Живые организмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.

Работа состоит из  1 файл

наташа Word.docx

— 61.48 Кб (Скачать документ)

     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

В Концепции  развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую  среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право  детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными  группами во внешкольных организациях. Этот этап также включает организованное воспитание и обучение детей с  особыми потребностями в специальных  коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах “школа - детский  сад”. Цель: обеспечение равных стартовых  возможностей детей в получении  образования путем последовательного  увеличения охвата детей дошкольными  образовательными, оздоровительными и  коррекционными программами. Задачи: ранний охват дошкольными организациями  всех детей независимо от социального  положения и места проживания; обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой; достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его  от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового  образа жизни; формирование у ребенка  личностных качеств, необходимых для  овладения учебной деятельностью; развитие инклюзивного образования  детей с ограниченными возможностями. Содержание воспитания и обучения должно обеспечивать специфичные виды деятельности и направления развития ребенка, его последующую адаптацию к  школьной жизни

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и  активной жизненной позиции в  области охраны природы, рационального  использования и воспроизводства  природных ресурсов, является объективной  необходимостью для всего человечества.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых  организмах, человек получает уже  в детстве. В дошкольных учреждениях  процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных  частей этого процесса — предполагает решение ряда Живая природа —  это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два  процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним  из основных компонентов природной  среды, важной составной частью природных  богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых  для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.

Пробуждать у  детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и  справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка  в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях  такой порок, как бессердечное обращение  с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым  существам.

Известно, каким  сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка  в природной среде: имея самые  добрые намерения, дети тем не менее  совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают — «ласкают»— котенка и др.). Живая  природа воздействует на малыша, вызывая  у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы  стало школой развития во взаимосвязи  и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние  на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при  восприятии природы педагог значительное место отводит задачам эстетического  воспитания без тесной взаимосвязи  с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остается часто  во внешнем, созерцательном плане и  потому доминирует в формировании отношения  детей к природе; не всегда целесообразно  организуется деятельность детей в  природе — она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, цветов и т. п.).

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы  поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели  ежа. И воспитатель, прежде чем взять  животное в детский сад, обсудил  с детьми, хорошо ли будет ему  в помещении, смогут ли ребята создать  для животного условия, похожие  на естественные. Дети с помощью  педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему  лучше, здесь его дом», «Может, его  где-то ежата ждут...»). У ребенка  надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Цель курсовой работы – раскрыть у детей представление о сообществах живых организмов.

Объект  - процесс  экологического воспитания дошкольника.

Предмет – формирование представлений у дошкольников о  живых организмах.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Обосновать  значение живых организмов у  детей дошкольного возраста.

Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей.

Структура данной работы состоит из введения, двух разделов,  заключения, списка используемой литературы. 

 

Раздел 1. Теоретические  основы ознакомление с природой. 

1.1 Вопросы ознакомления детей с природой в современной научной литературе 

Самоценность  дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это  период его бурного роста и  интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и  психических возможностей, начало становления  личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного  мира, начинает понимать свое место  в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются  основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали  большое значение природе как  средству воспитания детей: Я. А. Коменский  видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и  воли.

К. Д. Ушинский был  за то, чтобы "вести детей в  природу", чтобы сообщать им все  доступное и полезное для их умственного  и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и  др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось  по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую  роль сыграли работы ведущих педагогов  и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения  и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли  исследования, которые начали проводиться  в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное  ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство  наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х  годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными  Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую  подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение  о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных  знаний, отражающую закономерности той  или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и  систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в  качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость  существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие  ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических  проблем планеты до кризисного состояния  и их осмысление человечеством. За рубежом  и в России в этот период происходило  становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились  конференции, съезды, семинары, создавались  программы, технологии, учебные и  методические пособия для различных  категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция  непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе  дошкольного детства ребенок  получает эмоциональные впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

В связи с  этим в 90-е годы в России было создано  значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские  программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников .

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Информация о работе Живые организмы