Формирование понятий о времени у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить процесс поэтапного формирования представлений о времени у дошкольников в процессе математического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.На основе анализа литературы изучить теоретические основы представлений о времени.

2.Рассмотреть методику ознакомления дошкольников с частями суток.

3.Охарактеризовать методику ознакомления старших дошкольников с календарём.

4.Проследить методику формирования чувства времени у старших дошкольников.

5.Изучить опыт работы педагогов по данной тематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………..5

1.1.Методика ознакомления детей с частями суток ……………………..5

1.2.Методика ознакомления старших дошкольников с календарем ……..10

1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ …………………………………………………..25

2.1.Изучение уровня знаний дошкольников о частях суток …….25

2.2. Изучение знаний детей о календаре ………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

формирование времени.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

    Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

    Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, представляют ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

    Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

    При создании модели календаря как наглядного пособия используют рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9x6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержал цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умели читать, мы каждый листок календаря отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря они могли определить («прочитать») каждый день недели. Обратная сторона листка оставалась чистой. Календарь на прозрачной маленькой планке вешался на стене.

    Для съемных листков календаря изготавливают коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек, рис. 10). В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков — 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывается количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляют стопкой. На ней записывают название прошедшего месяца и укладывают стопку в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполняют 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполняют и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду — дней недели, % недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определяется порядок их следования [4,с.78].

    Предложенное пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель — месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывается год. Дети в любой момент могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания.

    Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

    Необходимо провести занятия для детей старшей группы, на которых сообщили необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, и этого было вполне достаточно для обучения навыку пользоваться календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

    На первом занятии по ознакомлению детей с календарем были показали разные виды календаря, рассказали о назначении его.

    Приведем пример занятия:

    Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?

    Новый год. Кончился старый год и начался следующий.

    Какого числа наступил новый год?

    —Первое января — первый день нового года. Первое — это число, а январь — это название месяца.

    Далее беседа велась по таким вопросам: «Кто знает, какой был день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются календари разного вида и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?»

    —Я вам сделала вот такой календарь. По этому календарю вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю вы увидите, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнаете, как он будет называться.

    Посмотрите, как много листков на календаре. Каждый листок — это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает, какое число. Это какое число? Под цифрой написано, какой это день недели.

    Какие вы знаете дни недели? Какой сегодня день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета полоска. Понедельник — первый день недели — мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел — 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска.

    По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.

    Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели [15,с.30].

    Через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточнили с детьми представление о днях недели, учили их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Дни недели наполнялись конкретным содержанием занятий или других видов деятельности, которые проводились по определенным дням. На этом занятии дети как бы увидели всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе помогала запомнить последовательность дней недели и их названия.

    Приводим пример проведения занятия по знакомству с днями недели:

    — Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели — это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.

    Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета полоска на Метке среды?

    Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их.

    Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? И т. д.

    На третьем занятии, необходимо уточнить представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносят те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называют дни недели, причем в любой последовательности.

    Большую помощь в этом оказывает наглядный материал, который используется различно. Дни недели (в виде листков календаря) дети раскладывают уже не только по порядку. Им предлагается, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находят и ставят листки вторника и четверга. Дети устно называют предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагается назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками.

    Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определют, сколько недель было в первом месяце года — январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель считает все дни месяца и сообщает, что в январе 31 день. Все листки января сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь — первый месяц в году [15,с.31].

    Затем воспитатель сообщает, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе выясняют, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считают, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверяют еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.

    Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогут правильно назвать текущий день. Поэтому проводят с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии цветов) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели.

    Варианты игровых заданий различные. Предлагается, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или предлагается выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»).

    Внимание детей ежедневно фиксируется на текущей дате. Вначале они забывают назвать или месяц, или число, или день; в таких случаях необходимо подойти к календарю, чтобы посмотреть дату, иногда вспомнить сведения о вчерашнем дне и определить настоящую дату. Порой виновато говорят: «Я сегодня забыл посмотреть на календарь».

    В конце каждого месяца необходимо с детьми проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца.

    В результате пользования календарем в течение года дети должны приобрести систематизированные знания. Они вспоминают, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий, назвали какой [7,с.102].  
 

    1.3 Методика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста 

    Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

    Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, все успевать.

    Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени [3,с.72].

    У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Информация о работе Формирование понятий о времени у старших дошкольников