Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени в старшем дошкольном возрасте;

2. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;

3. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….........5-7
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….8-9

1.3. Методы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………9-10

1.4. Средства детской художественной литературы………………………...10

Выводы по I главе


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Состояние уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………12-14
2.2. проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………....15
2.3. Анализ опытно-поисковой работы………………………………………15-18
Выводы по II главе

Заключение…………………………………………………………………......19
Список использованной литературы…………………………………………20-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(Карпенко) 2011.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

1.3. Методы формирования  представлений о  времени у детей старшего дошкольного возраста. средства детской художественной литературы

Методы исследования. В работе используются следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, методы обработки данных. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

1.4 средства детской художественной литературы

Художественное  произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие  дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., Просвещение, 1991

  
 
 

Выводы  по I главе:

Дети старшего дошкольного возраста не совсем хорошо ориентируются во времени, т к у них еще не совсем не развито логика мышления, чтоб дошкольник правильно ориентировался во времени, ему надо тренировать свою логику, воспитателям и родителям можно давать задания ребенку на измерение времени. Надо ребенку каждый раз задавать вопрос, сколько сейчас времени и тогда ребенок постепенно может хорошо ориентироваться во времени. Что касается художественной литературы, то тут дошкольник может слушать читающего или спокойно или нет, в зависимости, какая литература и как читающий читает этот материал, надо заинтересовать так ребенка, чтоб он сидел и слушал внимательно. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ  РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О  ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1. Состояние уровня  развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста  
Опытно-поисковая работа проходила на базе МДОУ Детский сад №61 в старшей группе №10 «Соловушка». 
В исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6 лет. 
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития представлений о геометрических фигурах каждого ребёнка. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. Детям были предложены тесты, в состав которых входили дидактические игры. 
Методы исследования представлений о геометрических фигурах: 
1. «Какой формы?» 
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм. 
Взрослый называет какой-либо предмет окружающей
- обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета. 
Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно
- определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо- овал и т.д. 
2. Мозаика. 
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки. 
3. Почини коврик. 
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. 
Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) её на дырку. 
Большой интерес у детей 6-7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.  
Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.  
Дети делятся на команды, и становятся возле, заранее подготовленных взрослыми, столов так, чтобы они стояли лицом друг другу (в случае, если команды 3 или 4, то столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат (4 команды) или треугольник (3 команды).

Также я проводила  с детьми дидактические игры по теме «Как узнать птиц» дети садились вокруг и я раздавала каждому картинку, на которой изображена была птица. Цель была такова, чтоб дети называли птицу и какая эта птица домашняя или дикая, и ребята должны обосновать свой ответ, почему они так считают…

У каждого ребенка  сформировался свой определенный уровень  развития интеллекта, у кого-то он выше, у кого-то ниже. Гребенюк О. С. выделяет пять уровней развития интеллекта: низкий, ниже среднего, средний, высокий, очень высокий. Они имеют следующие характеристики:   

  Низкий – ребенок не умеет  слушать другого человека, выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;  

 Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другого человека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;  

 Средний – ребенок не умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки; 

 Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых;  

 Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок может слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Носова  Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.

                                    
 
 
 
 

                                       Геометрические фигуры

 

 

  
 

Интервалы уровней  проявления фактора во времени у  дошкольника:

Низкий  1,00 – 3,65

Средний  3,66 – 4,32

Высокий  4,33 – 5,00 
 
 

Из художественной литературы я деткам читала сказку «дядя Федор пес и кот». Это занимало не больше получаса, и я выявила у детей: 

Внимательность Невнимательность Время, затраченное  на чтение сказки Усидчивость
      10%        50%         35%        57%
 
 
 

 
 

2.2. Перспективный план  формирования представлений  о времени у  детей старшего  дошкольного возраста.

 В работе рассмотрены особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 
Доказано, что процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; дидактические игры и головоломки
 
 

2.3. Анализ опытно-поисковой  работы  
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста показал, что в общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем, по мере того как ребёнок несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной работы, которая ведётся с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно - конкретная форма предметов начинает определяться посредством более чёткой геометрической формы.  
По мере того как ребёнок в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб и т.д.). Для того чтобы ребёнок дошкольного возраста овладел элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может быть признано вовсе недоступным ему. 
К методам формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста относится наглядность. Цель метода наглядности - обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Применяется естественное, рисунковое, объемное, звуковая и графическая наглядность. 
Средство наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действие учителя и учеников изображения реальных предметов, процессов (рисунков, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы). 
В практической части дается описание проведенной опытно-экспериментальной работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней  развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Во-вторых, была проведена работа по развитию представлений о геометрических фигурах с использование дидактических и головоломок. 
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы - показал, что проделанная работа была эффективной
 
 
 

                  Диагностика особенностей  внимания во времени

Цель  методики: определение эффективности внимания во времени.

Описание  методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки (лист 3), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Нормативы:

Уровень развития внимания Время выполнения задания, мин Кол-во названных отличий Число ошибок
  Очень  высокий            1-1,5              15            ___
  Выше  среднего            1,5-2            14-13              1-2
  Средний             2-2,5            12-11              3
 Ниже среднего             2,5-3             10-9            4
  Низкий           3-3,5            8-6              7-5
 Очень  низкий             3,5-4         Менее 6          Более 7
 

Обработка результатов:

1. При обработке  результатов выяснилось, что уровень внимания детей у всех практически средний и мало кто допускал ошибки.

 

График  усредненных оценок дошкольников

Информация о работе Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы