Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 121.45 Кб (Скачать документ)

Ожидаемые результаты:

Уважение  и почитание людей старшего поколения 

Установление контакта со старшими членами семьи,  нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста, укрепление семейных традиций, духовное общение  детей с пожилыми людьми, которые  и определят в конечном итоге  эффективность метода.

Была проведена беседа  о том, что они знают о своей семье “Моя дружная семья”, “Мама – мой лучший друг” « Мои близкие», «Как я помогаю дома», «Наши путешествие», «Мир семейных увлечений».

Составлены альбомы «Моя любимая семья», «Как мы любим, отдыхать», «Как я помогаю маме».

Продуктивная деятельность «Моя дружная  семья» «Семейный герб», «Дом в котором  мы живем» «Как мы отдыхаем».

Составление  генеалогического древа.

Сюжетно-ролевые игры, дидактические  “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом», «Играем  в профессии», «Кем быть».

Выставка рисунков “Моя мама –  самая лучшая”, “Наша дружная  семья”. «Как мы отдыхаем». (Приложение Е ) .

Воспитатели групп стремились так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о семье, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.                   

Непосредственные   наблюдения в сочетании   с усвоением  доступных    знаний способствовали развитию  образного и логического  мышления       ребёнка.

Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение  со стороны родителей, иногда она  расценивается как вмешательство  детского сада в личную семейную жизнь. Воспитателям пришлось объяснять родителям, что главное в ознакомлении ребенка с семьей в условиях детского сада – это воспитание любви и уважения к родным и близким.

Было решено, что уже с первой и второй младших групп имеет смысл начать составлять с детьми семейные альбомы или буклеты о семье. 
Оформление сделали различным, пусть родители проявят свою выдумку, творчество и фантазию.

В результате получились замечательные  работы: кто-то сделал небольшие альбомчики с  генеалогическим древом родословной, кто-то оформил на большом листе ватмана с фотографиями пап, мам, бабушек, дедушек и прапрадедушек, многие отметили, что эти альбомы станут семейной реликвией, тем пособием – на котором ребенок сможет увидеть наглядно своих близких  родственников. Для того, чтобы провести мониторинг  значения  воспитания  ребенка в семье его родителями, а также бабушками и дедушками, были разработаны и предложены : тест об «Участии бабушки и дедушки в воспитании внука», «Семейная анкета» для родителей, план дискуссионной встречи «Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков». 
  Для детей старших групп была предложена анкета, в которую входили следующие вопросы:

1.Как ты думаешь – «что такое семья?»

2.Как ты думаешь –  « что такое детский сад?»

 В данное время в  д/у №279 г. Минска проводится конкурс рисунков с участием детей и их родителей под названиями: « Моя семья» - рисуют дети и «Портрет моего ребенка» - рисуют родители. Самое существенное в воспитании  нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого стереотипа.

Одним из главных условий  нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к семье становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться, бережно относиться к продуктам  труда близких,  родных.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать  в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает  чувства.

 

2.3 Контрольный  эксперимент

 

Для того чтобы выявить  уровень сформированности у детей понятия о родословной семьи, была проведена с детьми беседа.

Цель: выявить уровень  знаний детей о бабушках и дедушках, родителях, сестре, брате и т.д., а также выявить уровень патриотических чувств к своей стране.

Вопросы:

  1. Что такое семья?
  2. Кто такие бабушка и дедушка?
  3. Кем работают мама и папа?
  4. Какая твоя фамилия?
  5. В какой стране ты живешь?

Анализ результатов:                 

Высокий уровень:

Ответы детей были хорошими, правильно отвечали на заданные вопросы. На вопросы отвечали так: ««Узнай и назови кем работают твои родители», «Где работают, что входит в их обязанности», «Что бы ты рассказал о семье», «Путешествие по генеалогическому древу»  .

Контрольная группа – 50%

Экспериментальная группа – 35%

Средний уровень:

Дети отвечали на вопросы не всегда точно. Отвечали в течении продолжительного времени.

Контрольная группа – 35%

Экспериментальная группа – 50%

Низкий уровень:

Дети не могли отвечать на заданные вопросы, но с интересом слушали  других детей.

