Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 121.45 Кб (Скачать документ)

Вышеизложенные сведения могут послужить основой материалов консультаций, стендов и папок  для родителей в группе. К сожалению, традиция ведения родословной во многом утрачена, представления о  ней в современном обществе весьма расплывчаты. Книг и материалов, посвященных  этой проблеме крайне мало. Педагог, который взял на себя смелость познакомить с родословной детей дошкольного возраста, должен заинтересовать родителей своих воспитанников, убедить их в необходимости такой работы. Собственно, ознакомление дошкольников с родословной невозможно без взаимопонимания, тесного и постоянного контакта с семьями детей. Начать работу с родителями можно с проведения анкетирования или индивидуальных бесед, в ходе которых выявляется их отношение к данному виду деятельности, разъясняются цели и задачи. Чаще всего педагоги все-таки находят отклик и поддержку. Родителям, проявившим заинтересованность, можно порекомендовать почерпнуть более подробную информацию по составлению родословного описания в пособиях по вспомогательным историческим дисциплинам [14,c.32].

Задача составления родословной  неизбежно появляется в процессе ознакомления детей старшего дошкольного  возраста с семьей, с ее составом, социальными ролями и родственными отношениями. Как известно, в дошкольном возрасте значительную роль в познании ребенком окружающего мира играет наглядно-образное мышление. Чрезвычайно важно, чтобы  дети усвоили, что все семьи разные, что каждая из них уникальна и  замечательна по-своему. Объяснить  это можно, используя широкий  спектр наглядных пособий: репродукции  произведений живописи и графики, относящихся  к жанру семейного портрета, модель кукольной семьи, плоскостные картонные  изображения для фланелеграфа или магнитной доски. После того как воспитателем продемонстрированы возможные варианты состава семьи, у детей возникает потребность рассказать о своей семье, составить ее схему. Поэтому представляется вполне закономерным, если далее последует занятие, посвященное ознакомлению дошкольников с родословной.

Ребенок узнает о том, что  он является не только членом своей  семьи, но и представителем своего рода, даже нескольких родов. Детям можно  объяснить, что род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию, такое определение более всего доступно пониманию дошкольников. Рассказ о своей семье, роде называется родословной. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Наиболее доступным для маленьких детей видом составления родословной является восходящая смешанная, которая включает родителей ребенка, бабушек и дедушек. В работе с детьми даже старшего дошкольного возраста не стоит употреблять термин «генеалогическое древо». Он довольно сложен для восприятия дошкольника. Напомним, что и сама восходящая смешанная родословная, по существу, никакого отношения к генеалогическому древу не имеет. Безусловно, нужно учитывать возрастные особенности детей, вряд ли дошкольнику будет интересно вписывать имена своих близких, или вклеивать их фотографии в скучные прямоугольники или овалы. Необходим образ. Воспитателю нужно заранее подготовить эскизы, показывающие возможные варианты рисунка схемы родословной.

Далее работа может строиться  по-разному. Первый вариант предполагает выполнение детьми вместе с родителями задания нарисовать свою родословную. В процессе его выполнения очень  важно участие и помощь педагога, советы, консультации для родителей. Затем на занятии организуется выставка рисунков родословной, дети рассказывают о своей семье, происходит обобщение  знаний, развитие нравственных чувств, любви к своей семье, гордости за принадлежность к своему роду. Согласно другому варианту, дошкольники на занятии в детском саду изображают свою родословную, вписывая имена, вклеивая фотографии или рисуя портреты своих близких. После также можно организовать выставку и провести совместно с родителями досуг, посвященный семье, родословной.

1.3 Методика ознакомления старших дошкольников с родословной семьи

 

Познание ребенком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе, чувства собственного достоинства, т. е. всего того, что делает человека личностью.

Содержание педагогической работы в этом направлении можно  распределить на несколько взаимосвязанных  частей.

Очень важно, чтобы ребенок  знал свою фамилию, домашний адрес, номер  телефона, имена родителей, близких  людей. Это необходимо ему для  осознания своей уникальности, а  также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребенок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию.

Интересная и важная работа может быть проведена по ознакомлению дошкольников с понятиями имени  и фамилии (почему появились имена, фамилии, что они обозначают, что  обозначают имена и фамилии конкретных детей, что обозначают имя и фамилия  воспитателя).

Родителям с детьми предлагается составить генеалогическое древо рода и сделайте это сами.

Следующая часть работы —  уточнение понятия «семья», а  также социальной роли всех членов семьи и самого ребенка в его  семье («Кто ты для мамы, дедушки, твоей  тети?», «Сколько в вашей семье  мам, пап, сыновей, дочерей?»). Выяснять и уточнять знания детей можно  не только в беседе, но и на занятиях изо деятельностью («Нарисуй свою семью»), в играх-драматизациях и сюжетно-ролевых играх в семью.

И наконец, значительная часть  работы, важная для интеллектуального  и нравственного развития ребенка, посвящается ознакомлению детей  с их родословной. К этой работе следует  привлекать и взрослых членов семьи, объясняя родителям ее значение и  необходимость. Методы могут быть разные: рассматривание семейных фотографий, сравнение ребенка с фотографиями других членов семьи для нахождения сходства, рассказы воспитателя, родителей  о своей родословной, организация  в дошкольном учреждении «Праздника семьи» и др. Важно прививать детям любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему [1,c.19].

Итак, познание ребенком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере ребенок  будет участвовать в процессе становления самого себя как человека.

В качестве вывода попытаемся сформулировать задачи ознакомления детей  старшего дошкольного возраста с  родословной. Поскольку данный вид  деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьями детей, представляется целесообразным выделить отдельно педагогические задачи для дошкольников и для  родителей. Изучение истории своей  семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание  стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. В работе воспитателя непосредственно с дошкольниками более актуальными являются задачи познавательного и развивающего характера. В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление. Так, например, рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.

В дошкольном детстве закладываются  основы формирования чувства ответственности  перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего  развития ребенка. В школьные годы часто  стремление «не огорчить маму», «не  опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.

Работа по составлению  родословной в детском саду нужна  и для обеспечения преемственности  со школьным обучением. Поиск своих  корней в семье продолжается, и  когда в школе ребенок будет  составлять родословную, в ней уже  может появиться шестое, седьмое  поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в  широком смысле этого слова —  преемственности поколений, исторического  развития в целом.

 

2. Анализ формирования  представлений о своей родословной  у детей старшего дошкольного  возраста на базе д /у №279 г. Минска

 

2.1 Констатирующий эксперимент

 

Знакомство дошкольников с родословной семьи сегодня активно внедряется  в систему образовательной работы с детьми. Формирование духовно-нравственной культуры, чувства любви к семье, родному краю, его природе, уважение к национальности должно осуществляться с самого раннего возраста.

Программа д/у №279 г. Минска взаимодействия детского сада с семьёй и социумом по нравственно - патриотическому воспитании  детей дошкольного возраста представлена в ( Приложении А).

Целью образовательной  работы по ознакомлению с родословной семьи обозначили: совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы нравственно-патриотического воспитания. Определили для себя основные приоритеты в задачах нравственно-патриотического воспитания: 

- расширять и углублять представления о человеческом обществе;

- оказывать содействие в осознании ребёнком своей принадлежности к семье, обществу;

- оказывать помощь в социализации ребёнка, в постижении им морально-этических норм и правил общества;

- расширять знания о родном городе, Беларуси, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны;

- углублять чувство любви и привязанности к семье, родному краю; формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовной ценности её народа;

- формировать осознание своей этнической принадлежности к определённой  культуре, народу, национальное самосознание;

- приобщать детей ко всем видам национального искусства;

- ориентировать родителей на морально-этическое воспитание детей в семье, обращение к национальным корням и традициям.

В дошкольной педагогике семья, как правило рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Д/у №279 г. Минска традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.

Детей необходимо знакомить  с семьями и родословной, как  с явлением общественной жизни, ее назначением  и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

  Современные программы,  как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно – патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной.

Исходя из всего выше сказанного, коллектив д/у №279 г. Минска основной проблемой на 2010 – 2011 учебный год избрал следующую: «Взаимосвязь задач нравственного и умственного воспитания дошкольников при ознакомлении с семьей и родословной как явлением общественной жизни». 
Тип проекта: информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья»,  индивидуальный, семейный, долгосрочный (Приложение Б, ).

 

2.2  Формирующий  эксперимент

 

В планирование образовательной  работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, были включили такие темы: «Моя семья»,  «Мой любимый детский сад»,  «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Моя бабушка и Дедушка», «Минск – мой родной город» . В перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста были внесены родительские собрания, анкетирования ,конференции, совместные праздники родителей и детей , привлечение родителей к совместной работе с детьми.(Приложение В , Г).

С целью организации познавательной деятельности детей по овладению  знаниями о национальных культурных ценностях, морально-этических нормах, традициях,  формирования представлений  о правилах поведения, связанных  с нравственными и моральными ценностями, духовной культурой,  были проведены занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста:

  • «Моя семья» (Приложение Д).
  • «Мой дом»
  • «Наш  детский сад»
  • «Я и мое имя»
  • «Моя группа»
  • «Минск – мой родной город»
  • «Моя Бабушка и Дедушка»
  • «Наша родина - Беларусь»

В процессе занятий использовался  наглядно-иллюстративный материал: фотографии, открытки, слайды с видами различных  мест нашего города, детские игрушки.

Для реализации педагогического проекта важна деятельность  воспитателя. Очень важна работа в контакте с родителями воспитанников. Подбор педагогической и детской литературы. Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости») Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками.

Составление конспектов занятий, бесед, литературных вечеров и праздников. Смотр-конкурс  «Фотографии из семейного альбома». Празднования Дня пожилого человека.

Составление генеалогического древа каждой семьи. Подбор фотографий для семейного  группового альбома «Вместе –  дружная семья Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Совместная деятельность детей  и родителей. Досуги «Бабушкин сундучок».

Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста