11.О концепции дошкольного образования. Постановление Министерства образования РБ от 16.07. 2000 г. № 35 // Пралеска.- № 1 (5).- 2001 г.

    12.Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании  дошкольников. Пособие для педагогов  учреждений, обеспечивающих получение  дошкольного образования / А.А.Петрикевич.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.-102с.

    13.Пралеска: программа дошкольного образования  / Е.А. Панько [и др.].- Минск: НИО;  Аверсев, 2007.-320с.

    14.Работаем  по программе «Пралеска»: пособие  для педагогов и руководителей  учреждений, обеспечивающих получение  дошкольного образования, с русским  языком обучения / Е.А. Панько [и др.].- Минск: НИО; Аверсев, 2007.-304с.

    15.Рихтерман,  Т.Д. Формирование представлений  о времени у детей дошкольного  возраста / Т.Д. Рихтерман. М.: «Просвещение», 1982. – 48 с.

    16.Современные  подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы/ сост. Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. - Волгоград: Учитель, 2010.-111с. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Формирование понятий о времени у старших дошкольников