Контрольная группа – 15%

Экспериментальная группа – 15%

Контрольная группа

высокий

средний

низкий

Купревич  Милена

+

   

Васильев  Ваня

 

+

 

Ивашко Рустам

+

   

Новохрост Милана

+

   

Иванова Настя

 

+

 

Назарчик Алина

+

   

Миронов Ваня

   

+

Чубарова  Вера

+

   

 

Экспериментальная группа

высокий

средний

низкий

Шкадаревич  Антон

+

   

Цибульская  Лена

+

   

Сакович Ваня

 

+

 

Менделева София

+

   

Коренский Максим

+

   

Болотова Вика

   

+

Борушко Диана

+

   

Пичуха Полина

+

   

 

Вывод: у детей сформированы навыки самообслуживания, у некоторых детей  уже сформированы коммуникативные  навыки общения.

Воспитатель в группе руководствуется  демократическим стилем общения. Поэтому  дети очень хорошо развиты творчески.

В процессе работы по ознакомлению с родословной семьи детей решаются также задачи и эстетического воспитания.  Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о семье, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать сопереживание произведениям народного музыкального искусства. 

Анализ результатов работы по выполнению запланированных педагогами задач показал, что целенаправленная работа педагогов, активное сотрудничество с родителями, социумом, приобщение детей к национальной культуре  позволили активизировать работу с детьми по ознакомлению с родословной семьи, повысить оценку деятельности и авторитет дошкольного учреждения среди родителей. Педагогическая диагностика показала достаточно высокую степень овладения дошкольниками знаниями  о родном крае. Результаты наблюдений за детьми повседневной деятельности показывают, что в повседневной жизни дети всё чаще проявляют такие нравственные качества, как отзывчивость, справедливость, взаимопомощь, вежливость, культура поведения. Дети приобрели устойчивые представления о морально-нравственных нормах  и правилах поведения, научились оценивать свои поступки. Дети знают и умеют назвать свою членов своей семьи, свой город, умеют показать на карте город Минск; знают и называют областные города Беларуси; знают, кем работают родители, бабушки , дедушки и др.

Работа воспитателя  с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она  также включает изучение системы  нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и  промахи, воспитатель оказывает  им необходимую помощь советами, рекомендациями. При этом его внимание должно быть сосредоточено прежде всего на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.

Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного  воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера  родителей, значение семейных праздников и традиций.

Надо добиваться, чтобы  в каждой семье поняли необходимость  требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в  использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели  дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.

Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыки, исполнения любимых песен, приглашения  к ребенку его друзей, организации  игр, развлечений.

Убедительной формой педагогической пропаганды является просмотр и обсуждение с родителями кинофильмов о воспитании («Однажды солгав», «Ничему плохому не учили», «Мама заболела» и др.).

Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень  нравственного развития их детей, отмечая  сдвиги, выделяя конкретные задачи для совместного их решения.

Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости  нравственного воспитания детей  с первых лет жизни, в возможности  предупредить и преодолеть отрицательные  проявления в их поведении, вырастить  из них достойных граждан нашей страны.

 Решая задачи нравственно-патриотического  воспитания, убедились, что активная, целенаправленная работа в этом  направлении эффективно помогает  в воспитании и развитии детей,  формирует у них представления  о семье, современной жизни народа, нравственные нормы и правила, которые вырабатывались в сознании человечества веками.

Заключительная диагностика и анкетирование родителей и детей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста»,

 показала, что знания детей о семье, о своей фамилии достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим. Родители в свою очередь заинтересованно отнеслись к изучению с детьми своих родословных и традиций семьи, и получили огромный запас знаний по данной теме. (Приложение Ж).

Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Таким образом, можно считать, что цель данного проекта достигнута. Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям. Нам удалось сориентировать родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование позволило  сделать следующие выводы:

1. Изучением генеалогии своей семьи в прошлые века занимались не из праздного любопытства, а из жизненной необходимости: родословной семьи занимались только знатные люди, которым  нужны были доказательства своей принадлежности к знатному, благородному семейству. Сейчас же большинство людей начинает составлять свою родословную книгу, чтобы оставить для потомков сведения о себе и своих предках (многим весьма обидно, что родословную своих животных они изучили лучше, чем свою собственную). 

Метод проектной деятельности был выбран за основу формирования познаний  дошкольников о родословной семьи. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления  о семье как ценности, об уровнях  ценностей семьи. Многие дети не могут  охарактеризовать значимость семьи  для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Поэтому первостепенное значение приобретает  организация целенаправленного  взаимодействия между родителями и  ребенком с одной стороны и  родителями и воспитателями с  другой.

Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста