Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 121.45 Кб (Скачать документ)

Учреждения образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

 

 

 

 

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Формирование Представлений  о родословной у детей старшего дошкольного возраста

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 310 группы заочной

формы получения образования

Дубова Екатерина Сергеевна

 

Научный руководитель:

 

Доцент Манцевич  Татьяна

Витальевна.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3

 

1. Теоретические аспекты  формирования представлений о  своей родословной у детей  старшего дошкольного возраста……………………………..………………5

    1. Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5

1.2 Понятие родословного  дерева…………………………………………….……7

1.3 Методики ознакомления  старших дошкольников с родословной  семьи…...10

2. Анализ формирования  представлений о своей родословной  у детей старшего дошкольного  возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14

2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14

2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15

2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А  Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ Б  Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ В  Этапы работы над проектом ….…….………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ Г  Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ Д  Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38

ПРИЛОЖЕНИЕ Е  Диск с презентацией ….…………………..…………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж  Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная цель дошкольного  образования - разностороннее развитие ребенка, задаваемое государственным  стандартом в полном объеме в соответствии с возрастными и индивидуальными  возможностями, спецификой детства  как самоценного периода жизни  человека.

Актуальность исследования вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с родословной семьи, обычаями и традициями и воспитанием у них на этой основе любви к семье, родному краю, стране. Необходимость отбора доступных детям сведений о генеалогии, как науке, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы познания традиций и семейных устоев детей дошкольного возраста, носят разрозненный характер. 

К тому же многие важные стороны  рассматриваемого процесса вообще не подвергались специальному анализу. На современном этапе развития педагогики остаются не исследованными психолого-педагогические предпосылки ознакомления с родословной семьи у дошкольников, сущность самого процесса, содержание и методические основы воспитательной работы детского сада в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны. Недостаточная научная разработанность основ данного вопроса у дошкольников не могла не сказаться на практике работы детских садов, результатах, деятельности воспитателей.

Проблема исследования в  этой связи сформулирована таким  образом: каковы воспитательные возможности  ознакомления с родословной семьи дошкольников в условиях детского сада и какова роль такого воспитания в формировании личности будущего гражданина Республики Беларусь. Решение этой проблемы составило цель курсового исследования.

Объект исследования - педагогические подходы ознакомления дошкольников с родословной семьи.

Предмет исследования - воспитание нравственности и основных понятий о традициях, родных, близких у старших дошкольников на основе педагогических научных подходов, а так же на традициях белорусской культуры на примере д/у  №279 г. Минска.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические  аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;

- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;

- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

- рассмотреть методику  организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у  №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

В процессе сбора материала  для написания курсовой работы был использован опыт работы в д/у  №279 г. Минска.

 

1. Теоретические  аспекты формирования представлений  о своей родословной у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

    1.  Понятие родословной семьи и гражданственности

 

Понятие «родословная» можно  определить как перечень поколений  людей одного рода, устанавливающий  происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе  рода того, что его отличает. Существует два основных способа ее ведения  — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения  кровного родства. Восходящая прямая линия  родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно  начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и  бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной  восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков  и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской  восходящей родословной [14,c.28].

Подавляющее большинство  педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают  этот вид деятельности важным средством  нравственно-патриотического воспитания [19,c.113].

Однако в практику детского сада составление родословной входит очень тяжело. Крайне редко воспитатели  берутся проводить такие занятия  с детьми. Если же в детском саду работа в этом направлении ведется, то составление родословной, как  правило, является одной из форм взаимодействия воспитателей и родителей. Дети старшей  или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему  своей родословной чаще всего  в виде дерева и представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи. Не умаляя значимости таких  мероприятий, важности организующей роли педагога, следует все же подчеркнуть, что деятельность воспитателя в процессе составления родословной в данном случае практически отсутствует.

Среди педагогов-практиков  существует и другая точка зрения. Так, часть воспитателей полагает, что  в детском саду не следует составлять родословную, поскольку для дошкольников это слишком сложно, пусть они  этим занимаются в школе. Как правило, такое мнение высказывают высококвалифицированные  специалисты, имеющие большой стаж работы. И во многом они правы, потому что очень хорошо представляют себе весь комплекс проблем, который может  возникнуть [14,c.29].

Прежде всего воспитателю следует обратить внимание на особенности развития у детей представлений о составе семьи, об отношениях родства. Составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства. 
Специалисты в области онтолингвистики, науки, изучающей речь детей, констатируют сложность и неоднозначность этого процесса.

Первоначально слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей —  «мама», «папа», «деда» (дедушка). В младшем  дошкольном возрасте ребенок уже  понимает, что не только у него есть мама и папа, но и у других детей  тоже. Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4–5 лет уже довольно хорошо ориентируются  в родственных отношениях. Однако, определяя их, дети среднего и старшего дошкольного возраста руководствуются, как правило, возрастом. Дошкольники  часто полагают, что дочь или сын  — это обязательно дети, а дедушка  и бабушка — это пожилые  люди. Ребенок старшего дошкольного  возраста правильно называет свою маму — мамой, бабушку — бабушкой, папу — папой, а дедушку — дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка [16,c.40].

Усвоение терминов и отношений  родства происходит сугубо индивидуально, оно связано с личностными  психологическими особенностями развития ребенка. Чтобы понять, кто кому кем приходится, нужно зачастую встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим — в 6–7 лет. Кроме того, существенную роль играют национальные культурные особенности и специфика родного языка. Так, наличие фамилии, отчества, обращений к детям со стороны взрослых «сынок», «доченька», «внучек» способствуют процессу усвоения детьми терминов и отношений родства. Однако многозначность таких слов как «дядя», «тетя», «дедушка», «бабушка» и пр. вносят определенную путаницу. Ведь слова «тетя», «дядя» могут означать родственные отношения — сестра, брат отца или матери, но они также могут обозначать любых незнакомых ребенку женщину, мужчину.

 

1.2 Понятие родословного  дерева

 

Родословную можно представить  в виде дерева. Однако следует помнить, что родословное, или генеалогическое, древо — это мужская нисходящая родословная, но перевернутая. Она действительно  напоминает разветвленное дерево. Имя  родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков —  на разветвлениях и ветвях. Поскольку  родословие является частью традиционной народной культуры, то необходимо отметить, что православная церковная традиция сравнивает детей, имея в виду и кровное, и духовное родство, с ветвями  древесными, с плодами лозы.

Родословную вовсе не обязательно  оформлять в виде дерева. Существует достаточно много вариантов. Ее можно  внести в таблицу, нарисовать в виде схемы. Родословные таблицы также  могут отражать и восходящую, и  нисходящую линии родства. Каждое поколение  располагается на одной горизонтали, старшинство лиц в каждом поколении  записывается слева направо. В исторической практике известны, помимо горизонтальных, круговые генеалогические таблицы. Как правило, это восходящие смешанные родословные. В центре писали имя человека, для которого родословная составлялась, а в каждой из двух половин круга располагали имена предков по материнской и отцовской линии [11,c.26].

Однако сама по себе схема, отражающая перечень поколений и  родственные взаимоотношения, еще  не является родословной в полном смысле этого слова. Кроме этого, нужно изложить основные сведения о  каждом из членов рода, рассказать о  его достоинствах и достижениях. Внести столь подробную информацию в схему или в таблицу довольно сложно, поэтому принято составлять поколенную (родословную) роспись. Сведения, которые включают в родословное  описание, представляют собой биографические, анкетные данные. Прежде всего записывают фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения. Затем — фамилию, имя и отчество родителей. Рассказывается также, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Кроме того, записывается фамилия, имя, отчество жены (мужа), имена, даты и места рождения детей. Поскольку в родословную могут быть включены и отдаленные предки, то для рожденных до 1917 года, как правило, указывается сословие. В сведения об умерших включается дата смерти и место погребения. Помимо всего прочего, в поколенную роспись традиционно вносили информацию о вероисповедании, фамилии, имена и отчества восприемников, т.е. крестных родителей (для христиан). Необходимо подчеркнуть, что в поколенной росписи следует приводить ссылки на документы, источники, из которых взяты сведения.

Поколенная роспись составляет основу семейного, родословного архива. Существенным его дополнением служат фотографии и портреты. Они обязательно  должны быть подписаны: кто изображен, когда и где происходило это  событие. Кроме того, желательно записать воспоминания о жизни и поступках  членов семьи, рода. Важно также иметь  представление об исторической обстановке, в которой они жили, об исторических событиях, свидетелями которых они  являлись. Возможно, это позволит лучше  понять их поступки, черты характера, оценить их по достоинству, посочувствовать.

Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста