Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты ознакомления с родословной семьи дошкольников;
- дать понятие родословного дерева и проанализировать методику обучения детей к социальному понятию семьи;
- выявить воспитательный потенциал педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;
- рассмотреть методику организации ознакомления с родословной семьи на материалах д/у №279 г. Минска и рассмотреть направления по ее усовершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………….………………..3
1. Теоретические аспекты формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста……………………………..………………5
1.1 Понятие родословной семьи и гражданственности…………………….……..5
1.2 Понятие родословного дерева…………………………………………….……7
1.3 Методики ознакомления старших дошкольников с родословной семьи…...10
2. Анализ формирования представлений о своей родословной у детей старшего дошкольного возраста на базе д/у №279 г. Минска………………………….…..14
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………………….….14
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………….…15
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа д/у №279 г. Минска….…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект ознакомления с родословной семьи детей дошкольного возраста…………………………………...…………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этапы работы над проектом ….…….………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста ….…………………………..………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Занятие на тему: Моя семья ….…………..…………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Диск с презентацией ….…………………..…………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анализ результатов анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».….………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа педагогика.docx

— 121.45 Кб (Скачать документ)

 

3. Исследование

    • Знакомство  с историей создания и развития своей  семьи, изучение влияния создания родословной на развитие семьи. В результате изучения родословной у детей с родителями установить более тесную связь во взаимоотношениях.

 

4. Аннотация и обобщение

    • В процессе работы над проектом у детей формируются понятия о родословной своей семьи, родственных отношениях, семейных традициях. В процессе поиска совместно с родителями дети учатся составлять своё генеалогическое древа, герб своей семьи.
    • Ожидаемые результаты обучения: Развитие личности дошкольника, его творческих способностей. Воспитание нравственных и патриотических чувств, эмоционально-позитивного отношения к себе, своей семье и окружающим. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление дошкольника как субъекта деятельности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(справочное)

Перспективный план работы с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Планирование работы с  родителями

1. Анкетирование 
и опросы

  • Опрос родителей "Ваши пожелания и ожидания";
  • Анкета для родителей об оценке сотрудничества с ДОУ.

сентябрь

2. Родительские собрания

  • "Уроки вежливости и красоты";
  • "Из чего складывается трудолюбие";
  • "Мудрые заповеди народной педагогики".

октябрь 
декабрь 
март

3. Семинар- практикум

"Досуг семьи. Место  ребенка в нём"

январь

4. Конференция

"Семейные традиции"

ноябрь

5. Дни открытых дверей

Участие родителей в мероприятиях группы

октябрь, апрель

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

1. Привлечение родителей  к участию в деятельности группы

  • Занятия с участием родителей:
    • "Наша родословная";
    • "Путешествие по карте мира".
  • Семейные проекты:
    • "Родословное древо";
    • "Секреты бабушкиного сундука";
    • "Великие люди России";
    • "Герои-полководцы";
    • "Народы мира".
  • Встречи с интересными людьми:
    • учителем;
    • инспектором ГИБДД;
    • бухгалтером;
    • библиотекарем.
  • Экскурсии по городу

 
октябрь 
апрель

октябрь 
декабрь 
январь 
февраль 
март 

 

в теч. года

 
в теч. года

2. Праздники, развлечения

  • "День знаний";
  • Семейный праздник "Семья талантами богата";
  • "Посиделки";
  • "Ярмарка чудес";
  • "Новогодний праздник";
  • "Масленица";
  • "Праздник 8 Марта";
  • "День Победы - праздник дедов";
  • "До свидания, детский сад".

сентябрь 
октябрь 
ноябрь 
январь 
декабрь 
февраль 
февраль 
март 
апрель 
май

Педагогическое просвещение  родителей

1. Наглядная педагогическая  информация

  1. Тематические выставки:
    • "Знакомство детей с Государственными символами";
    • "Родной край: история и современность";
    • "Природа родного края".
  2. Выпуск газеты для родителей;
  3. Памятки для родителей;
  4. Выставки детских работ;
  5. Реклама книг, статей из газет и журналов по проблеме патриотического воспитания детей.

в теч. года 

 

 

 

ежемесячно 
в теч. года 
в теч. года 
в теч. года

2. Консультирование

  • "День рождения в семье";
  • "В музей вместе с ребенком";
  • "Досуг с ребенком на природе";
  • "Как организовать труд ребенка в природе".

октябрь 
декабрь 
март 
апрель


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(справочное)

 

Занятие на тему: Моя семья

 

Задачи:

Формировать  представление  о  семье,  как  о  людях,  которые  живут  вместе;  учить  строить  элементарные  родственные  связи;  активизировать  словарь  детей  на  основе  углубления  знаний  о  своей  семье.

Развитие  умения  рассуждать  и  доказывать,  развитие  мышления.

Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семьи.

Материал:  рисунки на  тему  «Моя  семья»,  дидактическая игра  «Кто  какую работу  в доме  выполняет»,  персонажи сказки  «Репка»,  сюжетные  картины.

Музыкальный  ряд:  песня «Неразлучные  друзья».

Предварительная  работа:  чтение  рассказов – Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев    «Мама»,   Л.  Воронкова «Как  Вовка бабушек выручал»,  Л.  Толстой «Старый дед и внучек»;  совместные  рисунки родителей и детей «Герб семьи»;  рисунки детей на  тему  «Моя  семья»;  совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о маме,  о семье.

 

Ход  занятия.

 Дети  стоят  в   кругу.

- Собрались  все   дети  в  круг.

  Я - твой  друг  и   ты – мой  друг.

  Крепко  за  руки  возьмёмся 

  И  друг  другу   улыбнёмся.

- Здравствуйте,  милые   дети,  вы  всех  прекрасней  на  свете.  Сегодня  у   нас  гости,  давайте  поздороваемся   с  ними.

Дети  садятся  на  места.  

 Сообщение  темы  занятия.

-  Ребята,  сегодня   на  занятии  мы  с  вами  совершим  путешествие  в   сказку.  Хотите?

- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой   благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать   большой  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).

- Это  сказка  про  дружную семью.  Назовите  её  членов.  Дед,  бабка,  внучка,  Жучка,  кошка,  мышка.)

 Беседа.  Рассказы  детей.

- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?

- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где   царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое   дорогое,  что  есть    у   каждого  человека.

-  Репка  хочет   познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.

- «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли   тащить:  тянет-потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед на  помощь  бабку.  А бабка говорит:  «Я  тебе  обязательно помогу,  но  уж  очень мне интересно,  что это за  рисунки у ребят?»

-  Дети,  расскажем   бабке?

- Сегодня  у  нас   на  занятии  открыта  выставка  рисунков  «Моя  семья».  Кто   хочет  рассказать  о  своей   семье?  (Дети  по  желанию   выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)

Наводящие  вопросы:

- С  кем  ты  живёшь?

- Кто  самый  старший   в  вашей  семье?

- Кто  самый  младший?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

 Психогимнастика.

- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда   они радуются,  когда  у   них  хорошее  настроение?

- А  если  они   хмурятся?

-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.

-   «Бабка  за  дедку,  дедка за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала бабка внучку,  а внучка  говорит:  «С  удовольствием,  а потом с ребятами  поиграю».

5.  Игра  «Кто  какую  работу  выполняет».

Дети  выходят  к  доске.  Каждому  участнику  раздаётся  карточка  с  названием  того  или  иного  задания,  которое  выполняет  кто-то  из  членов  семьи.  Дети  ставят  эту  карточку  рядом  с  иллюстрацией  члена  семьи,  произнося  при  этом  фразу,  например:  «брат  катается  на  коньках».  И  т.  д.

Внучка  с  детьми  участвует  в  игре.

 Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,

Летом  и  зимой.

Мы  во  двор  выходим

Дружною  семьёй.

Встанем  в  круг  и  по  порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).

Папа  бодро  приседает  (приседания).

Повороты  вправо-влево

Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).

А  я  сам  бегу  трусцой

И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).

-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка   за дедку,  дедка за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала на  помощь».  Потом она увидела иллюстрации на  доске,  и ей  захотелось  у нас остаться.  Разрешим  Жучке?

7.  Работа  над   иллюстрациями.

Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных.

-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки   с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами).

-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине   изображена  семья?

-  Почему?

-  Что  чувствует   кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык   с  телятами?

-  Правильно  и   животные  испытывают  чувство   радости,  когда  находятся   в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих   родителей  тем,  что  они   подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

-  Понравилось  жучке   вместе  с  вами  иллюстрации   рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.

-  Кого  позвала   Жучка?

-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть.

8.  Пальчиковая   гимнастика  «Дружная  семья».

Этот  пальчик – дедушка,

Этот  пальчик – бабушка,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик  – я,

Вместе – дружная  семья!

-  Сказка  продолжается.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка   за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала кошка мышку».

-  Мышка  прибежала   не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.

1.  Мне  она  тётя,  а  моей  маме…(сестра).

2.  Моему  папе  он  папа,  а  мне…(дедушка).

3.  Моему  папе  она   жена,  а  мне…(мама).

4.  папе  он  родной  брат,  а  мне…(дядя).

-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для   вас  мышка.  Взялись  они   все  вместе  за  репку   и  вытянули  её  из  земли.

-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).

9.  Итог.

-  Как  хорошо,  что   у  всех  у  вас  есть  семьи.  Главное,  чтобы  в   семье  всегда  был  мир,  дружба,  уважение,  любовь  друг  к  другу.

-  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?

  Закончить  наше  игровое  занятие  я  предлагаю   песней,  которая  называется  «Неразлучные  друзья».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(справочное)

 

Диск и презентацией

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

(справочное)

 

Анализ результатов  анкетирования родителей по теме: «Ознакомление с родословной семьи детей дошкольного возраста».

 

Анкетирование родителей:

1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с традициями, памятными датами семьи?

2. Как Вы считаете, актуальна  ли в современном обществе  тема ознакомления с родословной  семьи?

3.Готовы ли Вы участвовать  в проектах по нравственно  – патриотическому воспитанию?

 

 

  


 

 

 

Опрос детей:

1 Назови твою  фамилию?

2 Назови твое  отчество?

3Что такое - семья? 

 


 

 


Информация о работе Формирование Представлений о родословной у детей старшего дошкольного возраста