Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени в старшем дошкольном возрасте;

2. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;

3. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….........5-7
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….8-9

1.3. Методы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………9-10

1.4. Средства детской художественной литературы………………………...10

Выводы по I главе


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Состояние уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………12-14
2.2. проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………....15
2.3. Анализ опытно-поисковой работы………………………………………15-18
Выводы по II главе

Заключение…………………………………………………………………......19
Список использованной литературы…………………………………………20-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(Карпенко) 2011.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

                                                          Федеральное агентство по образованию

                      Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

                                                            Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии образования и развития 
 

Карпенко  Анастасия Александровна

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного          возраста средствами детской художественной литературы

По  направлению 05070062 «Педагогика»

Курсовая  работа

         Научный руководитель: Кандидат психологических наук доцент:

                                                     Дрень О.Е

                                                    

                                                     Допустить к  защите:

                                                     Заведующий кафедрой

                                                                    _________________________

                                                                    «___»_________________

                                                                             

      Дата защиты:

    «__»__________20__г

    Отметка_________ 
 
 

                                                

                                              Нижневартовск 2011

                                                                    Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3-4

 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….........
5-7 
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….
8-9

1.3. Методы формирования  представлений о времени у  детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………9-10

1.4. Средства детской художественной литературы………………………...10

Выводы по I главе 

 
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Состояние  уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………12-14 
2.2. проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………....
15  
2.3. Анализ опытно-поисковой работы………………………………………
15-18  
Выводы по II главе

Заключение…………………………………………………………………......19  
Список использованной литературы…………………………………………
20-23  
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

Актуальность  исследования:   Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.  Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку  показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию  временных единиц и отношений  в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей  точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Исследования  представлений ребенка о времени  проводились как за рубежом (Ж.Пиаже, П.Фресс, П.Жане и др.), так и в  отечественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Е.А.Головаха, Т.Д.Рихтерман, Д.Г.Элькин), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Объект  исследования - процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; дидактические игры; развивающая среда.

Достижению  цели будет способствовать решение следующих задач:

1. проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме формирования представлений  о времени в старшем дошкольном  возрасте;

2. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;

3. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;

Методы  исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных.

База исследования. Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад "Соловушка" №61

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 

Глава 1

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по  проблеме формирования  представлений о  времени у детей  старшего дошкольного  возраста.  
У детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. 
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 
Знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. 
Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определённых временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать на тот или иной отрезок времени. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени. 
Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени. 
При обучении детей распознаванию частей суток необходимо соотнести правильное обозначение каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. 
Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. 
Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формируется у детей постепенно. Детям в старшем дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. 
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. 
Как объективная реальность время очень специфично. Оно всегда в движении, оно нематериально, и дети сомневаются в его существовании, так как не могут его «увидеть». Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003 
Необходимо «показать» ребенку время, его единицы измерения (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), его существенные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), научить свободно, оперировать этими понятиями. 
Осознавая важность темы, я считаю, что ознакомление детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени. Чтобы помочь детям быстрее усвоить временные понятия, научиться планировать и регулировать повседневную деятельность, я решила остановиться на этом вопросе и изучить его глубже. 
Цель: помочь детям научиться самостоятельно, ориентироваться во времени - определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять ритм и темп своих действий в зависимости от времени. 
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 
Формировать представления у детей о частях суток на основе связи различных временных отрезков с характером деятельности детей. 
Учить детей различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно обозначать их в речи. 
Развивать умение связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. 
Формировать у детей умение оценивать временные интервалы, выраженные в месяцах и временах года, понимая их периодичность, сменяемость, необратимость. 
Знакомить с разнообразием часов, используемых для определения времени человеком в разные времена, учить определять время по часам. 
Анализируя результаты диагностики детей старшей группы, стало ясно, что систематическое проведение работы по формированию временных представлений привело к заметному росту количества детей, свободно ориентирующихся во времени. В начале года высокий уровень знаний наблюдался у 4-х детей из 20-ти, в конце года 14 детей из 20-ти имели высокий уровень знаний. 
Средний уровень знаний снизился: в начале года его имели 11 детей, а в конце года осталось 6 детей с этим уровнем, 5 детей достигли высокого уровня знаний. 
Низкий уровень знаний был у 5 детей в начале года, а в конце года низкий уровень знаний остался у одного ребёнка. 
Анализ результатов диагностического исследования о сформированности представлений о времени у детей подготовительной к школе группы показал: в начале учебного года высокий уровень знаний имели только трое детей из 20-ти, в конце года высокий уровень знаний наблюдался уже у 14 из 20-ти. Если в начале года 12 детей владели средним уровнем знаний, к концу года таких детей стало 6. Низкий уровень знаний был у 5-ти детей в начале года, а к концу года низкого уровня знаний ни стало, ни у кого. 
Из этого следует, что результативность работы по формированию временных представлений у детей зависит от регулярности, последовательности, плановости, систематичности, специальной направленности работы педагога. 
В ходе выполнения заданий одни успевали за минуту сделать больше операций, другие - меньше, что позволило детям сделать вывод о разных темпах работы, и они пытались освоить более быстрый темп работы. 
Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро. 
Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. 
Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени, и умение регулировать свою деятельность во времени. 
У детей 5-6 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др. 
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.
 

1.2. Особенности формирования  представлений о  времени у детей  старшего дошкольного  возраста 

Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач  на установление пространственных и  временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые отношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия). 
Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени. 
Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления. 
Исследования временного представления показали, что дети все справляются с заданиями и практически на 82% в состоянии воспроизвести предложенный на занятиях материал, разобравшись в нём. 
Наилучший результат показан детьми в усвоении ориентировка детей по дням недели и временам года. Двое детей не справились самостоятельно по временным методикам. 
Исследование понимания отношения временной последовательности детьми дошкольного возраста дало следующие результаты. 
Дети устанавливали временную последовательность между звеньями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех сериях экспериментов были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид ошибок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев. 
Временную последовательность ряда звеньев ребенок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями. 
Он должен одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, тогда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до конца. 
При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время - однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы. 
В условиях детского сада воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.
 
 

Информация о работе Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы