Формирование личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Описание

Объект исследования: процесс воспитания дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель: выявить как влияет окружающая среда в детском саду на становление личности ребенка
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития личности;
2. Описать развитие личности в игровой деятельности;
3. Проанализировать влияния социальных факторов на становление личности в игровой деятельности;
4. Конкретизировать исследование и сделать выводы по выявлению социальных факторов, влияющих на становление личности ребенка в игровой деятельности;

Работа состоит из  1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     На  современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию культуры личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.

     Проблемами  развития личности занимались выдающиеся психологи; Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Эльконин Д.Б., С.П. Рубинштейн.

     С.П. Рубинштейн, отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию, С.П. Рубинштейн в тоже время придал определяющее значение внутренней позиции самого человека. А.Н. Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для  человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметно деятельности.  Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий:

  1. «социальная ситуация развития»
  2. «Я»
  3. мирровозрение
  4. «рефлексия»
  5. становление личности

     Особое  значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности и ее становлению. Личность формируется с детства. Сейчас разработана новая базисная программа, обеспечивающая полноценное разностороннее развитие ребенка. Эту программу разработала научно-исследовательский центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Название программы «Истоки» - отражает непреходящее значение дошкольного возраста, как уникального, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

     С.П. Выготский считал, что движущий силой  психического развития является обучение как необходимый путь присвоения ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентированно на «зону ближайшего развития», на созревающие а не уже созревшие функции.

     Обучение  ребенка может происходить и  стихийно и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым, сверстником. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающая среда (воспитатели, родители), а также переменная среда. Развивающаяся предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности. Она должна представлять ребенку условия для творческого, духовного развития.

     В дошкольном возрасте ребенок впервые  психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретно форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Воспитывающий, не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.

     Исключительное  значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Потребность чувствовать себя активной личностью выражается у ребенка стремление быть непохожим на других, обнаруживать самостоятельность поведения, делать по-своему. Огромное влияние на развитие игры доказывает социальная среда. Прежде чем установить взаимосвязь социально среды и игрой деятельности ребенка надо проанализировать такую сложную категорию как личность и ее развитие.

     Объект  исследования: процесс воспитания дошкольников в ДОУ.

     Предмет исследования: влияние окружающих факторов на формирование  культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

     Цель: выявить как влияет окружающая среда в детском саду на становление личности ребенка

     Задачи:

     1. Раскрыть проблему развития личности;

     2. Описать развитие личности в  игровой деятельности;

     3. Проанализировать влияния социальных  факторов на становление личности  в игровой деятельности;

     4. Конкретизировать исследование  и сделать выводы по выявлению  социальных факторов, влияющих на становление личности ребенка в игровой деятельности;

     Гипотеза: Предполагается, что разработанная нами и внедренная в воспитательный процесс методика развития личности ребенка, включающая в себя различные средства и методы воспитательной работы посредством игровой деятельности, позволит добиться положительного эффекта в становлении личности ребенка.

     Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, заключения, трех глав, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Личность  и ее развитие
 

     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

     Понятие «личность» чаще всего рассматривают  через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

     По  мнению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющие существенное значение(42). В. С. Крысько считает, что личность - существо активное и сознательное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами (30).

     В отечественной психологии психологи имели разные подходы к изучению личности. Так, подход Б. С. Ананьева рассматривает личность в единстве четырех сторон:

первое: человека как биологического вида;

второе: онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

третье: человека как личности

четвертое: человека как части человечества.

     Личность  как субъект жизненного пути и  субъект деятельности рассматривается  в подходе К.А. Абульхановой. В  основе развития личности лежат такие  качества, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление.

     Подход  В.В. Мясищева полагает ядро личности как  систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется  под воздействием отражения осознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

     Подход  К.К. Платонова. Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

  • направленность;
  • опыт;
  • особенности психических процессов;
  • биопсихологические свойства

     B.C. Мухина считает, что личность по своей феноменологии предполагает развитие человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой, как и он, является носителем общественных отношений. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений. Она развивается как родовой индивид, как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.

     Притязая  на признание, ребенок с помощью  взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.

     Из  всех определений личности, можно  выделить одно наиболее точное, которое объединяет в себе смысл других - личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение. Отметим, что практически все исследователи сходятся во мнении, что развитии личности напрямую зависит от влияния социальной среды (58).

     Отметим, какие этапы становления проходит личность ребенка в период дошкольного  возраста.

     Дошкольный  возраст является дальнейшим продолжением сензитивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.

     Накопленные данные о возможностях, представления  о самом себе дополняются соответствующим  отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе (38).

     Е. Рогов говорит о том, что внутренний мир личности ее самосознания всегда были в центре внимания. Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих. В исследовательских работах Б.С. Ананьевой, Л.И. Ботович, А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой проанализировали вопрос о становлении самосознания в проблеме развития личности. Исследования А.А. Бодалева заострили внимание в связи познания других людей и самопознания. А..- С. Спиркин дал понятие «Под понятием «Я» имеется личность, освещенная светом своего собственного самосознания «Я» — это самоконтрольная сила духа. И.И. Чеснокова в структуре самосознания выделяет три взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.

     В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным  к воздействиями возникает определенное отношение к Другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). Старший дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво, стремиться быть хорошим, выделиться. С возрастом самооценка у ребенка становится правильной. В 5 — 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков, они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

Информация о работе Формирование личности дошкольника