Формирование личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Описание

Объект исследования: процесс воспитания дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель: выявить как влияет окружающая среда в детском саду на становление личности ребенка
Задачи:
1. Раскрыть проблему развития личности;
2. Описать развитие личности в игровой деятельности;
3. Проанализировать влияния социальных факторов на становление личности в игровой деятельности;
4. Конкретизировать исследование и сделать выводы по выявлению социальных факторов, влияющих на становление личности ребенка в игровой деятельности;

Работа состоит из  1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать документ)

     При завышенной самооценке дети во всем стремятся  быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый  лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

     Если  ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю  ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

     Если  на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

     В ходе теста участвовало 5 детей дошкольного  возраста. 

     Таблица 1

     Результаты  тестирования

Номер Имя ребенка № ступеньки
1 Сабина М. 3-я ступенька
2 Наташа Н. 6-я ступенька
3 Данил С. 5-я ступенька
4 Максим К. 9-я ступенька
5 Галя С. 7-я ступенька

     Как результат видно что в основном преобладает средняя самооценка т.е. адекватная. 

    1. Исследование  влияния  окружающих факторов на формирование культуры личности ребенка
 

     Цель  наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой  деятельности на становление личности ребенка.

     Наблюдение  за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.

     Игра  происходила следующим образом:

     Сабина  М. (5 лет 4 мес.): «У меня живот заболел».

     Наташа  Н.  (5 лет 5 мес.): «Что случилось? Надо обратиться в больницу, давайте поймаем такси».

     Данил С.  (5 лет 7 мес.): «Я схожу за машиной (ловит «машину»)».

     Максим  К. (5 лет 5 мес.) сидит за рулем: «Куда  надо ехать?»

     Данил: «В больницу. У дочки живот заболел».

     Все дети выходят, садятся в «машину» и едут в «больницу».

     Галя  С.  (5 лет 5 мес.): «А кто будет врачом?»

     Настя М.  (5 лет 6 мес.) подходит к детям: «Я буду врачом» (побежала в «больницу»).

     Данил: «Все, приехали».

     Дети  выходят из машины и идут в «больницу».

     Настя: «Заходите, заходите. На что жалуетесь?»

     Сабина: «У меня живот болит».

     Настя: «Давайте посмотрим (щупает живот). Давайте  я вас послушаю. Дышите, не дышите. А теперь нужно померить температуру» (подает градусник).

     Сабина  измеряет температуру.

     Ира: «Доктор, что с ней?»

     Настя достает градусник и смотрит  температуру: «Не волнуйтесь, ничего страшного. Просто она съела что-то грязное, сейчас я выпишу вам рецепт. Будете принимать детский панадол» (выписывает рецепт и подает).

     Ира: «Спасибо».

     Сабина: «До свидания».

     Сюжетно-ролевая  игра позволила малышам (Сабина М., Наташа Н., Данил С., Галя С., Настя М.) понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное  место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

     Воплощение  замысла в игре происходит путем  решения игровых задач. Усложняется  способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры об распределении ролей.

     Содержание  выступает отражение разнообразных  взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план

     Сюжеты  развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.

     Закрепляются  новые формы общения через  роли, обозначенные словом, ролевое  взаимодействие, ролевой диалог, который  становится белее длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.)

     Дети  самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые  действия, свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения

     Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила соответствии со взятой на себя ролью. Следят за правил игры другими детьми

     В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в  обращении со взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.

2.3.Социометрическое исследование группы детей

 

     Цель  исследования: прояснение межличностных  отношений, определение социальных статусов детей

     Критерий: С кем бы ты хотел играть?

     Группа  клиентов: Группа А

     Максимальное  число выборов, которое может  быть сделано клиентом: 4

     Отрицательные выборы разрешены: Да

     Описание:

     Сабина  М.

     Наташа  Н.

     Данил С.

     Максим  К.

     Галя  С.

     Графическое сопровождение (см. Приложение 2; 3).

     Справка по индексам

     Плотность - Индекс характеризует плотность  структуры взаимосвязей группы.

     Сплоченность - Индекс характеризует силу (степень) взаимного притяжения клиентов в  группе.

     Устойчивость - Индекс характеризует, какая минимальная часть группы должна покинуть ее, чтобы эта группа распалась на подгруппы, несвязанные между собой.

     Напряженность - Индекс характеризует степень неудовлетворенности  клиентов эмоциональными отношениями  в группе.

     Вес - Индекс характеризует, какая часть группы считает i-го клиента значимым при данном критерии.

     Эмоциональная экспансивность - Индекс характеризует, какая часть группы является значимой для i - го клиента группы при данном критерии.

     Удовлетворенность - Индекс характеризует, какая часть выборов, сделанных i - м клиентом группы, является взаимной.

     Статус - Индекс характеризует, насколько притягательным является i - й клиент группы для выбора.

     Таблица 2

     Таблица выборов

Клиенты, которые выбирают Сабина М.: Наташа Н. Данил С. Максим К. Галя С.
Сабина  М.:        + + - -
Наташа  Н. -        - - +
Данил С. + -        - +
Максим  К. - - +        -
Галя  С. - + - -       

     Таблица 3

     Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность
0,35 0,4 1,33 0,3

     Таблица 4

     Групповые индексы группы клиентов для отрицательных  выборов

Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность
0,65 0,4 2,33 0,3
 

     Таблица 5

     Индивидуальные  индексы клиентов для положительных  выборов

Клиент Вес Эмоциональная экспансивность Удовлетворенность Статус
Сабина  М.: 0,25 0,5 0,5 1
Наташа  Н. 0,5 0,25 1 1
Данил С. 0,5 0,5 0,5 1
Максим  К. 0 0,25 0 1
Галя  С. 0,5 0,25 1 1
 

     Таблица 6

     Индивидуальные  индексы клиентов для отрицательных  выборов

Клиент Вес Эмоциональная экспансивность Удовлетворенность Статус
Сабина  М.: 0,75 0,5 1 1
Наташа  Н. 0,5 0,75 0,667 1
Данил С. 0,5 0,5 0,5 1
Максим  К. 1 0,75 1 1
Галя  С. 0,5 0,75 0,667 1

Информация о работе Формирование личности дошкольника