Формирование личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Описание

Объект исследования: процесс воспитания дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель: выявить как влияет окружающая среда в детском саду на становление личности ребенка
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития личности;
2. Описать развитие личности в игровой деятельности;
3. Проанализировать влияния социальных факторов на становление личности в игровой деятельности;
4. Конкретизировать исследование и сделать выводы по выявлению социальных факторов, влияющих на становление личности ребенка в игровой деятельности;

Работа состоит из  1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

     Б.Г.Ананьев  выделял в генезе самосознания формирование самооценки. Самооценка – важный компонент самосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям (24, с.12).

     Дети  принимают и усваивают оценки того родителя, который для них  является значимым лицом и носителем эталонов поведения. К 5 годам у детей возникает определенная позиция в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу. При этом предпочтения, которые ребенок оказывает своим сверстникам в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, отличаются относительной стабильностью. Избирательность выбора связана с формированием в дошкольном возрасте мотивационной сферы, разнообразных личностных свойств. Главным мотивом, побуждающим детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. На втором месте находится ориентация на положительные качества выбираемого, которые проявляются в общении (веселый, добрый, честный и т.п.). Позже у детей 6-7 лет в качестве мотива выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различных занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, пению), свидетельствует о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в детских группах.

     Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько в своих  работах отмечают, что человек  может оценивать себя адекватно  и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения) (15, с.54). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности, рефлексивности, аргументированности. Самооценка тесно связана с притязаниями личности, т. е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам. Формируется самооценка в процессе усвоения ребенком оценок, которые он получает от окружающих, путем активной деятельности, общения, взаимоотношений с окружающими и т. д. Развивается самооценка на основе представления ребенка о своем "Я". Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - "Я". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое "Я". В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Наряду с общей самооценкой (характерной уже для младших дошкольников) появляется способность к дифференцированной самооценке, к оценке своих достижений в конкретных видах деятельности, своих определенных качеств.

     На  протяжении дошкольного возраста самооценка ребенка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и, наконец, оказывается способным в особой форме осознать свое социальное "Я", свое место среди людей.

     Изменения в развитии самооценки дошкольника  в значительной степени связаны  с развитием познавательной и  мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастанием к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей (19, с.89).

     Я.Л. Коломинский считает важной составляющей личности ребёнка, её направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения (15, с.60).

     В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  потребности субъекта. Это осознанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком  конкретных действий и поступков. Мотивы человека различаются по степени осознанности, динамичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той же деятельности, более того - действия могут лежать разные по содержанию мотивы.

     Есть  мотивы реально действующие, а есть и только знаемые. Побуждения к деятельности могут лежать как внутри ее самой (интересно играть игрушками, узнавать что-то новое), так и вне ее ("Сделаю маме закладку для книги, она будет рада, похвалит"). В качестве мотива могут выступать интересы, чувства, убеждения, мировоззрение, установки ребёнка.

     Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы (52, с.267). Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

     Наряду  с возникновением новых мотивов  деятельности, в дошкольном возрасте наблюдается еще одно важное новообразование  в мотивационной сфере – соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать  над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направленность поведению ребенка он уже придает. Она может быть разной – от крайне эгоистичной до высоконравственной, конечно, в пределах возможностей данного возраста.

     В научных трудах Л.И. Божович выделяет становление эмоционально-волевой  сферы ребёнка в дошкольный период, так как эмоциональные состояния  человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них – амбивалентны, двойственны (8, с. 113).

     Они вмещают в себя одновременно два  противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок  может переживать желание, интерес  к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка. Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни.

     Раннее  и дошкольное детство, особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Дети существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью.

     На  протяжении дошкольного возраста увеличивается  устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда (8, с.121).

     Чем гордится ребенок, чего он стыдится –  решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства, ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.

     В проводившихся исследованиях Е.И. Захарова выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской  деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как  он усваивает нравственные нормы и правила поведения (22, с.10).

     Первоначально эмоциональная сфера формируется  и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального  взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность - эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств (8, с.56).

     К 1,5-2 годам у детей формируются  симпатии и антипатии к отдельным  людям, закрепляются чувства стыда  и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих.

     В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в  детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства, можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

     В 3,5-4 года чувства к близким и  знакомым ребенок переносит на персонажи  сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В  условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

     В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство  юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

     В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать  на приближение времени поступления  в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых  – радости (дети любуются школьными  принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

     А.Н. Белоус подчёркивает, что воля ребенка  – сложное образование (51, с.58). Оно состоит из относительно самостоятельных качеств (целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, самостоятельность, инициативность). Самое главное новообразование в 1,5-2 года - возникновение постоянной инициативы, которая четко проявляется в его фразе "Я сам". Детей в этом возрасте интересует сам процесс действия. На третьем году жизни произвольные действия ребенка содержат в зачаточной форме все признаки сознательного волевого действия: постановку цели и организацию исполнения. Приобретенный опыт дает ему возможность предвидеть некоторые последствия своих действий, сознательно затормаживать действия, мешающие достижению цели.

     Способность отодвинуть поступок на более позднее время уже выступает показателем развития воли 3-4-летних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного отставания развития волевых действий у детей. К 4-5 годам появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно. К 5-6 годам ребенок осуществляет речевое планирование, стремится выполнять правила игры и поведения, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал, совершает усилия, соотносит цели и результаты. Ребенок мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды, в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, помыслы, но и моральное чувство, само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.

     Все исследователи развития воли отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается  успешнее при игровой мотивации  и при оценке поведения со стороны  сверстников (в случае командной  игры). Важным новообразованием дошкольного детства является и способность соподчинять мотивы своего поведения.

     К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.

     Следует иметь в виду и тот факт, что  отличительной чертой волевой регуляции  поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Информация о работе Формирование личности дошкольника