Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение особенностей формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени в старшем дошкольном возрасте;

2. выявить уровень развития временных представлений у старших дошкольников;

3. разработать систему дидактических игр, направленных на развитие представлений о времени у старших дошкольников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….........5-7
1.2. Особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….8-9

1.3. Методы формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………9-10

1.4. Средства детской художественной литературы………………………...10

Выводы по I главе


ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Состояние уровня развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………12-14
2.2. проект формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………....15
2.3. Анализ опытно-поисковой работы………………………………………15-18
Выводы по II главе

Заключение…………………………………………………………………......19
Список использованной литературы…………………………………………20-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(Карпенко) 2011.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

5_______________________________________________________________

4_______________________________________________________________

3_______________________________________________________________

2_______________________________________________________________

1_______________________________________________________________

0_______________________________________________________________ 

2. Время показало, что дошкольники ориентируются  немного медленнее, т. к они все время работают по образцу и у них должно быть достаточно времени, чтобы все рассмотреть и назвать правильно.

        Диагностика в детском саду. / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. - Ростов н./Д: Феникс, 2004. 
 

Выводы  по II главе:

Зачастую дошкольник любит играть в дидактические  и подвижные а также сюжетно  ролевые игры, а вот как дело касается умственного материала то тут ребенок не всегда может согласится работать в умственной форме. Надо так заинтересовать ребенка, чтоб он захотел умственно думать.

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 

                                                  Заключение

   Старший дошкольный возраст –   обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своем времени. Особую роль в формировании представлении о времени должна играть система образования, т.к. именно в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям получения знания о времени.

   Проанализировав литературу по теме работы, мы определили, что оптимальным возрастом формирования времени и средства художественной литературы  является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее время. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения времени ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения художественной литературы ребенка.

   Проведенное исследование проблем представления о времени ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной временной проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками художественной литературы показало, что общее представление о своем времени имеют далеко не все дети.

   Таким образом, обобщая все вышесказанное, отмечаем, что проблема изучения времени ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

   Проведенное исследование не позволяет решить всех задач  художественному воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения времени ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

   Теоретический анализ литературы и проведенное  на его основе эмпирическая работы позволили выполнить цель нашей работы. 

  
 
 
 
 

Список  использованной литературы

   1. Баркан А.И. Практическая психология  для родителей, или как научиться  понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

   2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина  Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

   3. Белошистая А.В. Обучение математики  в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 320 с.

   4. Битянова Н.Р. Психология личностного  роста. - М., 2000.

   5. Божович Л. И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте. - М., 1998.

   6. Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова  Ю.А. Здравствуй, мир. - М.: Баласс, 1999.

   7. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.

   8. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

   9. Владимирова Н. Арифметика для  малышей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

   10. Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия. / Сост. И.В.Дубровина. - М.: Академия, 1998. - 313 с.

   11. Вопросы психологии ребенка дошкольного  возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева,  А.В.Запорожца и др. - М.: Международный  Образовательный и Психологический  Колледж, 1995. - 144 с.

   12. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова  Н.Б. Стихи о временах года и игры. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

   13. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. - СПб.: Детство - пресс, 1999.

   14. Давайте поиграем: математические  игры для детей 5-6 лет. д ред. А.А. Столяра. - М.: АСТ, 1996. - 56 с.

   15. Диагностика в детском саду. / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. - Ростов н./Д: Феникс, 2004.

   16. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1988.

   17. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова  В.П. Математика для дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.

   18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416 с.

   19. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений  о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.

   20. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1977.

   21. Математическая подготовка детей  в дошкольных учреждениях. / Сост. Данилова В. В. - М., 1987.

   22. Материал и оборудование для  детского сада: Пособие для воспитателей  и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004.

   23. Мельников И. Про часы и о часах. - М.: Детская литература, 1983.

   24. Метлина Л. С. Математика в  детском саду. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

   25. Методические рекомендации к  "Программе воспитания и обучения  в детском саду" / Под ред.  Л.В.Руссковой. - М.: Просвещение, 1996. - 400 с.

   26. Методические рекомендации к  "Программе обучения и воспитания  в детском саду"./ Под ред.  В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 400 с.

   27. Михайлова З.А. Игровые занимательные  задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

   28. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая  Р.Л., Вербенец А.М. Математическое  развитие дошкольников. - СПб.: Питер, 1998. - 220 с.

   29. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений  о времени у детей дошкольного  возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

   30. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., Просвещение, 1991.

   31. Новикова В.П. Математика в  детском саду, Подготовительная  группа. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 184 с.

   32. Носова Е.А. Предлогическая подготовка  детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л., 1990.

   33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.

   34. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1980.

   35. Программа воспитания и обучения  в детском саду. / Под ред. Г.И.Васильевой. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

   36. Психологический словарь. / Ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

   37. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

   38. Русскова Л.В. Методические рекомендации  к "Программе воспитания и  обучения в детском саду". - М.: Просвещение, 1986.

   39. Семаго Н.Я. Методика формирования  пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М: Айрис Пресс, 2007.

   40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные  дети. Основы диагностической работы  психолога. - М.: Аркти, 2000.

   41. Сенсорное воспитание в детском  саду. / Под ред. Н.Н.Поддькова, В.Н.Аванесовой. - М., 1981.

   42. Сополова Е.И. Время и пространство. - Ярославль: Академия развития, 2004.

   43. Тарабарина Т.И. Детям о времени. - Ярославль: Академия развития, 1996.

    44. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных  математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 119 с.

   45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

   46. Фесюкова Л.Б. От трех до  семи. - Харьков: Холио, 1996.

   47. Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников./Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

   48. Шорыгина Т.А. Точные сказки. - М.: Книголюб, 2004.

   49. Щербакова Е.И. О математике  малышам. - Киев: Радянська школа, 1984.

     50. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М.: Аванта +, 2002. - 680 с. 

Информация о работе Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы